Аттестация рабочих мест
Аттестацию рабочих мест проводят в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Как проводится аттестация рабочих мест? В каких целях используются ее результаты? Какие льготы и компенсации устанавливаются работникам? Как осуществляется оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда? Являются ли объектом обложения НДФЛ компенсационные выплаты, начисленные таким работникам? Учитываются ли при расчете налога на прибыль расходы по проведению аттестации? На эти вопросы вы найдете ответы в статье.
Из положений ст. 212 ТК РФ следует, что одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок проведения аттестации).
Проведение аттестации
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Причем аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. Кроме того, она должна иметь документальное подтверждение аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (п. 7 Порядка проведения аттестации).
Срок проведения аттестации устанавливается работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Согласно п. 9 Порядка проведения аттестации для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия и составляется график проведения работ по аттестации.
Из пункта 10 Порядка проведения аттестации следует, что в состав аттестационной комиссии включаются:
- представители работодателя (руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники);
- специалист по охране труда (это может быть лицо, выполняющее функции службы охраны труда на основании гражданско-правового договора);
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представители аттестующей организации.
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя (п. 10, 11 Порядка проведения аттестации).
Специалисты аттестующей организации оценивают соответствие условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасность рабочих мест и обеспеченность работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (п. 13, 14, 20, 29 Порядка проведения аттестации).
Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется в соответствии с положениями разд. 3 Порядка проведения аттестации.
Документальное оформление результатов аттестации
Согласно п. 44 Порядка проведения аттестации результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда (образец заполнения приведен в приложении 1 к данному порядку);
- карта аттестации рабочего места по условиям труда (приложение 2), оформленная в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению 3 к Порядку проведения аттестации, с протоколами измерений и оценок;
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 6);
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в связи с этим устанавливать работникам (приложение 7);
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение 8);
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) (приложение 9);
- сведения об аттестующей организации (приложение 10), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории, копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях этого порядка (при наличии).
По завершении аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о ее завершении и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Аттестующая организация передает в установленном порядке документы на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
Использование результатов аттестации
Согласно п. 3 Порядка проведения аттестации результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Оплата труда работников
Согласно п. 5.8 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки РФ, на 2012-2014 годы, утвержденного Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки РФ 22.02.2012 N СОГ-3/12, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Перечни работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12% или до 24%, утверждены Приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 N 579 и Приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 N 611.
Работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, устанавливает конкретные размеры доплат всем работникам, занятым на работах, указанных в перечнях, если в установленном порядке не дано заключение о полном соответствии рабочего места, где выполняется работа, включенная в эти перечни, требованиям безопасности.
Размеры доплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами учреждения.
Установленные работнику размеры и (или) условия повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены без проведения аттестации рабочих мест.
В Постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" указано, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4% оклада, установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
При выявлении по результатам аттестации рабочих мест с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не предусмотренных указанными перечнями, а также списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, работникам устанавливаются компенсации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 870.
Налог на прибыль
Расходы на аттестацию рабочих мест. При аттестации рабочих мест, задействованных в приносящей доход деятельности, следует выяснить, уменьшают ли налоговую базу расходы на ее проведение, произведенные за счет средств, полученных от этой деятельности.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку аттестацию рабочих мест по условиям труда обязаны проводить все работодатели - юридические лица (ст. 212 ТК РФ), это позволяет считать, что они являются экономически оправданными.
Документальным подтверждением расходов на аттестацию рабочих мест могут служить, например:
- договор с аттестующей организацией с приложенной к нему копией аккредитации этой организации;
- акт сдачи-приемки услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации;
- отчет об итогах аттестации;
- приказ о завершении аттестации;
- платежные получения на перечисление оплаты стоимости услуг аттестующей организации.
С учетом требований ст. 252 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Расходы на выплату компенсации работникам. Исходя из п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, могут быть включены выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленные работодателем в локальном нормативном акте (коллективном договоре, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест (Письмо ФНС РФ от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@).
Налог на доходы физических лиц
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Надбавки к окладу за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, назначенные по итогам аттестации рабочих мест, являются частью зарплаты и от обложения налогом на доходы физических лиц не освобождаются, то есть учитываются при определении налогооблагаемой базы на полном основании.
Как было указано выше, каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Являются ли суммы таких компенсаций объектом обложения налогом на доходы физических лиц?
Как следует из п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
В Письме ФНС РФ N ЕД-4-3/14453@ обращено внимание, что основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.).
В письме сделан вывод, что выплачиваемые работодателем компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если только они назначены по результатам аттестации.
Если в учреждении не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда и компенсация работникам назначена по результатам независимой экспертизы, проведенной работодателем совместно с профсоюзной организацией (ст. 370 ТК РФ), то может возникнуть спор с налоговым органом по вопросу правомерности неудержания налога на доходы физических лиц с сумм такой компенсации, который придется решать в суде.
Есть положительная арбитражная практика в пользу учреждений, например:
- Постановление ФАС УО от 16.02.2011 N Ф09-11206/10-С2. Доначисляя НДФЛ на сумму компенсаций работникам, налоговый орган указал на то, что учреждение не проводило аттестацию рабочих мест и фактически не определило, какие работы являются вредными. Отклоняя довод инспекции, суд установил, что наличие вредных производственных факторов подтверждено независимой экспертизой профсоюзной инспекции труда объединения профсоюзов. По мнению суда, выплаты за действие вредных производственных факторов не поставлены в безусловную зависимость от аттестации рабочих мест, а лишь обусловлены занятостью работника на вредных работах. Отсутствие аттестации при этом не означает, что вредных производственных факторов нет или они не превышают производственных нормативов;
- Постановление ФАС ВВО от 22.12.2008 N А11-762/2008-К2-25/59. По мнению налогового органа, единственным основанием для назначения компенсаций за особые условия труда является аттестация рабочих мест. Суд установил, что компенсации за вредные и опасные условия труда были указаны в коллективном договоре по результатам независимой экспертизы инспекции труда объединения профсоюзов. Суд пришел к выводу, что выплаты работникам являются компенсациями, предусмотренными ст. 219 ТК РФ, и не облагаются налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.
И. Зернова,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"