Гражданин был призван на действительную военную службу по призыву 28.10.1984, проходил службу в Афганистане, имеет удостоверение участника боевых действий в Афганистане.
После службы в армии он поступил в педагогический институт, после окончания которого осуществлял педагогическую деятельность.
Территориальным ПФР вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии этому гражданину ввиду отсутствия требуемого специального стажа (исключен период службы в армии).
Включается ли в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, период прохождения военной службы по призыву?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В стаж для досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР до 01.10.1993 подлежат включению, если на момент обращения гражданина за назначением пенсии им помимо данных периодов службы выработан педагогический стаж в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 16 лет 8 месяцев.
Обоснование вывода:
Досрочные трудовые пенсии по старости педагогическим работникам назначаются на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу 01.01.2002 (далее - Закон N 173-ФЗ). Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ пенсия по старости досрочно назначается лицам (независимо от их возраста), осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. Для пенсионного обеспечения данной категории лиц постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию. При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение периода службы в армии в стаж для досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Однако в рассматриваемой ситуации гражданин призван на военную службу 28.10.1984, то есть в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Положение N 1397). Пунктами 1, 4 Положения N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал, что вносимые законодателем изменения в пенсионное законодательство, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Поэтому у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права: действующее законодательство не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Поскольку Конституционный Суд РФ при вынесении данного постановления формально ссылался лишь на ранее действовавшее (до вступления в силу Закона N 173-ФЗ) пенсионное законодательство Российской Федерации,*(1) территориальные органы Пенсионного фонда РФ в своей практике отказывают гражданам в оценке приобретенных ими до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам советского пенсионного законодательства.
В то же время суды исходят из того, что граждане, выполняя работу (и иные приравненные к ней виды деятельности), которая во время ее осуществления по нормам советского законодательства давала право на определенные льготы (в том числе на включение периодов в специальный трудовой стаж), правомерно рассчитывали на применение впоследствии к ним этих льгот и не могли разумно предвидеть изменение законодательства, лишающее их соответствующих льгот. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав таких граждан в области пенсионного обеспечения. Поэтому в судебной практике в настоящее время главенствует подход, согласно которому постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П необходимо придавать расширительное толкование и признавать за гражданами право на оценку приобретенных ими до 01.10.1993*(2) пенсионных прав в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам советского пенсионного законодательства (Постановления N 1397).
В частности, суды удовлетворяют иски граждан к территориальным органам Пенсионного фонда РФ о включении в стаж для досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР до 01.10.1993 на основании п.п. 1, 4 Положения N 1397, если в рамках гражданского дела будет доказано, что на момент обращения гражданина за назначением пенсии им помимо данных периодов службы выработан педагогический стаж в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет стажа). В этой связи смотрите, к примеру, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.07.2008 N 2-В08-7, от 16.04.2010 N 29-В10-1.
К сведению:
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
В настоящее время существует лишь одно постановление Правительства РФ, утвердившее соответствующий перечень - постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941). Согласно абз. 9 пп. "б" п. 3 данного постановления время службы на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах, включается в выслугу лет для назначения пенсий из расчета один месяц службы за три месяца.
Исходя из данной нормы отдельные суды включают в стаж для досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, периоды службы на территории Республики Афганистан в льготном, увеличенном размере. В этой связи смотрите, например, постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан N 44г-.../11 от 27.04.2011, с текстом документа можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/643881; решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан по делу N 2-1062/11 от 19.10.2011, с текстом документа можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/2918001.
Однако, по нашему мнению, основания для такого расчета специального трудового стажа сомнительны. Из буквального толкования п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ следует, что время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях (абз. 1), а в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет (абз. 2) оно засчитывается только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ (смотрите также определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.04.2001 N 67-В01-2).
Постановление N 941 предусматривает включение времени службы в выслугу лет в увеличенном размере исключительно для целей пенсионного обеспечения в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих законов и постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" (Преамбула к Постановлению N 941). Иными словами, включение времени службы на территории Республики Афганистан в льготном, увеличенном размере распространяется только на случаи расчета выслуги лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (п. 3 Постановления N 941).
Для использования такого же льготного порядка расчета (включения времени службы в стаж в увеличенном размере) при определении специального трудового стажа для установления пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в том числе досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью), по нашему мнению, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ необходим специальный перечень, утвержденный Правительством РФ. Однако в настоящее время такой перечень отсутствует. Поэтому периоды прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, должны засчитываться в специальный трудовой стаж для назначения пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в календарном размере.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
26 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) То есть на Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ним списки должностей и учреждений, а также правила исчисления стажа, в частности:
- Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463;
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067.
*(2) В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 Постановление N 1397 не применяется на территории РФ с 01.10.1993.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"