В первоначальном требовании указано, что следует представить копии документов. На практике копии не просят, а смотрят оригиналы и по нарушениям выставляют на конкретные документы вторичное требование. По его содержанию можно понять, за какое нарушение оштрафуют фирму.
Выездная проверка начинается с подписания решения о проведении проверки и вручения требования о представлении документов*(1). Со дня вынесения решения начинает течь срок проверки - 2 месяца, в исключительных случаях он может быть продлен до 4 или 6 мес.*(2) По общим правилам, копии документов по требованию следует предоставить в течение 10 дней со дня его получения*(3). Документы могут быть представлены на бумаге в виде заверенных копий или в электронном виде, если ведут их по утвержденным форматам.
Если же фирма не может представить необходимые документы в течение 10 дней, она в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих об этом. В письме следует указать причины задержки, а также сроки, в течение которых представит документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления от фирмы руководитель (зам. руководителя) инспекции выносит решение о продлении срока либо об отказе.
Однако на практике инспекторы не просят по первоначальному требованию готовить копии всех документов. Они предлагают подготовить для проверки оригиналы, но при этом просят срок с 10 дней уменьшить до 3 или 5. Делается это также с целью не терять драгоценные дни из двухмесячного срока проверки.
В оговоренный срок инспекторы выходят на проверку и просматривают приготовленные для них оригиналы документов. Зачастую контролеры проводят в компании неделю, но все зависит от объема документооборота. В последние дни нахождения на территории фирмы проверяющие вручают вторичное требование.
В нем приведен конкретный перечень документов, которые следует представить в виде заверенных копий или направить инспектору по ТКС. Именно на основании этих документов контролеры и нашли нарушения, и именно на них будут ссылаться в акте налоговой проверки. Поэтому фирма только на основании запрашиваемых копий уже может определить, где у нее брешь в учете. Также это позволит выявить контрагентов, которыми заинтересовались инспекторы.
Если требование о представлении документов выставлено в последние дни выездной проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании проверки, вы все равно обязаны его исполнить*(4). Количество предъявляемых требований в течение проверки не ограничено, однако после составления справки налоговики не вправе требовать от компании документы. В этом случае они обычно просят подписать требование "задним числом": до указанной в справке даты окончания проверки. Однако компания вправе отказать в этом контролерам и не представить документы.
С. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству
1 ноября 2012 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338
*(2) п. 6 ст. 89 НК РФ
*(3) п. 3 ст. 93 НК РФ
*(4) письмо Минфина России от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.