Отсутствие результата - тоже результат
Далеко не любая организация может разрешить судебные споры с налоговой собственными силами. В таком случае разумно привлекать специалиста со стороны. Если фирма одержала победу, затраты можно посчитать обоснованными. Но что делать, если одержать верх над инспекторами не удалось? Разъяснения дает Минфин.
Ситуация стандартная: налоговый орган признал неправомерным учет расходов. Организация наняла консультанта, который пошел судиться с налоговым органом. Суд выиграл налогоплательщик. Вправе ли фирма учесть расходы на консультанта?
Расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Они подлежат отражению в базе по налогу на прибыль в соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов в виде затрат на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается момент расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Данная особенность предусмотрена подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.
Таким образом, расходы на консультанта по представлению интересов налогоплательщика в суде признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме с учетом положений статьи 252 и подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.
В случае, когда благодаря привлечению специалиста дело было выиграно и расходы, не принятые налоговым органом, признаны подлежащими списанию в учете, вопросов обоснованности затрат на консультанта не возникает.
Но что, если судебный спор не привел к положительному результату?
Процесс или результат?
Налоговый кодекс не содержит каких-либо ограничений относительно возможности применения вышеуказанных норм в зависимости от результата рассмотрения дела.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать такие обязательные реквизиты, как:
- наименование документа;
- дату его составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Это значит, что содержание оправдательных документов должно подтверждать экономическую обоснованность затрат, их связь с получением дохода организацией. Таким доказательством являются документы, оформленные по результатам оказанных услуг.
Документальным подтверждением расходов в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса будет будут являться:
- договор об оказании услуг;
- акт (акт об оказанных услугах по договору);
- отчет исполнителя об оказанных услугах;
- счет;
- счет-фактура.
Изложенное подтверждается письмом Управления ФНС России по г. Москве от 8 октября 2008 г. N 20-12/094120 и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2008 г. N 14616/07.
Г.Н. Афиногенова,
главный специалист-эксперт отдела методологии,
автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия
Комментарии специалиста
Эксперт по юридическим вопросам О.В. Мичугина:
"Законодательство не содержит исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть признаны судебными расходами. Таком образом, это дает право организациям включать в данные издержки практически любые осуществленные затраты, связанные с рассмотрением дела.
Однако если вы захотите включить в расходы затраты, которые не связаны с процессом или они будут только косвенно связаны с ним, то налоговики откажут в признании таких расходов.
Во-первых, услуги юриста оплачены, но он не участвовал в судебном разбирательстве, то есть не составил и не подал иск в суд либо вообще не появился ни на одном заседании. Даже при наличии составленных документов на руках налоговики откажут, так как эти бумаги так и не "дошли" до суда.
Во-вторых, затраты не связаны с судебным производством. В данном случае не признаются в составе судебных расходов суммы, уплаченные за юридические услуги, которые оказаны в соответствии с договором, но не имеют отношения к рассмотрению дела в суде.
В-третьих, организация не может признать в качестве судебных расходов оплату услуг адвоката или представителя, который был нанят компанией для защиты сотрудника по делу о привлечении его к административной ответственности.
В-четвертых, если фирма не является одной из сторон по рассматриваемому делу, то затраты на консультирование с юристом, подготовку документов и т.д. она не может учесть в судебных расходах".
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.