Наша организация выпускает продукцию, технологический процесс изготовления которой включает использование вредных веществ, многосменный режим работы, а по отдельным цехам и круглосуточный режим. Для обеспечения нормальных условий труда и соблюдения техники безопасности на территории организации открыт оборудованный здравпункт.
Можно ли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и уменьшающих полученные доходы, затраты по содержанию здравпункта?
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе затраты, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.03.2011 N 233н утверждено Положение о врачебном (фельдшерском) здравпункте (далее - Положение), которое является приложением 1 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях (далее - Порядок), утвержденному этим приказом. Согласно п. 2 Положения здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он создан, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Положением предусмотрено два типа здравпунктов: врачебные и фельдшерские. Первые создаются в организациях (на предприятиях) с численностью работников, занятых на вредных работах и (или) работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - вредные и опасные условия труда), свыше 1 201 человека в первую смену, свыше 301 человека во вторую смену, свыше 201 человека в третью смену и свыше 101 человека в четвертую смену. Вторые - в организациях (на предприятиях) с численностью работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, от 501 до 1 200 человек в первую смену, от 201 до 300 человек во вторую смену, от 101 до 200 человек в третью смену и не менее 100 человек в четвертую смену.
В приложениях 2 и 3 к Порядку приведены рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала отдельно для врачебных и фельдшерских здравпунктов. Здравпункт оснащается медицинским оборудованием в соответствии со стандартом, предусмотренным приложением 4 к Порядку.
Руководитель организации (предприятия), в которой создан здравпункт, своим приказом назначает заведующего здравпунктом (п. 7 Положения).
Основными функциями здравпункта являются:
- оказание первичной медико-санитарной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях (при обострении), подозрении на острые профессиональные заболевания до приезда бригады скорой медицинской помощи;
- организация по медицинским показаниям направления работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультации к врачам-специалистам;
- выдача по требованию справок о факте обращения за медицинской помощью работникам, обратившимся за медицинской помощью;
- подготовка списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодических медицинских осмотров;
- осуществление контроля своевременного прохождения работниками предварительного и периодических медицинских осмотров;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации (предприятия);
- проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, по улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации (предприятия);
- охрана здоровья работников организации (предприятия);
- участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществление контроля за выполнением рекомендаций по результатам периодических медицинских осмотров на предприятии;
- ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление экстренных извещений о предварительном диагнозе острого профессионального заболевания (отравления);
- участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на предприятии (в организации);
- оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;
- повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
- изучение и соблюдение правил охраны труда;
- представление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах.
Таким образом, при соблюдении условий, установленных Приказом Минздравсоцразвития России N 233н, затраты организации по содержанию здравпункта учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
С.А. Крючков,
ведущий советник Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
15 октября 2012 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 20, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"