Претензионный порядок
При заключении договоров партнеры всегда стараются предусмотреть все нюансы, чтобы избежать спорных ситуаций. Однако учесть все невозможно и проблемы могут возникнуть там, где их совсем не ждешь. Разрешение таких споров и конфликтов через суд - дело не легкое и затяжное, но и из этой ситуации есть выход. Лучше всего предусмотреть в условиях договора претензионный порядок решения споров.
Действующее законодательство предоставляет контрагентам возможность решить практически любой возникший конфликт с помощью досудебного порядка.
Досудебный порядок является способом урегулировать спорные вопросы между сторонами договора до обращения в суд. При этом данный порядок включает в себя претензионный способ урегулирования конфликтов и "иные" способы.
Под "иным" порядком подразумевается, например, обмен корреспонденцией, подача заявлений и уведомлений, переговоры и т.д.
Наиболее распространенным и результативным способом разрешения возникающего спора является направление претензии.
Направление претензии при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора подразумевает:
- стимулировать контрагента исполнить нарушенное обязательство;
- продемонстрировать серьезность намерений по отношению к контрагенту, нарушившему обязательство;
- зафиксировать просрочку;
- выяснить позицию по имеющемуся спорному вопросу.
Претензионный порядок решения споров может быть предусмотрен нормами закона либо прописан в условиях договора. При этом суд не примет иск к рассмотрению, если обязанность по соблюдению такого порядка не была выполнена.
Внимание! Претензионный порядок представляет собой обязанность кредитора предъявить к должнику требование об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник должен дать на него ответ в установленный срок.
Законодательный уровень
Обязательный претензионный порядок рассмотрения споров установлен законодательством только в ряде случаев.
Во-первых, предъявление претензий к перевозчику. Данный порядок предусмотрен Гражданском кодексом, а также Уставом железнодорожного транспорта РФ, Воздушным кодексом, Кодексами внутреннего водного транспорта РФ и торгового мореплавания РФ.
Претензионный порядок разрешения споров, которые возникают на различных видах транспорта, практически одинаков. Различия только в перечне документов, предъявляемых заявителем для обоснования претензии; круге лиц, которые имеют право на подачу претензии; транспортных организациях, к которым претензионные письма предъявляются; сроках предъявления и рассмотрения.
Во-вторых, обязательно направление претензии оператору почтовой или иной связи, например, при утере важной корреспонденции.
В-третьих, обязательно соблюдается претензионный порядок при разрешении споров, возникших с экспедитором.
В-четвертых, претензия направляется продавцу, если она касается количества, ассортимента, качества, комплектности, тары или упаковки товара.
В-пятых, такой порядок используется при урегулировании спора об изменении или расторжении договора. Например, при досрочном расторжении договора аренды. Если арендатор не выполняет условия договора, то арендодатель до обращения в суд обязан направить претензию с требованием исполнить обязательства.
Документ
Общество с ограниченной ответственностью "Стройка"
10 октября 2012 г. г. Москва
Генеральному директору
ООО "СтройТех"
г-ну Степанову И.В.
Претензия
В соответствии с условиями договора строительного подряда N 45 от "25" апреля 2012 г. ваша организация (подрядчик) обязана приступить к работам по возведению офисного здания не позднее "15" сентября 2012 г. (п. 7 договора). Фактически подрядчик приступил к выполнению строительных работ только "05" октября 2012 г., т.е. просрочка начала работ составила 20 календарных дней.
Таким образом, подрядчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства о сроках начала работ, предусмотренные договором, и в соответствии с п. 20 договора строительного подряда за нарушение начального срока выполнения работ подрядчик обязан уплатить заказчику неустойку в размере 10% от общей стоимости работ за каждый день просрочки.
Общий размер подлежащей уплате неустойки составляет 99 780 рублей.
Договором строительного подряда N 45 от "25" апреля 2012 г. предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров (см. п. 15 договора). Срок для ответа на претензию установлен в 30 календарных дней со дня ее отправки. На основании изложенного, руководствуясь п. 16 договора строительного подряда N 45 от "25" апреля 2012 г. и ст. 708 ГК РФ, прошу в срок, установленный договором для ответа на претензию, добровольно перечислить сумму претензии 99 780 рублей на наш расчетный счет N 88000000003407865772 в банке Сбербанк России.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии в указанный срок наша организация будет вынуждена обратиться с иском в арбитражный суд в установленном порядке.
Приложения:
1. Копия договора строительного подряда N 45 от "25" апреля 2012 г. - на 12 стр.;
2. Копия согласованного сторонами графика производства строительных работ - на 5 стр.;
3. Расчет неустойки.
Генеральный директор
ООО "Стройка" Березкин / Березкин Д.П.
------------
М.П.
Договорные условия
При желании контрагенты могут прописать в договоре положения о претензионном порядке разрешения споров.
Не существует обязательных требований к формулировке положений о претензионном порядке. Данный пункт можно написать в договоре следующими образом:
"При неисполнении или ненадлежащем исполнении договора стороны применяют согласительные процедуры", "до обращения в суд стороны обязаны обратиться к контрагенту с предложением исполнить обусловленные договором обязательства" и т.п.
Однако большинство юристов сходятся во мнении, что в договоре необходимо обозначить четкий порядок действий, которые необходимо совершить.
Прежде всего в положениях договора надо прописать, что соблюдение претензионного порядка урегулирования споров является обязательным для сторон. При этом следует определить список конкретных разногласий, которые решаются в претензионном порядке. Далее прописать порядок направления претензии, сроки ее предъявления и рассмотрения, а также перечень документов, которые должны быть приложены к претензионному письму.
Например, условие об обязательном соблюдении претензионного порядка можно изложить так:
"Стороны при исполнении обязательств, возложенных на них условиями договора, обязуются избегать противоречий и возникновения споров. В случае их возникновения Стороны разрешают спорные ситуации с помощью претензионного порядка. Если согласие не достигнуто, то споры и противоречия разрешаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
Также могут быть изложены краткое содержание претензии, адресат и пр.
При заключении договора положения о претензионном порядке лучше всего разместить в отдельном разделе или приложении к договору.
Внимание! Доказательством того, что истцом соблюден претензионный порядок, служат копия претензии и документ, подтверждающий факт ее направления.
Судьи будут считать порядок соблюденным, даже если нет доказательств того, что претензия была фактически получена.
Оформление
Претензия предъявляется только в письменной форме.
В ней вы должны с максимальной точностью изложить ситуацию, которая возникла. Необходимо отразить все ваши требования, а также нормы права и условия договора, которые были нарушены контрагентом.
Как правило, в претензии указывается:
- полное наименование организации, которая направляет претензию. Также могут быть указаны данные свидетельства регистрации в ЕГРЮЛ;
- дата написания претензии;
- адресат претензии;
- наименование "Претензия";
- четко сформулированные требования;
- обстоятельства, на которых основаны требования;
- разногласия, которые возникли из-за несоблюдения условий договора;
- расчет суммы требования (убытка);
- перечисление возможностей урегулирования спора;
- местонахождение и банковские реквизиты отправителя претензии;
- срок для ответа на претензию;
- перечисление документов приложения.
Документы, которые прилагаются к претензионному письму, могут быть как подлинниками, так и заверенными копиями. Можно также приложить не полностью документы, а выписки из них.
Обязательно указывается, что при невозможности достижения согласия и пропуска срока для ответа на претензию фирма будет вынуждена обратиться в суд.
Адресатом претензии всегда должно указываться лицо, которое не выполнило условия договора, так как при указании иного лица она не будет рассматриваться как претензия.
Претензия подписывается руководителем организации либо иным лицом на основании доверенности.
Направление претензии
Основная задача при направлении претензии - зафиксировать факт передачи (отправления) и получения. Это поможет доказать факт соблюдения досудебного порядка решения споров, если придется обращаться в суд.
Также лучше всего вести регистрацию направленных (поступивших) претензий и ответов на них.
Во-первых, претензию можно вручить лично. При этом вы должны оставить себе экземпляр претензии с отметкой контрагента в получении. Данная отметка состоит из даты, печати, подписи и ее расшифровки, а также должности получившего ее работника.
Во-вторых, отослать по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Письмо можно отправить как на юридический, так и на фактический адрес или сразу в оба. У вас должны остаться на руках почтовая квитанция, опись и вернувшееся уведомление.
В-третьих, отправить по электронной почте либо по факсу. Данные способы отправки должны быть оговорены в договоре. Для подтверждения необходимо распечатать электронное письмо или факсимильный отчет об отправке.
Ответ на "письмо"
После получения и рассмотрения претензии контрагент должен дать ответ. Претензия подлежит рассмотрению в течение срока, установленного договором. Если срок рассмотрения не установлен, то он равняется 30 дням.
Также контрагент имеет право запросить документы, которые необходимы для ее рассмотрения, если они не были приложены. В данном случае направляется запрос, в котором указывается дата или срок, в течение которого они должны быть представлены. При неполучении затребованных документов претензия подлежит рассмотрению на основании тех бумаг, которые есть в наличии.
Ответ может содержать следующие решения:
- полном удовлетворении претензии;
- частичном удовлетворении претензии;
- об отказе в удовлетворении претензии.
При полном или частичном удовлетворении в ответе указывается признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. Например, номер и дата платежного поручения на перечисление денежных средств.
Если в удовлетворении отказано полностью либо в части, в ответе указываются причины отказа, правовые нормы и доказательства, обосновывающие отказ. Также возвращаются подлинные документы, поступившие вместе с претензией, прикладываются дополнительные документы, на основании которых было отказано.
Ответ может быть предан лично, направлен заказным письмом и любым иным способом, предусмотренным договором.
Если претензия оставлена без ответа, то, как правило, это признается отрицательным ответом и подразумевает отказ в ее удовлетворении. Однако партнеры при заключении договора могут прописать, что ненаправление ответа на претензию в установленный срок означает признание требований.
Остался только суд
Если спор не был решен с помощью претензии, то последним вариантом решения конфликта является обращение в суд.
Для обращения в суд надо подготовить исковое заявление. Оно подается только в письменной форме и должно содержать:
- название суда;
- название и адрес организации, которая подает иск;
- название и место нахождения контрагента;
- требования к партнеру и обстоятельства, на которых они основаны;
- цену иска и расчет взыскиваемой суммы;
- сведения о соблюдении претензионного порядка;
- сведения о принятых судом обеспечительных мерах;
- перечень документов, которые прилагают к иску.
Иск подписывается руководителем организации или представителем на основании доверенности.
Перед тем как подать исковое заявление в суд, партнеру необходимо направить копии иска и документов, приложенных к нему.
К исковому заявлению прикладываются квитанция о направлении иска контрагенту; квитанция (платежное поручение) об уплате госпошлины; копии документов, на которых основаны требования (договор, акты сверки взаиморасчетов); копия свидетельства регистрации в ЕГРЮЛ; документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка.
О.В. Мичугина,
эксперт по правовым вопросам
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.