К расчету тарифа обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Сохранение и развитие института социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одной из важнейших задач нового Министерства труда и социальной защиты РФ и должно основываться на реальных оценках профессионального риска страхователей и назначения адекватного этому риску страхового тарифа - тот, кто создает риск, тот и платит. Для этого необходимо пересмотреть применяемые методы расчета страхового тарифа, которые, в частности, не предусматривают оценку случайных отклонений числа страховых случаев от средних значений и формирования страхового резерва для их компенсации. Данный резерв в настоящее время формируется из остатков доходов Фонда социального страхования РФ по итогам года (см. постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 N 390), что не позволяет объективно оценить его необходимую величину.
Производственный травматизм является важной социально-гигиенической проблемой. Решение ее неразрывно связано с улучшением состояния здоровья населения, со снижением уровня временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, с увеличением средней продолжительности предстоящей жизни. Травматизм наносит огромный экономический ущерб - по данным Международной организации труда (МОТ), ущерб от потерянных рабочих дней, расходов на лечение и компенсационных выплат превышает 1,25 трлн. дол. (примерно 4% мирового ВВП)*(1). Несчастные случаи и травмы занимают третье место среди причин смертности населения большинства экономически развитых стран. Ситуация усугубляется тем, что чаще всего (более чем в 70% случаев) травмы получают люди молодого и среднего возраста - наиболее трудоспособная часть населения. Смертность от травматизма, являясь преждевременной, непосредственно сказывается на медико-демографическом благополучии населения.
В России потери фактически отработанного времени из-за травматизма на производстве, дополнительных отпусков и сокращения продолжительности рабочего времени вследствие травматизма в 2011 г. составили 92,5 млн. человеко-дней, что равноценно невыходу на работу в течение года 755,3 тыс. человек. Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются приблизительно в 928 млрд. руб., включая 130 млрд. руб. в виде потери налоговых доходов, что эквивалентно потере 2,1% ВВП*(2).
Эти цифры показывают, что российская экономика имеет колоссальные резервы для повышения эффективности и сбережения трудовых ресурсов. Для вскрытия этих резервов необходимо изменить политику охраны труда и перейти от компенсации ущерба к управлению профессиональными рисками на основе развития социального страхования.
В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, поставлена задача сократить уровень смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации работодателей к улучшению условий труда.
Статья 209 Трудового кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (в действующей редакции) определяют профессиональный риск как вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанную с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных действующим законодательством.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
1) обязательных страховых взносов страхователей;
2) взыскиваемых штрафов и пени;
3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
4) иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ.
В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (в действующей редакции) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если по такому договору страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых согласно статьям 18 и 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховщиком - Фондом социального страхования (ФСС) в порядке, определяемом Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 06.09.2001 N 652 (в действующей редакции). Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются отдельным федеральным законом.
До настоящего времени рассматриваемый вид страхования является окупаемым и даже позволяет частично покрывать дефицит по другому виду обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (табл. 1).
Таблица 1
Доходы и расходы бюджета ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, млн. руб.
Год | Страховые взносы | Совокупные расходы | Изменение страхового резерва по НС и ПЗ | Источник информации (федеральный закон) |
2007 | 47 007,15 | 41 423,12 | + 10 725,69 | |
2008 | 59 095,97 | 46 655,13 | + 11 139,11 | |
2009 | 57 567,41 | 52 905,72 | + 5275,29 | |
2010 | 62 219,40 | 54 905,35 | - 30 532,54 | |
2011 | 71 485,98 | 59 985,04 | нет данных | данные сайта ФСС |
Тарифная политика (в части установления страховых тарифов и скидок и надбавок к ним) по страхованию от профессиональных рисков в большинстве развитых стран и в России предполагает первичную и вторичную дифференциацию взносов. Первичная реализует принцип зависимости величины взносов от степени производственного риска по видам экономической деятельности. Цель вторичной состоит в учете количества несчастных случаев на конкретном предприятии и соответствующих затрат, т.е. применяется оценка индивидуального уровня профессионального риска страхователя по коэффициенту финансовой нагрузки (отношение финансовых обязательств по страховым случаям к заработной плате, с которой взимаются страховые взносы) на страхователя. В табл. 2 приведены данные*(3) по скидкам и надбавкам к страховым взносам страхователей, из которых следует, что суммарная величина скидок заметно превосходит суммарные надбавки, несмотря на значительно меньшее число получателей скидки. При этом число страхователей, к которым применяются скидки и надбавки, неуклонно растет.
Таблица 2
Скидки и надбавки к страховым взносам страхователей
Показатели | Значения показателей по годам | ||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Количество страхователей, получивших скидки к страховому тарифу | 409 | 751 | 850 | 911 | 954 | 987 | 962 |
Количество страхователей, получивших надбавки к страховому тарифу | 4619 | 5675 | 5469 | 5937 | 5655 | 5575 | 5891 |
Общая сумма скидок, млн. руб. | 176 | 285 | 409,4 | 498,9 | 524,3 | 596,2 | 715,9 |
Общая сумма надбавок, млн. руб. | 145 | 184 | 209,8 | 259,5 | 369,0 | 335,6 | 407,7 |
В целом приведенные в табл. 1 и 2 данные показывают достаточность средств для исполнения ФСС своих публичных обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вместе с тем вследствие старения и снижения трудовой занятости населения, ежегодного роста расходов ФСС на страховые выплаты, отказа от зачетного механизма*(4) при уплате страховых взносов в ФСС в связи с переходом на казначейское обслуживание исполнения своего бюджета и для обеспечения планируемого профицита бюджета ФСС на 2012-2014 гг. потребуется четкое администрирование сбора страховых взносов на основе тарифа, учитывающего индивидуальный уровень профессионального риска страхователей.
Важной особенностью рассматриваемого вида страхования является разнообразие выплат по страховым случаям, предусмотренных ст. 8 Федерального закона N 125-ФЗ (пособие по временной нетрудоспособности; единовременные и регулярные страховые выплаты в связи с гибелью застрахованного или утратой им трудоспособности; дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая), назначаемых и выплачиваемых как по вновь возникающим страховым случаям, так и по ранее произошедшим, что затрудняет применение общепринятых актуарных методов и требует разработки специальных методов расчета.
В качестве основных принципов разработки методики расчета тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приняты принцип солидарности (всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, распределение солидарной ответственности на всех страхователей с учетом их индивидуального уровня риска) и принцип финансовой устойчивости (эквивалентность обязательного страхового взноса индивидуальному уровню профессионального риска страхователя и соответствие размеров страхового обеспечения величине средств обязательного социального страхования, а также автономность финансовой системы обязательного социального страхования).
Условие финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предстоящий год можно записать в следующем виде:
, (1)
где:
- средняя по всем видам экономической деятельности базовая ставка страхового тарифа;
Ф - прогнозируемый на предстоящий год суммарный по всем видам экономической деятельности фонд оплаты труда, облагаемый страховыми взносами;
- ожидаемые суммарные регулярные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью по прогнозируемым страховым случаям;
- ожидаемые суммарные регулярные (ежемесячные) выплаты, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, по прогнозируемым страховым случаям;
- ожидаемые суммарные регулярные выплаты застрахованным либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае их смерти, по прогнозируемым страховым случаям;
- ожидаемые суммарные единовременные страховые выплаты застрахованным либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае их смерти, по прогнозируемым страховым случаям;
- прогнозируемые суммарные продолжающиеся регулярные выплаты в связи со смертью кормильца по страховым случаям, произошедшим в предшествующий период;
- прогнозируемые суммарные продолжающиеся регулярные выплаты застрахованным в связи трудовым увечьем по страховым случаям, произошедшим в предшествующий период;
- прогнозируемые суммарные продолжающиеся регулярные выплаты застрахованным в связи с профессиональным заболеванием по страховым случаям, произошедшим в предшествующий период;
- прогнозируемые собственные расходы ФСС в предстоящем году.
При прогнозировании продолжающихся регулярных и единовременных выплат по страховым случаям, произошедшим в предшествующий период, необходимо учитывать возможность их индексации.
Степень детализации входящих в формулу (1) величин определяется наличием статистики по страховым случаям, например, по данным Росстата - производственные травмы, в том числе, смертельные, профессиональные заболевания и тяжесть их последствий в стоимостном и натуральном (количество дней временной нетрудоспособности, содержание программы реабилитации) выражениях. Необходимо иметь в виду, что практически все входящие в это выражение величины, кроме ставки тарифа и собственных расходов ФСС, являются случайными величинами, зависящими от многих факторов, но количество страховых случаев и тяжесть их последствий есть независимые переменные, а остальные величины в той или иной мере зависят от них.
Важно отметить, что финансовая устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивается не только за счет установления страховых тарифов, адекватных уровню профессионального риска, но и за счет ограничения максимальных размеров единовременных страховых выплат, которые согласно ст. 11 Федерального закона N 125-ФЗ устанавливаются отдельным федеральным законом о бюджете ФСС на предстоящий год и плановый период.
Анализ статистики*(5) по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям за последние 10-15 лет позволил выявить, что:
- массив данных по профессиональным рискам имеет характер динамического (временного) ряда;
- устойчивое снижение количества несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, имеет незначительное повышение в конце рассматриваемого периода (2010-2011 гг.);
- снижение численности больных с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением) в период 1990-2006 гг. с последующей стабилизацией и некоторым увеличением в конце рассматриваемого периода (2009-2011 гг.).
Поскольку любое прогнозирование, особенно для относительно коротких динамических рядов (рассматриваемый вид страхования введен с 2000 г.), неизбежно связано с погрешностями, в расчете страхового тарифа необходимо учитывать случайные статистические отклонения числа страховых случаев от их средних значений. Для компенсации этих отклонений введем в правую часть формулы (1) величину приращения страхового резерва (в настоящее время страховой резерв ФСС формируется из остатка страховых взносов по итогам года), что позволит перейти от неравенства к равенству:
(2)
и затем к расчету базовой ставки страхового тарифа:
(3)
(4)
, (5)
где:
- основная часть базовой ставки страхового тарифа, соответствующая математическому ожиданию страховых выплат по всем основаниям (расходных обязательств ФСС) и собственным расходам ФСС;
- рисковая часть базовой ставки страхового тарифа, учитывающая случайные отклонения страховых случаев в большую сторону относительно их математического ожидания;
;
;
- математические ожидания общего числа несчастных случаев на производстве, числа несчастных случаев со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на прогнозируемый год;
- коэффициент, учитывающий долю пострадавших от несчастных случаев, которым назначены единовременные выплаты в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, в общем числе пострадавших от несчастных случаев на производстве;
- средние единовременные выплаты в соответствии со степенью утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности на один страховой случай в прогнозируемом году;
- средняя выплата по всем основаниям на один несчастный случай на производстве без смертельного исхода;
- средняя выплата по всем основаниям на один несчастный случай на производстве со смертельным исходом;
- средняя выплата по всем основаниям на один случай профессионального заболевания (отравления);
k - коэффициент, учитывающий относительную величину доверительного интервала изменений случайных значений числа прогнозируемых страховых случаев;
;
;
- средние квадратические отклонения количества несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом и профессиональных значений от прогнозных значений.
Необходимость выделения несчастных случаев со смертельным исходом вызвана как особым вниманием общества и органов власти к таким случаям, так и особенностями страховых выплат по ним.
В работах по эконометрии*(6) показано, что при условии нормального распределения ошибок статистических наблюдений числа страховых случаев по годам (это условие выполняется в связи с большим числом ежегодных страховых случаев) доверительный интервал возможных отклонений результатов прогноза имеет распределение Стьюдента. Тогда коэффициент k является квантилем распределения Стьюдента и определяется в зависимости от заданного значения доверительной вероятности
, продолжительности статистических наблюдений по годам m и числа определяемых параметров случайной функции распределения страховых случаев r (в нашем случае r = 2, поскольку мы вычисляем только математическое ожидание и дисперсию страховых случаев) по известным статистическим справочникам.
Для прогнозирования числа страховых случаев применены экспоненциальные и полиномиальные тренды второй и третьей степени. При этом учитывалось, что полиномиальные тренды позволяют описать практически любые динамические ряды, но при отсутствии четкого понимания природы исследуемого процесса полиномиальная модель, хорошо описывающая прошлое поведение, может привести к существенным ошибкам прогнозирования. Для снижения ошибок дополнительно применялись методы непараметрического анализа динамических рядов с использованием экспоненциальной аппроксимации, обеспечивающей высокую точность прогноза при небольшом числе наблюдений в исследуемом ряду (в нашем случае m = 10 лет). Однако метод экспоненциального сглаживания может применяться при прогнозировании лишь на один шаг, а при составлении прогноза на два и более шага вперед он выводит на прямую. Это объясняется тем, что вычислительный процесс в экспоненциальном сглаживании построен как адаптивная процедура, в которой коэффициенты полинома пересчитываются по старым коэффициентам и новым данным с экспоненциально убывающими весами, причем наибольший вес приписывается последнему наблюдению*(7).
Применимость экспоненциальных и полиномиальных трендов по критерию Фишера показала удовлетворительную сходимость. Так, например, при аппроксимации функции зависимости численности пострадавших при несчастных случаях на производстве от времени полиномом второй степени коэффициент детерминации, применяемый для оценки качества (сходимости) прогнозной модели, R2 = 0,9805. Таким образом, выбранная модель учитывает более 98% факторов, влияющих на результат прогнозирования.
Пример результатов прогнозирования с использованием пакета прикладных программ "Анализ данных" Microsoft Office Excel 2007 показан на рис.
Сравнительные результаты расчетов базовой ставки страхового тарифа по формулам (1)-(5) с использованием данных Росстата, сведений из законов об исполнении бюджетов ФСС за 2010-2011 гг. (см. табл. 1) и прогнозов авторов представлены в табл. 3 и показывают хорошую сходимость оценок базового страхового тарифа при различных методах прогнозирования страховых случаев.
Таблица 3
Сравнительные результаты расчетов базовой ставки страхового тарифа
Годы | Средняя величина страхового тарифа, % ФОТ | Суммарный ФОТ для начисления, трлн. руб. | Расходы ФСС на ведение дела, млрд. руб. | Расходы ФСС на предупредительные мероприятия, млрд. руб. | |
2010, факт | 0,501 | 12 410,7 | 6157,1 | 4623,5 | |
2011, факт | 0,513 | 13 942,3 | 6523,3 | 5419,6 | |
2012 | Прогноз по экспоненциальному тренду | 0,5423 | 14 600 | 6900 | 6400 |
Прогноз по полиномиальному тренду | 0,5418 |
Таблица 4
Структура страхового тарифа, в процентах
Годы | Обязательства по новым страховым случаям | Обязательства по страховым случаям за предшествующий период | Рисковая надбавка | Расходы на ведение дела | Расходы на предупредительные мероприятия | Остаток | |
2010 факт | 70,92 | нет | 9,90 | 7,43 | 11,75 | ||
2011 факт | 67,21 | нет | 9,13 | 7,58 | 16,08 | ||
2012 | Прогноз по экспоненциальному тренду | 21,45 | 58,25 | 3,51 | 8,71 | 8,08 | нет |
Прогноз по полиномиальному тренду | 20,44 | 58,30 | 4,45 | 8,72 | 8,09 | нет |
Результаты расчетов доказывают возможность и необходимость применения предлагаемой методики расчета тарифа в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для повышения точности прогнозных оценок и учета статистических отклонений в целях формирования адекватного этим отклонениям страхового резерва средств.
По известной базовой ставке можно рассчитать величину страхового тарифа по классам профессионального риска, определенным в Правилах отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (в действующей редакции), и затем установить индивидуальный тариф каждому страхователю по системе бонус-малус согласно Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652 (в действующей редакции).
Таким образом, применение предлагаемой методики расчета страхового тарифа обеспечит более точную оценку индивидуального профессионального риска страхователя.
А.П. Архипов,
профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова,
доктор экономических наук
О.В. Бойко,
ассистент кафедры страхования
Ж.С. Галочкина,
ассистент кафедры страхования
"Финансы", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Охрана труда в цифрах и фактах. Направления совершенствования глобальной культуры охраны труда - Доклад МОТ, 2011 г.
*(2) Сафонов А. "Концепция-2020: модернизация трудовых отношений" - Известия, 04.05.2012.
*(3) Каминский К.П. Профессиональные риски в системе ОСС / К.П. Каминский // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2011. N 7. С. 3-6.
*(4) Зачетный механизм предусматривает уменьшение страховых взносов страхователей по рассматриваемому виду социального страхования на сумму страховых выплат застрахованным, осуществляемых самим страхователем.
*(5) Условия труда, производственный травматизм [электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Официальные публикации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wag es/.
*(6) См., например: Суслов В.И., Ибрагимов Н.М., Талышева Л.П., Цыплаков А.А. Эконометрия: Учебник для вузов: / отв. ред. Г.М. Мкртчян; НГУ, Нац. фонд подготовки кадров. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 744 с.
*(7) См.: Розенберг Г.С., Шитиков В.К., Брусиловский П.М. Экологическое прогнозирование (функциональные предикторы временных рядов) - Тольятти, 1994.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414