Расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы
С 1 января 2012 года затраты, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы, налогоплательщики могут включать в прочие расходы на основании пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом должны соблюдаться определенные условия.
О том, какие тонкости должны учесть организации при включении данных расходов в облагаемую базу по налогу на прибыль, и пойдет сегодня речь.
Понятие "социальная реклама" определено п. 11 ст. 3 Закона о рекламе*(1): это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Кроме того, ст. 3 Закона о рекламе определены следующие понятия:
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (пп. 6);
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пп. 7).
Требования к социальной рекламе и порядку ее распространения установлены ст. 10 Закона о рекламе. Согласно п. 3 этой статьи заключение договора на распространение социальной рекламы обязательно для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.
На основании п. 4 ст. 10 Закона о рекламе в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. Исключения составляют случаи, предусмотренные п. 5 данной статьи, где установлено, что вышеуказанные ограничения не распространяются на упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным данной статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
Итак, согласно пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе, признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, а именно:
- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;
- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).
Установленные вышеуказанным подпунктом требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Отметим, что пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит условий о возможности учета затрат на социальную рекламу для целей налогообложения в зависимости от способа осуществления таких затрат, иными словами, особо не оговаривается, что необходимое условие для учета затрат - изготовление социальной рекламы собственными силами.
В связи с этим полагаем, что затраты на изготовление социальной рекламы на безвозмездной для заказчика основе можно учесть при исчислении налога на прибыль:
а) в случае изготовления рекламы собственными силами организации;
б) в случае привлечения для этого третьих лиц (перечисления денежных средств на эти цели организации - изготовителю социальной рекламы).
Однако существует и иная точка зрения - в пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится только о тех организациях, которые изготавливают и распространяют социальную рекламу, а значит, затраты на социальную рекламу, понесенные организацией, не являющейся ни изготовителем, ни распространителем, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Комментарии Минфина по данному вопросу отсутствуют, арбитражная практика еще не успела сложиться. Как будут развиваться события - покажет время.
Л.Е. Тимофеева,
эксперт журнала "Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"