"Применение МСФО в IT сфере" (интервью с Д.В. Поленовым, финансовым директором компании "СИТРОНИКС Телеком Солюшнс"
О нюансах процесса учета затрат в IT сфере и о применении МСФО мы поговорили с Дмитрием Валерьевичем Поленовым, финансовым директором компании "СИТРОНИКС Телеком Солюшнс". Компания является ведущим поставщиком комплексных решений в области разработки программных продуктов, систем поддержки операционной и бизнес-деятельности для операторов связи на рынках России, СНГ, Центральной и Юго-Восточной Европы, стран Африки и Ближнего Востока. Продуктами и решениями компании пользуются более десяти телекоммуникационных операторов, обслуживающих более ста миллионов конечных пользователей в 14 странах мира. Из разговора с Дмитрием Валерьевичем мы узнали, как процесс разработки программного обеспечения влияет на учет расходов и насколько автоматизирован учет в компании.
Основным направлением деятельности вашей компании является разработка собственных программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию систем биллинга операторов фиксированной и мобильной связи. Расскажите, передаете ли вы в собственность заказчика разработанное для него программное обеспечение или вы его сдаете в аренду? У кого исключительные права на ПО? Как происходит передача программы?
Политика компании в области управления интеллектуальной собственностью подразумевает сохранение исключительных прав за нами, несмотря на то, что любой программный продукт требует кастомизации и настройки под нужды заказчика. Последний получает право использования программного продукта на основании лицензионного соглашения. Данная форма контрактных отношений максимально полно соответствует долгосрочному характеру отношений с заказчиками и, как следствие, обеспечивает стабильный денежный поток в будущем.
Биллинговые системы представляют собой сложный промышленный комплекс, наш заказчик приобретает не только программное обеспечение, но также услуги по инсталляции и настройке системы и технической поддержки.
Из каких этапов состоит процесс разработки ПО и как они влияют на учет расходов на создание программы?
В процессе создания нового программного обеспечения можно выделить три основных этапа: экспертиза и архитектура решения, разработка и тестирование, внедрение и поддержка готового программного продукта. Поскольку производство нового продукта или решения осуществляется собственными силами, задача учета стоимости производства сводится к грамотному учету внутренних трудозатрат. Данная задача в нашей компании была решена путем внедрения системы учета рабочего времени, интегрированной с программной средой разработки: фиксируя выполнение той или иной производственной задачи, в системе автоматически рассчитывается время, потраченное на ее выполнение. Дальнейший пересчет - это дело настроенного алгоритма: потраченные трудо-часы переводятся в денежный эквивалент исходя из уровня заработной платы сотрудника. На выходе мы всегда имеем информации о затратах на создание программного продукта как в трудо-часах, так и в денежном эквиваленте. Эта информация критичная как для целей ценообразования, так и для анализа эффективности и выработки предложений по оптимизации производственного процесса. В ходе такого анализа можно определить стоимость каждого этапа создания программного продукта, определить "узкие" места в производственном цикле, наметить пути снижения стоимости разработки и повышения отдачи от использования ресурсов. Еще одно из преимуществ данного подхода - возможность ставить ключевые показатели эффективности (далее - КПЭ) производственным подразделениям в терминах, которые находятся в их непосредственной зоне ответственности, - объем используемых ресурсов. А чем понятнее цель, тем вероятнее ее достижение.
Как формируется продажная стоимость ПО? У компании есть ценовая политика? Заложены в ней скидки и бонусы для заказчиков?
В основе системы ценообразования, применяемой в нашей компании, лежит принцип окупаемости - цена для заказчика формируется по формуле: прямая себестоимость + норма прибыли. Норма прибыли должна быть достаточной для покрытия накладных производственных расходов, а также расходов непроизводственных подразделений, плюс обеспечить прибыль акционерам. Норма прибыли может меняться в течение года в зависимости от нескольких факторов: наполнения плана производства и продаж, экономия или перерасход накладных и непроизводственных расходов, изменение ожиданий акционеров. Кроме того, норма прибыли может дифференцировать в зависимости от стадии зрелости программного продукта и маркетинговой стратегии. В теории ценообразования выделяются два принципиально различных подхода к определению стоимости продажи для заказчика. Ценообразование разовых продаж, так называемые короткие деньги, строится по формуле, названной выше. Ценообразование услуг, способных в дальнейшем принести новые продажи, то есть "длинные деньги", строится исходя из модели цикла продажи продукта, к таким продажам могут быть применены стимулирующие скидки и бонусы для заказчика. Также на финальную стоимость может повлиять инвестиционная привлекательность того или иного заказчика, а также внутренняя информация о имеющемся бюджете. Учитывая уникальность реализуемых программных продуктов и сопутствующих услуг, ценообразование является достаточно гибким и направлено на обеспечение win-win стратегии для удовлетворения интересов обеих сторон. Другими словами, Заказчик получает необходимое решение без превышения имеющегося у него бюджета, мы, в свою очередь, приобретаем лояльность заказчика и перспективы дальнейшего развития.
Предусмотрен ли у вас гарантийный срок обслуживания программы и что он включает? Как учитываются расходы на такие мероприятия по МСФО и РСБУ? В чем разница?
Обязательным условием продажи наших продуктов является обеспечение гарантийной поддержки заказчику. Срок оказания услуг техподдержки может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от сложности системы, и обычно включает такие услуги, как обучение персонала Заказчика эксплуатации системы, исправление ошибок, выявленных в ходе эксплуатации, обновление программного обеспечения. Учет гарантийных обязательств в РСБУ и МСФО отличается. МСФО (IAS 37) позволяет делать оценочные резервы под предполагаемые затраты на обеспечение гарантийных обязательств, тем самым достигается принцип соответствия признания доходов и расходов. В РСБУ создание таких резервов не допускается, но расходы на выполнение обязательств техподдержки, предусмотренных юридическим контрактом, возможно принимать для налога на прибыль, при условии правильного документирования факта оказания услуг.
Как давно компания применяет МСФО? Почему возникла необходимость ввести МСФО?
Наша компания в качестве единого стандарта финансовой и управленческой отчетности применяет стандарты ОПБУ США. Применение этих стандартов было определено акционером в связи с планируемым выходом на международную биржу еще в 2005 году. В настоящий момент ОПБУ США глубоко пронизывают все сферы финансовой и производственной отчетности компании. Финансовая отчетность, согласно принципам ОПБУ США, является не только инструментом общения с акционерами и внешним миром, на основе данной отчетности ставятся КПЭ подразделениям и сотрудникам, формируются бюджет и стратегические цели компании. В настоящий момент компания рассматривает возможность перехода на МСФО в связи с ожиданиями акционеров и предстоящими нормативными изменениями в РФ.
Компания ведет отдельно учет по МСФО и отдельно по РСБУ или трансформирует отчетность? Насколько автоматизирован учет по МСФО, если он ведется?
Поскольку мы являемся компанией-разработчиком программного обеспечения, на определенной стадии зрелости компании вопрос автоматизации процесса учета и бюджетирования стал очень остро. Выбор метода учета был сделан в пользу трансформации, в первую очередь, ввиду меньших временных и трудозатрат. На текущий момент процесс подготовки консолидированной отчетности полностью автоматизирован. Данные локальных систем из всех компаний группы автоматически загружаются в программу, на уровне прописанных в системе алгоритмов происходит первичная обработка информации, затем с участием специалистов отдела международной отчетности производятся более сложные вычисления. После этого отчетность готова к анализу и ручным корректировкам. Опыт показал, что объем ручных корректировок можно сократить в несколько раз и зависит это полностью от нас самих, тем самым оставляя больше времени для анализа и оценки отчетности.
В вашей компании функции бухгалтерии и финансистов разделены?
В нашей компании умышленно разделены функции бухгалтерии и финансового подразделения. Бухгалтерия занимается вопросами локального бухгалтерского и налогового учета, финансовый департамент осуществляет финансовую функцию по всей группе компаний в целом. Безусловно, для эффективной работы очень важен постоянный диалог и хорошо отлаженные процессы как между бухгалтерией и финансовым подразделением, так и между другими подразделениями.
Беседу провела
C. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.