Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как самостоятельный институт российского семейного права
М.А. Кривошеева рассматривает соотношение объема прав детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенности и сложности их реализации, а также специфику способов и методов их защиты.
В последние годы как ученым-теоретикам, включившим в сферу своих интересов область семейного права, так и юристам-практикам, работающим в прокуратуре, судах, комиссиях по делам несовершеннолетних, органах опеки и других органах, становится все более очевидной актуальность темы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России.
Сама система охраны ребенка и защиты его прав начала формироваться после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций. Именно ООН создала универсальный свод законов по правам человека, гарантирующий соблюдение прав человека во всех сферах общественной жизни. Именно ООН стала вводить в действие механизмы защиты и соблюдения прав человека вообще и прав детей в частности*(1).
В российском законодательстве нормы, посвященные правам несовершеннолетних, появились в 1990 г. Российская Федерация стала участницей Конвенции ООН о правах ребенка, в связи с чем потребовалось привести законодательство в соответствие с требованиями данной Конвенции. Благодаря этому в СК РФ 1996 г появились нормы, защищающие личные и имущественные права несовершеннолетних, что явилось новеллой законодательства, поскольку в КоБС РСФРС 1969 г.*(2) таких норм не было. Ребенком в соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Аналогичное по сути определение дается в правовой норме ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка.
Вместе с тем, на наш взгляд, существуют и иные обстоятельства, которые серьезно влияют на обеспечение прав ребенка.
Если любой ребенок "ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения"*(3), то ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, еще больше нуждается в такой защите, и его права и свободы могут попираться чаще и грубее в силу его правового статуса.
Впервые легальное определение ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Российской Федерации было дано в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Значение этой новеллы сложно переоценить. Следует отметить, что данный нормативный акт впервые в истории российского семейного права сформулировал легальное, а не доктринальное определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что, несомненно, положительным образом повлияло на правоприменительную практику и облегчило применение норм, защищающих права и свободы указанных выше субъектов правоотношений. Кроме того, он определил перечень обстоятельств, в которых ребенок чаще всего сталкивается с нарушением прав, гарантированных Конвенцией о правах ребенка (и следовательно, в связи с этим требует дополнительных средств и способов защиты своих прав и законных интересов), а также указал иные не описанные в Конвенции трудные жизненные ситуации, в которых детям необходима особая защита с целью соблюдения их основополагающих прав и законных интересов, например: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов и другие категории.
При более подробном анализе норм права, регламентирующих права и законные интересы детей, становится очевидно, что:
- применение ряда правовых норм, регламентирующих права и законные интересы детей, невозможно к таким категориям лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- большинство правовых норм имеют существенную специфику способов и методов защиты как в теоретическом и законодательном аспектах, так и в правоприменительной практике;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют дополнительные права, законные интересы и обладают дополнительными гарантиями при осуществлении прав и свобод.
В научной литературе распространенной является позиция, согласно которой объем прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равен объему прав детей вообще. Например, А.Ю. Томилов в работе "Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством", опираясь в том числе на исследования Г.Ш. Черновой и Б.А. Булаевского, утверждает, что объем прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно полно проанализирован, изучен и совпадает с объемом прав несовершеннолетних.*(4) Однако данный подход может быть подвергнут серьезной критике. Объем прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их тип, род, механизмы реализации этих норм, методы правового регулирования данных правоотношений позволяют говорить нам о том, что права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются самостоятельным, комплексным институтом права, имеющим существенные особенности в отличие от института права ребенка, включающим в себя нормы ряда отраслей, таких как семейное право, гражданское право, административное право, жилищное право и др.
Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ. Оно включает в себя несколько составляющих и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, именно семья выступает перед государством гарантом полного, всестороннего, комплексного осуществления прав ребенка. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. И если для всех детей защита и охрана данного права, гарантируемые государством, не имеют своей специфики, то в отношении рассматриваемой нами категории детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) осуществление данного права на практике сталкивается со значительными сложностями, зачастую начиная с момента рождения ребенка.
Согласно ст. 124 СК РФ "усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие".
Если усыновление по тем или иным причинам невозможно (родители не лишены родительских прав, не написали добровольное согласие на усыновление), орган опеки и попечительства совместно с кандидатами в опекуны (попечители), приемные родители выбирает семейную форму устройства, наиболее полно защищающую интересы конкретного ребенка. Согласно официальной статистике Министерства образования и науки РФ из 107 378 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2010 г. в семьи российских граждан было передано 75,8 тыс. детей; из них 11,1 тыс. - на усыновление; 64,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 13,6 тыс. - в приемные семьи, 0,5 тыс. - на патронатное воспитание, а 3,4 тыс. усыновлены иностранными гражданами*(5). Таким образом, на конец 2010 г. 28,1 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишены гарантированного законодательством права жить и воспитываться в семье. На 31 декабря 2011 г. эта цифра составила 23,8 тыс. детей*(6).
Ряд ученых следуют устоявшейся в отечественной юриспруденции концепции защиты прав несовершеннолетних как деятельности государства, направленной на решение "восстановительных задач - на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности"*(7), следуя теории естественного права, где права и свободы человека неотъемлемы и принадлежат каждому от рождения. Исследуя же вопрос защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вообще и рассуждая о праве ребенка жить и воспитываться в семье, праве проживать со своими родителями и получать от них заботу, на наш взгляд, следует говорить о том, что меры государственных органов по устройству его в семью путем усыновления, опеки (попечительства), приемную семью или патронат носят компенсаторный характер.
Исходя из буквального толкования норм Конвенции о правах ребенка, СК РФ, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" можно сделать вывод о том, что устройство ребенка в замещающую семью не восстанавливает его утраченное право, а лишь стремится компенсировать его. При применении усыновления как формы устройства такая компенсация прав ребенка (право жить и воспитываться в семье, право на совместное проживание с родителями, право получать от них заботу и т.п.) носит максимальный характер, поскольку на усыновленного ребенка согласно норме российского права (п. 1 ст. 137 СК РФ) распространяются все те же нормы права, что и на биологических детей.
Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению*(8).
Вместе с тем их права все же нельзя признать полностью восстановленными, поскольку биологически ребенок все же имеет других родителей, хотя в большинстве случаев и утрачивает правовую связь с ними (исключение составляет п. 3 ст. 137 СК РФ), кроме того, нормы Конвенции о правах ребенка, а также ряд норм СК РФ (ст. 54, 55, 58) регулируют права ребенка именно в отношении биологических родителей.
Сравнительный анализ прав и законных интересов ребенка, находящегося под опекой, попечительством и в приемной семье показывает, что, с одной стороны, государство вводит субсидиарные, дополнительные гарантии защиты прав данной категории лиц (например, право на содержание и дополнительные денежные средства, воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное проживание с опекуном (попечителем) и т.п.), а с другой - далеко не все базисные права, установленные СК РФ и Конвенцией о правах ребенка, реализуются при передаче детей под опеку, попечительство, в приемную семью.
Ребенок-сирота и ребенок, находящийся без попечения родителей, в ряде случаев не может общаться с биологическими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками: при нахождении под опекой, попечительством или в приемной семье, если орган опеки признает такое общение не соответствующим интересам ребенка. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации не существует норм, позволяющих ребенку гарантировать право на общение с небиологическими родственниками (родными детьми, родителями, братьями, сестрами опекунов, попечителей, приемных родителей). Очевидно, что при проживании длительное время в небиологической семье у ребенка чаще всего складываются теплые, родственные отношения не только с законными представителями, но и с другими членами семьи, а также их родственниками.
Таким образом, лишаясь права на общение с биологическими родственниками (в ряде случаев), ребенок не приобретает права на общение с родственниками опекунов, попечителей или приемных родителей. Такое положение не согласуется, как указывает М.В. Антокольская*(9), с судебной практикой Европейского суда по правам человека по применению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на защиту личной и семейной жизни.
Семейная жизнь, дающая право на общение и после ее прекращения, возникает, по мнению Суда, не только из факта родства, но также из факта совместного проживания, а иногда и из тесного общения с ребенком, не связанным с совместным проживанием. Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Применение ряда правовых норм, регламентирующих права детей, невозможно для такой категории лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (право знать своих родителей для усыновленных детей, право жить и воспитываться в семье для детей, находящихся в учреждениях на полном государственном обеспечении и др.).
2. Большинство правовых норм, регулирующих защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют существенную специфику способов и методов защиты как в теоретическом и законодательном аспектах, так и в правоприменительной практике.
3. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются самостоятельным комплексным институтом права, имеющим существенные особенности в отличие от института права ребенка вообще.
Библиография
Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. Т. 1. 355 с.
Антокольская М.В. Семейное право: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. 336 с.
КоБС РСФСР 1969 г.
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М. Кузнецовой. - М.: БЕК, 1996. 512 с.
Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
Свод законов РСФСР. Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1993. С. 43.
Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14, 12.00.03. - М., 2001. 193 с.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета. 1996. 27 дек.
http://www.usynovite.ru/statistics/2010/, просмотрено 25.09.2012.
http://www.usynovite.ru/statistics/2011/2/, просмотрено 25.09.2012.
М.А. Кривошеева,
стажер адвоката Межрегиональной коллегии
адвокатов г. Москвы, адвокатская контора N 25,
соискатель кафедры гражданского права Российского
государственного университета туризма и сервиса
"Адвокат", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
*(2) КоБС РСФРС 1969 г. Свод законов РСФСР. Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1993. С. 43.
*(3) Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
*(4) Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14, 12.00.03. - М., 2001. С. 63-66.
*(5) http://www.usynovite.ru/statistics/2010/, просмотрено 25.09.2012.
*(6) http://www.usynovite.ru/statistics/2011/2/, просмотрено 25.09.2012.
*(7) Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. Т. 1. С. 280.
*(8) Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М. Кузнецовой. - М.: БЕК, 1996. С. 164, 165.
*(9) Антокольская М.В. Семейное право: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. С. 194.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как самостоятельный институт российского семейного права
Автор
М.А. Кривошеева - стажер адвоката Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы, адвокатская контора N 25, соискатель кафедры гражданского права Российского государственного университета туризма и сервиса
"Адвокат", 2012, N 11