К вам едет ревизор... или Ждем инспектора по труду
Любая проверка, проводимая на предприятии, вызывает волнение у руководства и административного персонала. Проверка, осуществляемая территориальным органом Роструда, не исключение. Однако, если подготовиться заранее (знать свои права и полномочия проверяющих), можно пройти эту процедуру с минимальными потерями.
В статье будут рассмотрены особенности проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства, проанализированы предмет проверок, полномочия и мера ответственности органа надзора за несоблюдение установленных правил.
Общие положения
Предметом государственного надзора в сфере труда являются соблюдение работодателями требований трудового законодательства, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдение требований охраны труда, выполнение предписаний об устранении нарушений. Государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда посредством проведения:
- плановых и внеплановых проверок;
- выдачи предписаний, составления протоколов об административных правонарушениях.
Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания для ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю (надзору), необходимых для достижения целей и решения задач проведения проверки, определяются исходя из фактов, послуживших основанием для проведения проверки.
Проверки проводятся в соответствии с нормами Федерального закона N 294-ФЗ*(1). Наряду с общими положениями этого закона, являющимися обязательными для всех без исключения органов государственного контроля (надзора), деятельность органов Роструда по осуществлению контроля за соблюдением требований трудового законодательства регламентируется:
- Конвенцией N 81*(2);
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости*(3);
- Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости*(4);
- Методическими рекомендациями *(5);
- иными федеральными нормативными правовыми актами.
Не так давно этот перечень пополнился еще одним нормативным актом - Положением о надзоре за соблюдением трудового законодательства*(6). Данный документ применяется с 15.09.2012, и его положения в основном совпадают с положениями Федерального закона N 294-ФЗ и Методических рекомендаций. Учитывая более высокий статус упомянутого закона, далее мы чаще всего будем ссылаться именно на его нормы.
Виды мероприятий по контролю
Как отмечалось выше, мероприятия по контролю за соблюдением требований трудового законодательства могут носить как плановый, так и внеплановый характер. Общие требования к организации и проведению проверок содержатся в ст. 9-12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Плановые и внеплановые проверки, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные.
Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля. Предметом такой проверки являются:
- сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности;
- документы, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности и связанные с исполнением этими лицами требований действующего законодательства в сфере труда.
Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности юридического лица. Ее проведение назначается в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица;
- оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В ходе выездной проверки проверяются сведения, содержащиеся в документах, соответствие работников, состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров, услуг и меры, принимаемые к исполнению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Основания для назначения плановых и внеплановых мероприятий по контролю в сфере труда определены положениями ст. 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ (о них мы поговорим чуть позже). Соответственно, проверка не может проводиться, а начатая подлежит безусловному прекращению в случаях, если установлено, что:
- отсутствуют основания для проведения проверок;
- предмет внеплановой проверки не соответствует полномочиям органов Роструда;
- проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ.
Плановые проверки
Основания
В большинстве своем проверки трудовой инспекции носят именно плановый характер. Эти мероприятия проводятся на основании ежегодных планов. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения проверки в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки;
- начала фактического осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности.
Установленный перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым, то есть не допускается проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям. При этом нужно учитывать следующее: каждое из установленных ограничений является самостоятельным основанием для проведения плановой проверки.
Плановые проверки могут носить так называемый "тематический" характер. В рамках проведения подобных мероприятий контроля инспекторы, как правило, проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства, например регламентирующего заключение, прекращение либо изменение трудового договора, ведение трудовых книжек, условия труда работников особых категорий (несовершеннолетних, беременных).
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством. Исключением являются юридические лица, осуществляющие виды деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере. Плановые проверки в отношении этой категории лиц могут проводиться чаще - два раза и более в течение трех лет (ч. 9 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ)*(7).
К сведению. В период между плановыми проверками в отношении хозяйствующего субъекта в случае необходимости могут быть проведены внеплановые проверки либо процессуальные действия, регламентированные КоАП РФ (п. 4.2 Методических рекомендаций).
Особенности организации и проведения плановых проверок
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения каждой проверки в отношении конкретного юридического лица, является распоряжение руководителя контролирующего органа. Оно должно быть составлено по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - Приказ N 141).
Форма проведения проверки (документарная или выездная) определяется при составлении ежегодного плана проверок и указывается в распоряжении о проведении проверки.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении каждой плановой проверки проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Формулировка срока уведомления в упомянутой правовой норме позволяет считать, что уведомление должно быть сделано не позднее трех дней до начала проведения проверки (см. Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2011 N Д09-3425).
В упомянутой статье также названы способы уведомления о проводимом мероприятии контроля. В частности, проверяемое лицо может быть уведомлено посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В этой связи следует учитывать, что при направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.
В качестве иных доступных способов уведомления могут рассматриваться:
- вручение под роспись копии распоряжения о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица;
- направление копии распоряжения о проверке посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица.
В ходе проверки инспекторы вправе запросить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из характера и объема проводимых мероприятий по контролю. Проверяющие не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и нотариального удостоверения копий, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Обратите внимание! С 1 января 2011 года инспекторы не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены органом Роструда от иных органов государственного контроля (надзора) либо органов муниципального контроля.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано представить на проверку истребуемые документы (ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В ситуации, когда достоверность представленных сведений и документов вызывает у инспектора сомнения, он вправе потребовать необходимые письменные пояснения. Однако если и они его не удовлетворят (или подобные пояснения не будут предоставлены вовсе), инспектор вправе ходатайствовать перед руководителем органа Роструда о назначении в отношении проверяемого лица выездной проверки.
Внеплановые проверки
Помимо плановых проверок, в отношении юридического лица могут быть осуществлены внеплановые проверки. Форма проведения проверки (документарная или выездная) определяется руководителем инспекции труда и указывается в распоряжении о проведении проверки. Основаниями для назначения такой проверки являются:
1. Истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в сфере труда.
2. Поступление в орган Роструда:
- обращений и заявлений граждан (а также юридических лиц или ИП), информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ.
Указанные обстоятельства являются безусловным и исключительным основанием для проведения внеплановой проверки. Однако если обращение (или заявление) объективно не позволяет установить лицо, обратившееся в орган Роструда, а также не содержит сведений о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан, оно не может служить основанием для проведения проверки (ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Здесь также необходимо отметить, что Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит общего определения и перечня обстоятельств, которые можно квалифицировать в качестве возникновения угрозы жизни и здоровью граждан. Этот момент уточнен в п. 5.3 Методических рекомендаций. В нем, в частности, говорится, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи:
- невыплаты работникам заработной платы;
- непредставления работникам установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков;
- необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- иные.
Обратите внимание! Не может служить поводом для прекращения внеплановой проверки, основанием для которой являлась жалоба гражданина на допущенные в отношении его нарушения обязательных требований в сфере труда, устранение последствий допущенного правонарушения работодателем. Данный факт может быть учтен впоследствии при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность работодателя (п. 3.8 Методических рекомендаций).
С 1 июля 2011 года внеплановые выездные проверки, проводимые по основанию - возникновение угрозы или уже произошедшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры (ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, п. 5.7.1 Методических рекомендаций)*(8). Такое согласование, как правило, требует определенного времени. Между тем в случаях, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы Роструда вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. При этом проверяющие обязаны известить прокуратуру об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) посредством направления соответствующих документов в течение 24 часов (ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ).
3. Распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.
О проведении внеплановой проверки проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, если основаниями для нее являются первое и третье из указанных выше обстоятельств.
В этой связи необходимо учитывать положения ст. 12 Конвенции N 81, устанавливающей, что инспектор труда уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Это в полной мере корреспондируется с исключением, установленным ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которым инспектор по труду вправе не уведомлять работодателя о внеплановой проверке, проводимой по второму основанию из вышеприведенного перечня (за исключением запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте на предмет соответствия требованиям ст. 219 ТК РФ).
Предмет проверки
В предыдущих разделах мы упоминали о предмете проверок, проводимых инспекциями труда. Но, поскольку в них были приведены общие формулировки, считаем, что указанный момент нуждается в пояснении. В этой связи давайте посмотрим, что и как может проверить инспектор в рамках проводимых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства.
Прежде всего следует отметить, что перечень и объем проверяемых документов напрямую зависят от вида проверки и основания, по которому она проводится. Так, если основанием для назначения проверки является заявление работника о нарушении его прав и несоблюдении гарантий, установленных Трудовым кодексом, то проверять, очевидно, будут документы, касающиеся трудовых отношений, и кадровые документы. Перечень таких документов может быть довольно внушительным, укажем некоторые из них:
- штатное расписание и правила внутреннего распорядка;
- коллективный договор;
- трудовые договоры*(10);
- табели учета рабочего времени и ведомости по заработной плате;
- приказы (о приеме на работу и прекращении трудового договора, об отпусках, о поощрениях, командировках, дисциплинарных взысканиях) и основания к ним (заявления, акты, объяснительные);
- трудовые книжки, журнал учета движения трудовых книжек, а также личные карточки работников;
- журнал ознакомления с инструкциями по охране труда;
- иные документы.
Сам факт наличия этих документов у проверяемого лица - еще не гарантия отсутствия претензий со стороны инспектора: упомянутые документы должны быть оформлены надлежащим образом. Для многих из них действующим законодательством установлены типовые формы, соблюдение которых является обязанностью проверяемого лица. Помимо установленной формы, инспектор, несомненно, обратит внимание на то, как эти документы оформлены: например, имеются ли на них подписи работников и полномочных представителей работодателя.
И еще один момент, который, полагаем, необходимо учесть работодателю, подвергшемуся проверке со стороны инспекции по труду. Соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров напрямую предметом проверки, как правило, не является. Вместе с тем ст. 22 ТК РФ на работодателя налагается обязанность по их соблюдению. Потому в ситуации, когда выявляются нарушения работодателем условий вышеупомянутых документов, эти нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований Трудового кодекса.
Нередко предметом проверки становится соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований законодательства в части охраны труда. В этом случае инспектор проверит факт прохождения руководителем и соответствующими специалистами обязательного обучения на курсах по охране труда, а также наличие необходимой документации, например инструкций по охране труда для всех категорий работников (см. Постановление ФАС МО от 25.02.2011 N КА-А40/886-11).
Кроме того, не останется без внимания проверяющих обеспечение работников индивидуальными средствами защиты (если это предусмотрено законодательством в отношении вида деятельности, осуществляемого проверяемым лицом).
Также предметом поверки может являться выполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных проверок, в частности:
- выполнение предписаний о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права;
- выполнение предписаний о проведении мероприятий по защите трудовых прав граждан (ст. 360 ТК РФ).
Срок проведения проверки
По общему правилу срок проведения каждой проверки как в плановом, так и во внеплановом порядке не должен превышать 20 рабочих дней, исчисление которых производится по общим правилам трудового законодательства (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ).
Заметим, никаких ограничений по сроку всех проверок, которые могут быть сынициированы в отношении конкретного юридического лица в течение года, названная норма не содержит. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что каждый из контролирующих (надзорных) органов (в том числе трудовая инспекция, служба санэпидемнадзора, пожарники и пр.) может беспрепятственно проводить проверку в течение 20 рабочих дней. Простой арифметический подсчет (даже исходя из перечисленных контролирующих органов) показывает, что общий срок проверок, проводимых на предприятии в течение года, может составить 60 дней и более.
Но из общего правила есть исключение (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ): в отличие от общей нормы в отношении каждого субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
К сведению. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Одним из критериев является средняя численность работников за предшествующий календарный год:
- для средних предприятий - от 101 человека до 250 человек включительно;
- для малых предприятий - до 100 человек включительно;
- для микропредприятий - до 15 человек.
Указанные ограничения установлены только в отношении плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства. Поэтому при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (не более 20 рабочих дней) (п. 3.9 Методических рекомендаций).
Кроме того, ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ установлен общий (суммированный) срок проверок, проведенных в течение года в отношении данного субъекта малого предпринимательства всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Как указано в п. 3.10.3 Методических рекомендаций, продолжительность выездных плановых проверок субъектов малого предпринимательства должна складываться из времени, фактически проведенного инспекторами в процессе проверки непосредственно на объекте. Поэтому в нормируемую продолжительность выездной плановой проверки субъектов малого предпринимательства не должно включаться время, затраченное на подготовку проверки и оформление ее результатов и материалов, а также время, затраченное на проведение предшествовавшей ей документарной плановой проверки данного хозяйствующего субъекта. Более того, ограничение по времени продолжительности любой проводимой проверки малых предприятий или микропредприятий накладывает на инспектора обязанность ведения учета времени, фактически затраченного на проведение любой проверки, включая почасовой учет времени (в часах и минутах) при проведении выездных плановых проверок указанных предприятий.
В пункте 12 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства в части сроков, отведенных на проверку субъектов малого предпринимательства, также говорится об общем сроке, исчисляемом в размере 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий. Однако в данном пункте не уточняется, что этот срок отведен в целом на все проверки, которые могут быть назначены в отношении подобных хозяйствующих субъектов. В то же время Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, по сути, является профильным нормативным актом в области контроля за соблюдением трудового законодательства. Следовательно, сроки, указанные в нем, отведены исключительно проверкам в сфере труда. Таким образом, п. 12 данного положения вступает в противоречие с ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ. Но, принимая во внимание статус последнего из указанных нормативных актов, считаем, что срок, зафиксированный в обеих упомянутых нормах, относится ко всем проверкам, которые могут быть проведены в отношении "малышей", а не только к трудовым проверкам. В частности, в п. 3.10.1 Методических рекомендаций подчеркивается, что положения ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ требуют от органов Роструда четкой координации надзорно-контрольной деятельности с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе при формировании проекта ежегодного плана проведения проверок субъектов малого предпринимательства, а также надлежащего учета результатов надзорно-контрольной деятельности в отношении указанных хозяйствующих субъектов.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что формулировка п. 12 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства должна быть уточнена, в том числе в части продления срока проверки, поскольку и в этом случае в названном документе приведены данные, идентичные ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ, без каких-либо поправок на то, что эти показатели относятся ко всем проверкам в целом.
Из сказанного следует, что срок проверки инспектором по труду может быть продлен. Выясним, на сколько.
Как установлено ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ (а также п. 12 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства), в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов. Полагаем, вопрос о продлении срока проверки в сфере труда также должен быть согласован органом Роструда с прочими надзорными инстанциями.
Продление сроков внеплановой проверки и документарной проверки не допускается. При этом распоряжение о продлении срока выездной плановой проверки должно быть вынесено и доведено до сведения проверяемого лица не менее чем за три рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки.
И последнее. Если у юридического лица имеются структурные подразделения (филиалы), которые осуществляют деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому такому подразделению. При этом общий срок проверки, проводимой в отношении юридического лица в целом, не может превышать 60 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ). Добавим, подобная оговорка содержится только в законе, в Положении о надзоре за соблюдением трудового законодательства этот момент не отражен.
Оформление результатов проверок
По результатам проверки составляется акт по типовой форме, утвержденной Приказом N 141. Данный акт оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям хозяйствующего субъекта под расписку об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. Из анализа положений нормативных документов можно сделать вывод, что результаты проверки в любом случае (даже если не выявлены нарушения) оформляются при помощи данного акта.
В статье 16 Федерального закона N 294-ФЗ содержится специальное положение, устанавливающее способ направления акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в случаях отказа от ознакомления проверенных лиц (их представителей) с актом проверки в целях фиксации завершения проверки в указанных случаях.
В акте указывается, какие документы были затребованы, какие нарушения выявлены. К нему, как правило, прилагаются протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, а также другие документы, связанные с проверкой.
Отметим, подписание акта проверки полномочным представителем проверяемого лица свидетельствует лишь о факте ознакомления с ним работодателя. Вместе с тем в случае несогласия с фактами и выводами, отраженными в данном акте, проверяемое лицо в соответствии с ч. 12 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ вправе обжаловать его, предоставив в течение 15 дней с момента получения акта в соответствующий орган контроля письменные возражения. Результаты проверки могут быть обжалованы в таких инстанциях, как руководитель проводившего проверку инспектора, главный инспектор труда РФ или суд. Статья 361 ТК РФ предоставляет работодателю право обжаловать в суде в том числе и решения главного инспектора труда.
Полномочия контролеров...
Рассматривая вопросы проведения мероприятий контроля за соблюдением трудового законодательства, нельзя не затронуть тему полномочий проверяющих лиц.
Перечень их полномочий приведен в п. 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства и ст. 356, 357 ТК РФ. В частности, инспектор в рамках контрольных мероприятий вправе:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения проверки;
- запрашивать у работодателей и органов власти различного уровня и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда;
- направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности их структурных подразделений (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда);
- отстранять от работы лиц, не прошедших соответствующее обучение и инструктаж по технике безопасности;
- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Конструкция данного пункта позволяет утверждать, что перечень полномочий является закрытым и не допускает расширительного толкования. Также следует отметить, что указанные полномочия довольно обширны, но все же не безграничны. В статье 15 Федерального закона N 294-ФЗ указаны ограничения при проведении проверки. Перечислим их по пунктам:
- проверять выполнение обязательных требований, если таковые не относятся к компетенции органов Роструда;
- осуществлять проверку в отсутствие законных представителей юридического лица;
- требовать документы, не относящиеся к предмету проверки;
- распространять информацию, охраняемую законом;
- превышать установленный срок инспектирования, указанный в приказе.
...и мера их ответственности
Статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок. Если таковые выявлены в процессе (или по завершении) проверки, ее результаты не могут являться доказательством совершенных проверяемым лицом правонарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению этого лица. В перечень включены:
- отсутствие оснований для проведения проверок (равно как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок);
- проведение проверки без надлежащего уведомления проверяемого лица;
- проведение проверки в отсутствие распоряжения руководителя контролирующего органа;
- нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок;
- непредставление акта проверки (равно как и его непредставление в сроки, установленные ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
Одновременно с этим уполномоченное должностное лицо инспекции труда, которое непосредственно осуществляло мероприятия по контролю, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.
Последствия для проверяемого лица
Инспектор труда при проведении проверок и выявлении нарушений имеет право предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные для исполнения (ст. 357 ТК РФ).
Кроме того, инспектор может привлечь руководителя проверяемого лица к административной ответственности. Если действия руководителя подпадают под ст. 5.27-5.34 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и требований об охране труда, невыполнение условий коллективного договора), на него может быть наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. (см., например, Постановление ФАС СКО от 02.08.2012 N А63-25/2012). Одновременно на предприятие как юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если нарушения, выявленные в ходе проверки, подпадают под ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания), штрафные санкции будут иными:
- на должностных лиц - штраф от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 КоАП РФ);
- на юридических лиц - штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Заметим, оплата штрафных санкций не освобождает работодателя от устранения выявленных и отраженных в предписании нарушений в установленный срок.
При более существенных нарушениях, например невыплате заработной платы работникам и невыполнении требований по охране труда, руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 и 145.1 УК РФ соответственно.
О.П. Гришина,
эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 20, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(2) Конвенция Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле", ратифицированная Федеральным законом от 11.04.1998 N 58-ФЗ.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.
*(4) Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 N 378н.
*(5) Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона N 294-ФЗ утверждены Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.
*(6) Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Документ напечатан в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 20, 2012.
*(7) Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с иной периодичностью, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
*(8) Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица установлен Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93.
*(9) Требования к этому документу установлены в ст. 122-125 ТК РФ.
*(10) Напомним, требования к оформлению таких договоров определены положениями гл. 10-13 ТК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"