Памятка по удержанию и перечислению денежных средств из заработной платы должников по исполнительным документам
Федеральной службой судебных приставов 19.06.2012 N 01-16 изданы Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов по взысканию алиментов и Памятка для руководителей и бухгалтеров организаций по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам (далее - Памятка). В Памятке изложен порядок основных действий руководителей и бухгалтеров учреждений при поступлении к ним исполнительных документов. Рассмотрим его.
В Памятке Федеральная служба судебных приставов, ссылаясь на ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), напоминает, что судебный пристав-исполнитель может обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Причем основания для удержаний по исполнительным документам могут быть различными:
- алиментные обязательства;
- возмещение причиненного вреда;
- штрафные санкции за административное правонарушение;
- взыскание налоговых платежей (транспортный, земельный налог, налог на имущество);
- взыскание недоимок и страховых взносов в отделения ПФР и т.д.
В Памятке обращено внимание на то, что к исполнительным документам о взыскании алиментов относятся: исполнительные листы, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
При поступлении в учреждение постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа производятся следующие действия:
- постановление и копия исполнительного документа регистрируются в специальном журнале и передаются бухгалтеру по начислению заработной платы под подпись;
- в тот же день бухгалтер отправляет судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В нем делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон учреждения, а также ставятся подпись бухгалтера и печать учреждения.
В свою очередь судебный пристав-исполнитель вправе проводить у работодателей проверку выполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.
В Памятке указано, что бухгалтеру, производящему удержания денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, нужно учитывать следующее.
1. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны к исполнению (ст. 6 Закона N 229-ФЗ).
2. Размер удержания из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. При этом нужно учитывать следующие положения ст. 99 Закона N 229-ФЗ:
- при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований;
- указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%;
- все указанные ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
3. Удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника-гражданина на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа должно производиться ежемесячно. Выплату или перечисление на расчетный счет взыскателя (или иным способом) следует производить не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода гражданину-должнику (п. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
4. При взыскании алиментов в твердой денежной сумме судебный пристав-исполнитель, а также учреждение или иное лицо, производящие удержание алиментов из зарплаты (иного дохода) должника, должны индексировать ее пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты. При отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины индексацию производят пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по РФ. Работодатель обязан издать приказ (распоряжение) о такой индексации (ст. 102 Закона N 229-ФЗ, п. 1 ст. 117 СК РФ).
5. Удержание алиментов на несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, в частности алименты удерживаются:
а) с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки;
б) с надбавок и доплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и др.;
в) с выплат, связанных с условиями труда, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенной оплатой труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также с выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплаты сверхурочной работы;
г) с сумм вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя;
д) с премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда;
ж) с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде, в том числе во время отпуска;
з) с суммы дополнительного вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе;
и) с других видов выплат к заработной плате, установленных законодательством субъекта РФ или применяемых у соответствующего работодателя.
Статьей 101 Закона N 229-ФЗ определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, к которым, в частности, относятся:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
- денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
- компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:
- в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
- денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
- пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
- выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
- суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
- социальное пособие на погребение.
6. При недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, она должна распределяться между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности (ст. 111 Закона N 229-ФЗ):
- в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди должны удовлетворяться после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
В случае взыскания с должника денежной суммы, недостаточной для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
7. Перевод и перечисление денежных средств взыскателю должны осуществляться за счет должника. Реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должны содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника.
В Памятке рекомендуется в случае, когда адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, перечисление алиментов производить на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФСС.
8. При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, об этом незамедлительно должно сообщаться судебному приставу-исполнителю, которому возвращается исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях (ст. 98 Закона N 229-ФЗ, ст. 111 СК РФ).
В отметке о произведенных удержаниях бухгалтеру следует указывать: размер удержаний, удержанную сумму, номер платежного поручения (квитанции), дату перечисления, остаток задолженности. Отметка о произведенных удержаниях заверяется печатью организации и подписью должностного лица.
В Памятке руководителям и бухгалтерам напоминают, что нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представление недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрата исполнительного документа, несвоевременное отправление исполнительного документа влекут наложение судебным приставом-исполнителем административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии со ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, выразившееся в неудержании денежных средств из дохода должника и неперечислении удержанных сумм взыскателю либо на указанный расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФСС, ответственные лица учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности.
И. Шиндер,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"