ТСЖ разместило объявление о запрещении парковки автомобилей на придомовой территории в целях обеспечения пожарной безопасности, сославшись при этом на постановление, номер которого не указан. Речь идет о придомовой территории в г. Барнауле.
Могут ли ТСЖ (и прочие подобные организации) запрещать парковку автомобиля возле дома, ссылаясь на противопожарную безопасность (в частности для обеспечения проезда пожарных машин)?
1. Новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, на придомовую территорию устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, изложенным в письме от 07.12.2011, понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому общее собрание собственников квартир может принять решение как об организации автопарковки, так и о запрете стоянки автотранспорта на придомовой территории (смотрите, например, кассационное определение Пермского краевого суда от 05.09.2011 по делу N 33-8950, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 08.02.2012, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/3728887).
Таким образом, использование придомовой территории и всех элементов благоустройства на прилегающей к жилому дому территории является правом всех собственников помещений данного многоквартирного дома, что соответствует нормам ст.ст. 36, 44 ЖК РФ, разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", пп. "е", "ж" п. 2 Правил N 491, и они вправе принять на общем собрании решение, в том числе, о запрещении парковки автомобилей. Если кто-либо из собственников помещений многоквартирного дома не участвовал в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе в течение шести месяцев его обжаловать в судебном порядке. При этом срок для обжалования начинает исчисляться со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
2. Как следует из вопроса, управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ, которое разместило объявление о запрещении стоянки и парковки автомобилей на придомовой территории, ссылаясь на соблюдение норм противопожарной безопасности. Отметим, к обязанностям ТСЖ относится в числе прочих надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ), что предполагает соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и т.п. (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Организация беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из мер обеспечения противопожарной безопасности. На это прямо указано в п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), согласно которому для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещённых с функциональными проездами и подъездами.*(1)
Поскольку в силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения возлагается на органы местного самоуправления, на местном уровне устанавливаются аналогичные правила. К примеру, в соответствии с п. 7.1 решения Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 N 77 "Об утверждении Правил благоустройства города Барнаула" хранение и стоянка личного автотранспорта на придомовых и внутриквартальных территориях допускаются в один ряд в предусмотренных для этой цели местах и должны обеспечивать беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники, в том числе и пожарной.
За нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям положениями ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к которой могут привлекаться как граждане, так и организации, призванные обеспечивать надлежащее содержание придомовых территорий, включая ТСЖ (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Перми от 23.07.2012, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/10604487).
Следовательно, ТСЖ в целях недопущения создания препятствий для доступа пожарной техники к объекту возгорания вправе и обязано реализовывать любые не противоречащие закону мероприятия, в том числе и информационного характера (например размещать объявления для всеобщего обозрения). По нашему мнению, такими действиями ТСЖ не нарушает исключительную компетенцию общего собрания собственников помещений по принятию решений об использовании придомового земельного участка, а реализует свою компетенцию по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Ведь ТСЖ правомочно принимать меры по ограничению использования придомовой территории только в установленных законом целях, в частности в том случае, если без вводимого ограничения будут нарушены противопожарные требования (здание окажется недоступным для пожарной техники). А к компетенции общего собрания относится принятие решений по хозяйственному использованию придомовой территории, не связанному с обеспечением требований пожарной безопасности. Иными словами, на наш взгляд, ТСЖ вправе и обязано ограничить парковку в той части, в какой припаркованные машины препятствуют доступу пожарной техники, а запрещать парковку на придомовой территории в принципе (т.е. безотносительно к размерам проезда и возможности доступа пожарной техники) правомочно только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Тот факт, что в объявлении ТСЖ не указаны реквизиты постановления или иного акта, запрещающего парковку, по нашему мнению, правового значения в рассматриваемой ситуации не имеет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
1 ноября 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, указано, что при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учётом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.