Оценочная деятельность компании и ее особенности, влияющие на организацию управленческого учета
В условиях рыночной экономики ведение управленческого учета и анализ эффективности деятельности на основе его данных объективно необходимы.
Анализ с использованием данных управленческого учета является одним из основных условий, позволяющих руководству принимать правильные управленческие решения, поэтому выживание и успех деятельности любой организации в условиях рыночной экономики с присущей ей высокой конкурентной борьбой во многом определяется степенью развития в ней управленческого учета.
Основные перемены в спросе на информацию управленческого учета, характерные для современных производственных компаний, наблюдаются во многих организациях, оказывающих услуги, роль которых в экономике существенно возросла в конце XX в. Так, 1991-2000 гг. были провозглашены ЮНЕСКО десятилетием услуг.
В российской экономике на фоне традиционных услуг населению (бытовых, связи, транспорта, жилищно-коммунальных, культуры, туризма, медицинских, торговли и общественного питания) появляются новые виды услуг: аудиторские, консультационные, страховые, трастовые, финансовые, фрахтовые и др. (см. таблицу).
Виды экономической деятельности и компании сферы услуг
N п/п | Вид экономической деятельности сектора услуг | Компании сектора услуг |
1 | Финансовые учреждения | Коммерческие банки, страховые компании, брокерские организации |
2 | Транспорт | Железные дороги, авиалинии, автомагистрали, автобусные компании, доставка грузов, почтовая служба |
3 | Телекоммуникации | Местное телефонное сообщение |
4 | Торговля | Супермаркеты, универмаги, магазины, склады-предприятия |
5 | Профессиональные услуги | Консультационные и аудиторские фирмы, инжиниринговые фирмы и фирмы по разработке программного обеспечения |
6 | Здравоохранение | Медицинские учреждения, госпитали, клиники для приема амбулаторных больных |
7 | Розничная торговля | Сети бакалейных магазинов, автозаправочные станции |
Источник: Лытнев О.Н. Финансовое планирование как инструмент реализации бизнес-стратегии // Управление корпоративными финансами. 2010. N 6.
В Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности" услуга определена как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Отличный от продукции характер услуги состоит в том, что услуга не имеет материального овеществленного результата. В связи с этим услугу нельзя хранить, процесс ее оказания совпадает с процессом ее потребления. Нематериальный характер услуги приводит к специфике ее оценки, отсутствию технических, а зачастую и иных показателей, имеющих числовое выражение. Результат услуги оценивается потребителем. Исполнитель может проделать всю работу сполна и получить свой результат, но потребитель может оценить его отрицательно и не принять работу, поэтому в ряде определений услуги ее результат стоит на первом месте.
ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" дает следующее определение: "Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя". Рассмотрим некоторые особенности услуг.
Нематериальный характер услуги приводит к появлению особых показателей, характеризующих услугу. Материальные носители могут содержать только косвенное свидетельство об оказании услуги.
Воздействие на потребителя условий обслуживания: комфортности, эргономичности, эстетики интерьера и экстерьера современного оборудования и инструментов, которые имеют существенное значение при оказании услуг, поскольку в момент оказания потребитель непосредственно услугу получает, становясь при этом не только свидетелем, но и непосредственным участником процесса оказания услуги.
Взаимодействие потребителя и исполнителя при оказании услуг происходит, как правило, непосредственно (или опосредованно).
Индивидуальный характер оказания услуги и мастерство исполнителя услуги, с которым взаимодействует потребитель, во многом обусловливает качество. В связи с этим повышаются профессиональные требования к персоналу, выражаемые качественными характеристиками: доступность, вежливость, чуткость, аккуратность, предупредительность.
Одновременность оказания и потребления услуги обязывает координировать работу исполнителя услуги и ее покупателя.
Несохраняемость услуги означает, что ее нельзя запасти впрок. Часть услуг может сохраниться в виде интеллектуальной продукции, например отчет по оценке.
Информационная обусловленность процесса оказания услуги зависит от объема и качества информации. Зависимость от объема информации можно оценить по степени компьютеризации процесса оказания услуг, по совокупности ресурсов, применяемых к вводу, хранению, обработке и поставке информации. Существует большое количество видов услуг. Все существующие услуги могут быть разделены на две основные группы:
1) потребительские;
2) производственные.
Объектом потребительских услуг выступает потребитель, т.е. человек, использующий эти услуги для своих личных целей, не связанных с извлечением прибыли. Объектом производственных услуг являются юридическое лицо, предприятие, предприниматель, использующие получаемую услугу в производственных целях, связанных с извлечением прибыли.
Спектр оказываемых производственных услуг имеет широкий диапазон: от предоставления электроэнергии и связи до банковских и оценочных услуг (далее будем рассматривать услуги, оказываемые оценочной фирмой).
Прекрасно понимая ключевое значение категории "цена" для характеристики процессов в экономической системе, приходим к выводу о непреходящем значении понятия "оценка" как комплексного показателя меры значимости, выгодности, целесообразности получения того или иного результата деятельности, а также ресурсов, обеспечивающих данный результат.
Оценка - это определение стоимости объекта собственности в конкретных условиях рынка в определенный момент времени. Она необходима для разрешения спорных вопросов раздела имущества (оценка квартиры, земельного участка, автомобиля), реструктуризации предприятия (оценка оборудования), определения стоимости капиталовложений (оценка взноса с уставный капитал) и т.д. Как у граждан, так и у предприятия часто возникает необходимость оценки стоимости различного имущества в целях продажи, покупки, сдачи в аренду, внесения в залог по кредит, внесения взноса в уставный капитал, переоценки основных фондов. Именно оценка является мерой эффективного управления тем или иным объектом собственности. В связи с этим обществу необходима независимая профессиональная оценка.
Законодательно оценочная деятельность была закреплена в 1998 г. с принятием Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Как любая профессиональная деятельность, осуществляемая уже длительное время на территории Российской Федерации, оценочная деятельность, наряду с использованием общих экономических терминов, выработала свой собственный тезаурус, который отражает ее особенности. Естественно, что в нем, наряду с вновь возникшими, много понятий и терминов, заимствованных из западной теории и практики оценки, функционировавших более длительное время.
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется федеральным законом об оценочной деятельности (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). К объектам оценки относятся:
- все виды недвижимости;
- транспортные средства;
- ценные бумаги;
- объекты интеллектуальной собственности;
- бизнес (действующее предприятие);
- машины и оборудование.
Основными целями оценки являются:
- проведение конкурсов, аукционов, торгов;
- отражение в отчетности, купля-продажа, мена;
- аренда, права аренды, лизинг;
- залог;
- раздел, наследование, дарение;
- страхование;
- приватизация, конфискация, национализация, ликвидация;
- составление брачного контракта;
- исчисление налога, пошлин, сборов;
- определение доли имущественных прав;
- хранение;
- разрешение имущественных споров;
- коммерческая концессия;
- передача прав собственности;
- передача в доверительное управление и др.
Как любая система, система оценочной деятельности должна обладать целостностью (все элементы взаимосвязаны между собой), структурностью (каждый элемент является необходимым в системе), целенаправленностью (должна существовать цель функционирования системы в целом), взаимосвязью с внешней средой (система оценки функционирует не сама по себе, а в многообразных связях с другими подсистемами экономики). Под элементами системы оценочной деятельности понимаются:
- юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность (оценщики);
- физические лица - специалисты по оценке стоимости;
- потребители услуг по оценке (органы государственного управления, физические и юридические лица всех форм собственности);
- образовательные и научно-исследовательские организации в сфере оценки;
- саморегулируемые организации оценщиков;
- организации, осуществляющие информационное обеспечение деятельности по оценке стоимости.
Четкое понимание системы оценочной деятельности, ее основных элементов, взаимосвязи между ними, их функций и принципов функционирования непосредственным образом связаны с повышением функционирования системы оценочной деятельности в целом.
Особенности оценочной деятельности, влияющие на организацию управленческого учета, зависят от специфики ее технологического процесса и организационной структуры.
Технологические особенности определяют две основные составляющие учета:
- направление сбора информации;
- метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Особенности организации учета в сфере оценочной деятельности обусловлены в первую очередь тем, что услугу по оценке можно рассматривать как общий производственный процесс, в котором можно выделить его составные части. Ими являются технологические процессы, представляющие собой заранее спланированные операции. Организация в данном случае определяет, как бизнес-процессы будут являться объектами планово-учетной деятельности. Это позволит выделить центры ответственности, в разрезе которых ведется сбор информации.
Рассмотрим технологический процесс на примере организации, оказывающей услуги по оценке (см. рисунок). Все представленные на схеме технологические процессы являются частью общего технологического процесса, тем самым отметим, что вспомогательных видов деятельности в оценочном бизнесе не представлено.
Коммерческое предложение |
Заключение договора |
Получение технического задания от заказчика |
Получение первичных документов для выполнения работ по оценке |
Осуществление дополнительных условий (командировка, привлечение субподрядчика) |
Аналитический обзор |
Формирование отчета |
Сдача отчета клиенту |
Технологические процессы, образующие услугу по оценке
Результаты анализа организационной структуры компании помогают определить основные направления хозяйственной деятельности фирмы, структуру затрат, перечень центров ответственности, их структурный состав и особенности бюджетирования, а также полномочий ответственности руководителей. Например, особенностью бюджетирования центра управленческих затрат является составление сметы расходов, а для отдела продаж при формировании бюджета продаж - планирование выручки.
Важной составляющей отражения особенностей оценочной деятельности являются применяемые методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в частности:
- объект учета затрат;
- полнота учитываемых затрат;
- оперативность учета и контроля за затратами (учет фактических и нормативных затрат).
Объект учета затрат напрямую зависит от особенностей производственного процесса. Например, особенности оценочной деятельности служат основанием для применения позаказного метода учета затрат. Соответственно, объектом учета затрат в оценочной деятельности выступает заказ, т.е. конкретная услуга по оценке.
Изначально по каждому заказу (проекту, договору) рассчитывается плановая себестоимость, которая формируется путем расчетов по средним нормам издержек на оказываемую услугу.
Здесь огромное значение имеет выбор калькуляционной единицы, которая будет характеризовать индивидуальную себестоимость данной услуги. Применительно к оценочной деятельности в качестве калькуляционной единицы принято выбирать единицы времени, а именно - человеко-часы специалистов-оценщиков. Рабочее время сотрудников - главный ресурс оценочной компании, и умение им эффективно управлять может являться конкурентным преимуществом, способом снижения себестоимости услуг. Это главная особенность оценочной деятельности, от которой зависит вся организация управленческого учета.
Другие единицы, например количество отчетов вне зависимости от затраченного на них времени, не могут использоваться в анализе эффективности деятельности оценочной компании. В компаниях, оказывающих оценочные услуги, учет рабочего времени сотрудников целесообразно организовывать в специальной программе, в которую сотрудники ежедневно будут вносить данные о проделанной ими в течение дня работе.
В настоящее время такие программы (российские и зарубежные) уже достаточно широко представлены на российском рынке. Кроме того, крупные оценочные компании разрабатывают самостоятельно подобные программы с учетом своего бизнеса. Существуют также специальные первичные учетные документы, отражающие специфику учета, например листки учета рабочего времени (заполняются в том случае, если информация в программу вводится не каждым специалистом-оценщиком, а одним сотрудником на основании представленных ему оценщиками листков учета), ведомости структуры рабочего времени, расчет дополнительных вознаграждений и премий и т.д. На основании подобной информации, собранной со всех отделов (специалистов-оценщиков) в течение определенного периода времени, возможны: проведение анализа структуры рабочего времени оценщиков, их эффективности; расчет нормо-часа специалиста-оценщика, который поможет определить плановую себестоимость услуги по оценке.
Неполная фактическая себестоимость (директ-костинг) оказанной услуги формируется по данным калькуляционного учета после завершения всех работ по каждому конкретному заказу, поэтому до завершения заказа все относящиеся к нему издержки относятся к незавершенному производству.
В целом система управленческого учета производственных расходов должна распределить затраты по двум главным группам объектов: подразделениям и продукции. В рамках бюджетного планирования фиксируются плановые (бюджетные) и фактические показатели. Полнота же учитываемых затрат и оперативность учета и контроля за ними характеризуют степень детализации информации о затратах для целей управленческого учета и проведения анализа.
Список литературы
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 9-е изд. М: Омега-Л, 2011.
2. Лытнев О.Н. Финансовое планирование как инструмент реализации бизнес-стратегии // Управление корпоративными финансами. 2010. N 6.
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).
4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в ред. от 03.12.2011, с изм. от 28.07.2012).
5. Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646-94: постановление Госстандарта России от 21.02.1994 N 34.
6. Ширяев Е.Г. Роль нефинансовых показателей деятельности в оптимизации бизнес-процессов предприятия // Управленческий учет и финансы. 2010. N 2.
Н.Н. Парасоцкая,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
"Все для бухгалтера", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).