Признаются ли руководители образовательных учреждений педагогическими работниками с точки зрения возможности предоставления им мер социальной поддержки, предусмотренных для таких работников федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия, а также с точки зрения применения к ним положений ст. 331 ТК РФ при приеме на работу?
1). Положениями п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (далее - Закон N 3266-I) и ст. 8.1 Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (далее - Закон N 102-З) предусмотрены различные меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений.
В Законе N 3266-I определение категории педагогических работников не приведено. А согласно ст. 1 Закона N 102-З под педагогическими работниками в целях данного закона понимаются лица, осуществляющие педагогическую деятельность по трудовому договору, состоящие в штате по основному месту работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Республики Мордовия, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, и проживающие в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) пенсионеры, вышедшие на пенсию непосредственно после окончания работы в указанных учреждениях и проработавшие в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) по специальности не менее 10 лет.
В то же время по смыслу указанных законов государство осуществляет поддержку работников образовательных учреждений именно в связи с особым характером их труда (непосредственным осуществлением ими преподавательской деятельности). Поэтому, на наш взгляд, под педагогическими работниками образовательных учреждений в целях применения вышеприведенных законоположений надлежит понимать тех работников образовательных учреждений, в трудовую функцию которых входит непосредственное осуществление ими преподавательской деятельности.
Иными словами, под педагогическими работниками, которым в соответствии с законодательством должны предоставляться меры социальной поддержки, на наш взгляд, следует понимать работников, занимающих должности, предусмотренные разделом III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н (далее - Справочник).
Отметим, что Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя без изменения решение Верховного Суда Республики Мордовия от 25 июня 2009 г. в соответствующей части, указала при вынесении определения от 09.09.2009 N 15-Г09-9, что Законом N 3266-I право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено всем педагогическим работникам образовательных учреждений, в связи с чем ограничение этой категории работников перечнем наименований должностей не может быть признано соответствующим федеральному закону. При этом Верховный Суд РФ, толкуя закон, не расширил категорию получателей мер социальной поддержки до всех работников образовательных учреждений, в том числе руководящих, - он признал незаконным ограничение перечнем наименований должностей именно категории педагогических работников.
Должности руководителей общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (директора общеобразовательного учреждения и заведующего дошкольным образовательным учреждением) Справочником не отнесены к должностям педагогических работников. Согласно разделу II Справочника должностные обязанности руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения не включают в себя непосредственное осуществление таким работником преподавательской деятельности. На этом основании мы полагаем, что такому работнику установленные законом меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не предоставляются. Косвенно этот вывод подтверждается и судебной практикой, которая признает за руководящими работниками образовательных учреждений право на меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, только при наличии у них учебной нагрузки (смотрите, например, кассационное определение Верховного Суда Республики Мордовия от 13.07.2010 N 33-1120/59).*(1)
2). Согласно части первой ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. В части второй ст. 331 ТК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень категорий лиц, которые к педагогической деятельности не допускаются.
Отметим, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, прямо предусматривая особенности регулирования труда руководителей организаций (глава 43 ТК РФ), в отдельных случаях относят руководителей образовательных учреждений к педагогическим работникам, распространяя на них положения главы 52 ТК РФ (смотрите, к примеру, постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам"). В других случаях на руководителей образовательных учреждений не распространяются льготы, предусмотренные трудовым законодательством для педагогических работников (смотрите, например, приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").
Что касается положений ст. 331 ТК РФ, судебная практика исходит из наличия связи между деятельностью руководителей образовательных учреждений и образовательным процессом (даже без учебной нагрузки руководителей), вследствие чего применяют к ним указанные положения закона, как к работникам, осуществляющим педагогическую деятельность. В этой связи смотрите, к примеру, определение Ярославского областного суда от 12.01.2012 N 33-91, апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2012 г. по делу N 33-2013/12 (http://www.gcourts.ru/case/10352735), кассационное определение Волгоградского областного суда от 30 сентября 2011 г. по делу N 33-12860/11 (http://www.gcourts.ru/case/3165819), кассационное определение Ярославского областного суда от 19 января 2012 г. по делу N 33-277 (http://www.gcourts.ru/case/3558936), апелляционное определение Курского областного суда от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-2202-2012 (http://oblsud.krs.sudrf.ru//modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1& id=46400001209251100469211000713696).
К сведению:
Согласно ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
О спорности применения данного законоположения к работникам, чья деятельность не связана непосредственно с образованием несовершеннолетних, смотрите материал: Вопрос: В образовательном учреждении высшего профессионального образования обучаются в том числе и несовершеннолетние. Возникла необходимость принять срочно работников на должности, не связанные с осуществлением преподавательской деятельности, но получение справки об отсутствии судимости занимает продолжительное время. Распространяются ли требования ст. 351.1 ТК РФ о наличии справки об отсутствии судимости на рабочие специальности: кочегар, уборщик служебных помещений, дворник, водитель и другие? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2012 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Широков Сергей
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
9 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в ряде актов регионального законодательства прямо предусмотрено, что руководящие работники имеют право на меры социальной поддержки педагогическим работникам, если их деятельность непосредственно связана с образовательным, воспитательным процессом (смотрите, например, ч. 2 ст. 23 Закона Республики Дагестан от 03.11.2006 N 57 "Об образовании", ч. 1 ст. 1 Закона Новгородской области от 31.03.2010 N 731-ОЗ "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.