Инвентаризация: готовность N 1
Для того чтобы иметь реальное представление о финансовом положении организации, обычно проводят инвентаризацию. Когда ее проводить, как оформлять и что инвентаризировать - узнаете из статьи.
Инвентаризация - это периодический учет имущества организации с целью проверки его наличия и сохранности, а также финансовых обязательств на определенную дату, путем сличения фактических данных с показателями бухгалтерского учета.
Каждая организация обязана провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Эта обязанность зафиксирована в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 12, далее - Закон N 129-ФЗ). С 1 января 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Он также обязывает проводить инвентаризацию. Им установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации для фактического сличения соответствующих объектов с данными регистров бухгалтерского учета. Выявленные расхождения подлежат регистрации в учете в том отчетном периоде, когда проводилась инвентаризация. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов определяются самостоятельно организацией (за исключением обязательного проведения инвентаризации).
При проведении инвентаризации необходимо пользоваться следующими нормативно-правовыми актами:
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н);
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, далее - Методические указания).
Что инвентаризируем
Напомним, что инвентаризировать нужно все имущество. Организации обязаны провести проверку наличия, состояния и оценку имущества и обязательств компании. Поэтому проверяются:
- основные средства*(1);
- нематериальные активы;
- товарно-материальные ценности;
- денежные средства;
- незавершенное производство;
- кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы;
- прочие активы.
Внимание! Арендованное или взятое на хранение имущество, а также не учтенное по каким-либо причинам тоже нужно инвентаризировать.
Инвентаризация может быть следующих видов:
/---------------------\
/---------| Виды инвентаризации |------------\
| \---------------------/ |
/------------\ /--------\ /-----------\
|обязательная| |плановая| |внеплановая|
\------------/ \--------/ \-----------/
Когда проводить?
Обязательная инвентаризация проводится в случаях, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона N 129-ФЗ, а именно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (на 31 декабря);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях.
Плановая инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем организации. Внеплановая инвентаризация необходима для дополнительного контроля какого-либо имущества (например, денежных средств).
Порядок проведения
Для проведения инвентаризации в организации нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. При большом объеме работ или при одновременном проведении проверок имущества и финансовых обязательств создают несколько рабочих инвентаризационных комиссий. Их состав формирует руководитель компании посредством издания приказа (Приложение N 1 Методических указаний).
В состав инвентаризационной комиссии должны входить представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В нее также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
При отсутствии хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации она может быть признана недействительной (п. 2.3 ст. 2 Методических указаний).
Перед проведением инвентаризации руководитель должен издать приказ о ее проведении. Он имеет унифицированную форму N ИНВ-22, утвержденную постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. В нем указывают состав комиссии, причина, по которой она проводится, сроки и результаты.
Унифицированная форма N ИНВ-22
Утверждена постановлением Госкомстата России
от 18 августа 1998 г. N 88
/--------\
| Код |
|--------|
Форма по ОКУД|0317018 |
ООО "Астра" |--------|
________________________________________________________ по ОКПО|78537126|
организация |--------|
________________________________________________________________| |
структурное подразделение \--------/
/--------------------------------\
|Номер документа|Дата составления|
|---------------+----------------|
| 12 | 31.12.2012 |
\--------------------------------/
Приказ
(постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации
в кассе
Для проведения инвентаризации ______________________________________
_________________________________________________________________________
назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:
Главный бухгалтер Н.Л. Демина
Председатель комиссии __________________ _______________________________
должность фамилия, имя, отчество
Бухгалтер Р.О. Потапова
Члены комиссии: __________________ _______________________________
должность фамилия, имя, отчество
Специалист по кадрам Р.Г. Полякова
__________________ _______________________________
должность фамилия, имя, отчество
__________________ _______________________________
должность фамилия, имя, отчество
денежные средства
Инвентаризации подлежит _________________________________________________
наименование имущества, обязательства
_________________________________________________________________________
К инвентаризации приступить "31" декабря 2012 г.
и окончить "31" декабря 2012 г.
годовая проверка
Причина инвентаризации _____________________________________________
контрольная проверка, смена материально
_________________________________________________________________________
ответственных лиц, переоценка и т.д.
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
не позднее "31" декабря 2012 г.
Ген. директор П.П. Смирнов
Руководитель ___________ ____________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи
Далее необходимо подготовить имущество, которое будет инвентаризироваться, а также документы по нему. При проведении проверки необходимо, чтобы присутствовали материально ответственные лица.
Нужно, чтобы такие сотрудники дали расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии (п. 2.4 Методических указаний).
К сведению. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Так, к примеру, при инвентаризации кассы кассир пишет расписку, что все приходные и расходные кассовые ордера переданы в бухгалтерию. Все денежные средства, поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Подотчетным лицам, получившим денежные средства на хозяйственные расходы, также нужно дать такие расписки.
Далее необходимо подсчитать имеющиеся денежные средства и другие ценности в кассе. Так, при проверке наличия ценных бумаг устанавливается:
- правильность оформления;
- реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
- их сохранность (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
- своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
Денежные средства, которые хранятся на специальных счетах (например, валютном), нужно сверить с остатками выписок из банков.
По результатам инвентаризации составляют акт, причем в двух экземплярах. Один передается кассиру, второй - в бухгалтерию. При проверке кассы необходимо оформить акт формы N ИНВ-15. Если в результате проверки была обнаружена недостача, то кассир обязан написать объяснительную с указанием причины недостачи. Далее по решению руководителя эту сумму можно удержать из заработной платы кассира, а если вина материально ответственного лица не доказана, отнести на финансовый результат.
Унифицированная форма N ИНВ-15
Утверждена постановлением Госкомстата России
от 18 августа 1998 г. N 88
/----------\
| Код |
|----------|
Форма по ОКУД| 0317013 |
ООО "Василек" |----------|
________________________________________________________ по ОКПО| 78537126 |
организация |----------|
________________________________________________________________| |
структурное подразделение |----------|
Вид деятельности| 74.60 |
/--------+----------|
Основание для приказ, постановление, распоряжение | номер | 12 |
проведения --------------------------------------+--------+----------|
инвентаризации: ненужное зачеркнуть | дата |31.12.2012|
\--------+----------|
Вид операции| |
\----------/
/--------------------------------\
|Номер документа|Дата составления|
|---------------+----------------|
| 1 | 31.12.2012 |
\--------------------------------/
Акт
инвентаризации наличных денежных средств,
находящихся по состоянию на 31.12.2012 г.
-------------
Расписка
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию, и все денежные средства, разные ценности и документы, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное лицо:
кассир Р.Л. Иванова
----------- ------------ -------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Акт составлен комиссией, которая установила следующее:
150.000 00
1) наличных денег __________________ руб. ________ коп.
- -
2) марок __________________ руб. ________ коп.
- -
3) ценных бумаг __________________ руб. ________ коп.
- -
4) __________________ руб. ________ коп.
- -
5) __________________ руб. ________ коп.
150.000
Итого фактическое наличие на сумму _______________
цифрами
Сто пятьдесят тысяч рублей 00
___________________________________________________ руб. _________ коп.
прописью
150.000
По учетным данным на сумму _______________________ руб.
цифрами
Сто пятьдесят тысяч рублей 00
___________________________________________________ руб. _________ коп.
прописью
- -
Результаты инвентаризации: излишек _______________ руб. _________ коп.
- -
недостача _____________ руб. _________ коп.
124
Последние номера кассовых ордеров: приходного N __________________ ,
445
расходного N __________________
Гл. бухгалтер П.Л. Жирнова
Председатель комиссии ___________ ____________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи
Бухгалтер Н.Л. Лютова
Члены комиссии: ___________ ____________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи
Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении.
Материально ответственное лицо:
кассир Р.Л. Иванова
___________ ____________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи
_______________ г.
Объяснение причин излишков или недостач* _________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Материально ответственное лицо ___________ _________ ___________________
должность подпись расшифровка подписи
Решение руководителя организации ________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________ ____________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи
" " ______________ г.
------------------------------------------------------------------------
* Поскольку излишков и недостач в кассе обнаружено не было, оборотная сторона не заполняется.
Если виновное лицо установлено, то бухгалтер делает следующие проводки:
Дебет 50/1, 50/2, 50/3 Кредит 91/1
- оприходованы в кассу денежные средства, выявленные в результате инвентаризации;
Дебет 94 Кредит 50/1, 50/2, 50/3
- отражена недостача наличных денег в кассе организации;
- сумма недостачи денежных средств отнесена на виновное лицо;
- удержана из заработной платы сумма недостачи;
- сумма недостачи внесена материально ответственным лицом в кассу организации.
Перечень документов, используемых при инвентаризации
Форма, N документа | Расшифровка |
Приходный кассовый ордер | |
Расходный кассовый ордер | |
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов | |
Кассовая книга | |
Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств | |
Инвентаризационная опись основных средств | |
Инвентаризационная опись нематериальных активов | |
Инвентаризационный ярлык | |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных | |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути | |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них | |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях | |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств | |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов | |
Акт инвентаризации наличных денежных средств | |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности | |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств | |
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации | |
Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации | |
Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей | |
Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации | |
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией |
Ю.Л. Терновка,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) О порядке проведения инвентаризации основных средств читайте в статье "Инвентаризация основных средств" журнала "Практическая бухгалтерия", 2012 г., N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.