"Мертвый груз", или Смерть руководителя
Необычная ситуация из практики: умер генеральный директор компании, являющийся при этом единственным ее учредителем. Какие при этом остаются полномочия у бухгалтера и имеет ли он право подписывать отчетность? Вы спрашивали - мы отвечаем.
Вряд ли каждый практикующий бухгалтер сталкивался с таким вопросом, как смерть работодателя. Тем не менее такое событие произойти может и специалисту необходимо знать, как действовать в подобном случае.
Сразу расставим точки над "i". Речь пойдет о ситуациях с работодателем, который является единственным учредителем бизнеса и при этом возглавляет его. Действия бухгалтера будут различаться в зависимости от вида хозяйствующего субъекта и организационно-правовой формы.
Важно знать. Доверенности, выданные индивидуальным предпринимателем, становятся недействительными в день его смерти.
Если работодатель - ИП
Ситуация, когда умирает работодатель - индивидуальный предприниматель, пожалуй, самая сложная. Дело в том, что в день смерти бизнесмена-нанимателя все трудовые отношения с ним автоматически прекращаются. Эта ситуация также предусмотрена на законодательном уровне. Согласно пункту 6 статьи 83 Трудового кодекса, по независящим от воли сторон обстоятельствам трудовой договор прекращается, если наступила смерть работодателя - физического лица.
Окончание трудовых отношений происходит с абсолютно всеми сотрудниками; бухгалтер исключения не составляет. Это значит, что исполнять какие бы то ни было трудовые функции, в том числе и по оформлению окончания трудовых отношений между экс-работодателем и остальными сотрудниками, он не обязан.
Встает вопрос: кто в таком случае будет выдавать трудовые книжки и производить расчеты с сотрудниками?
"Не должен" - не означает "не будет". Сразу же скажем, что инициатива в данном случае может быть наказуема.
Итак, чего же следует делать сердобольному бухгалтеру? Во-первых, не следует производить никаких действий с расчетным счетом, а именно:
- выплачивать заработную плату сотрудникам;
- оплачивать счета;
- платить налоги;
- производить иные платежи.
Такие действия будут считать неправомерными, а наследники будут вправе взыскать эти суммы с бухгалтера. Ведь даже если бухгалтер имеет благородные мотивы, к примеру, выплата заработной платы, предприниматель прекратил свою деятельность и наступил процесс наследования. Если же бухгалтер откажется возвращать перечисленную заработную плату работникам, наследники могут даже завести уголовное дело.
Именно наследники и будут в данном случае обязаны выплатить заработную плату экс-работникам умершего предпринимателя.
Тем не менее никто не запрещает бухгалтеру (мало того, мы даже рекомендуем так поступить) посчитать и сообщить каждому работнику сумму, которую ему должен был работодатель до момента своей смерти. В дальнейшем каждый сотрудник сможет письменно обращаться к наследникам с просьбой рассчитаться за отработанные на предпринимателя часы.
Если наследники откажутся исполнять обязательства перед бывшими работниками умершего ИП-работодателя, то по месту открытия наследства (то есть по месту жительства предпринимателя) нужно подать заявление нотариусу. Если же наследник даже с подачи нотариуса не хочет платить, можно по истечении шести месяцев со дня смерти подавать иск в суд (желательно коллективный иск).
Напомним, что наследники не только получают имущество умершего, но и отвечают по его долгам. Следовательно, долги по зарплате, выплаты поставщикам тоже переходят по наследству. И работники могут взыскать с близких умершего суммы долгов по зарплате, но только в пределах стоимости перешедшего к каждому родственнику наследственного имущества. Поэтому будет иметь смысл подать иск в суд, самое оптимальное - на всех наследников.
Следующий этап - это внесение записи в трудовую книжку. Кто должен это делать и кто имеет на это основания?
Понятно, что бухгалтер это сделать не может, поскольку он сам больше не является работником. Родственники к трудовой вообще никакого отношения не имеют. Как быть? Выдать незаполненные трудовые книжки? В таком случае новый работодатель может отказать в приеме на работу, так как уже имеется запись, сделанная по прежнему месту работы. И максимально, на что тогда может рассчитывать работник, - это прием на работу по совместительству. Полагаем, что "проблемного" сотрудника просто не примут на работу, однако отсутствие записи об увольнении - это не законный повод для отказа в трудоустройстве (ст. 64 ТК РФ). Кстати, в качестве весомого аргумента можно попросить у родственников копию свидетельства о смерти и предъявить ее новому работодателю.
Мы в данной ситуации рекомендуем уволить сотрудников "задним числом" (к примеру, последним днем жизни предпринимателя). Так поступить разумнее всего. Не будет устрашающей надписи в трудовой "трудовой договор прекращен в связи со смертью физического лица - работодателя, пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ", лучше всего написать "по собственному желанию, статья 80 Трудового кодекса РФ".
Хорошо, с работниками разобрались, а как быть с налогами? Все просто: нет предпринимателя - нет налогов. Отчетность тоже сдавать не нужно (подп. 3 п. 3 ст. 44 и п. 3 ст. 59 НК РФ). Согласно указанным статьям, наследники должны будут заплатить только налоги, к которым умерший имел отношение как физическое лицо, а не предприниматель, а именно:
- транспортный налог;
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Уплачиваются эти налоги только в том размере, который не превышает стоимости наследственного имущества.
Опять же советуем подать отчетность в Пенсионный фонд, чтобы подтвердить стаж за работников.
Схема N 1. Последовательность событий, если умер ИП
Cмерть директора |
Прекращение трудовых отношений с работниками, движений по расчетному счету, уплаты всех налогов |
Процесс наследования |
Выплата заработной платы, внесение записей в трудовые работников |
|
/-----------------------------------\ | /--------------------\
| Выплата по договоренности | | | Коллективный |
| с родственниками причитающихся | | | иск в суд |
| работникам сумм, увольнение | | | |
| задним числом, внесение записей | | | |
| в трудовую | | | |
\-----------------------------------/ \--------------------/
Уплата налогов умершего как физического лица родственниками |
Это важно. Принятие наследства - это волевое действие лица, направленное на приобретение причитающегося ему наследства, совершаемое в установленном порядке в сроки и способами, определенными законодательством.
Если работодатель ООО
Чтобы разобраться, как поступить бухгалтеру, если работодателем выступало общество с ограниченной ответственностью (единственный учредитель - директор), необходимо понять сам процесс наследования. Так, до принятия родственниками наследства управление обществом осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом (п. 8 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Одним из способов вступления в наследство является подача нотариусу по месту жительства умершего заявления (ст. 1153 ГК РФ). Прежде всего нотариусу подается родственниками заявление об открытии наследства. Его подача, равно как и совершение иных действий (к примеру, меры по сохранению имущества), будут свидетельствовать о фактическом принятии наследства. Однако на данный момент наследник не имеет права распоряжаться таким наследством, поскольку у него нет юридических документов, подтверждающих данное право.
До вступления в наследство обязанности умершего директора исполняются лицом, указанным в завещании. При отсутствии такового вводится доверительное управление организацией (ст. 1173 ГК РФ). В данной статье, посвященной вопросу о мерах по управлению наследством, указано, что, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления, в нашем случае это предприятие, нотариус в соответствии со статьей 1026 Гражданского кодекса заключает договор доверительного управления этим имуществом. При этом он осуществляет меры по управлению наследственным имуществом в течение срока, определяемого им с учетом характера и ценности имущества, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более 6 месяцев (а в некоторых случаях не более 9 месяцев, к примеру, появление новых наследников, в результате отказа кого-либо из родственников от наследства). Далее родственники заключают договор доверительного управления с нотариусом. Последний в течение 6 месяцев будет фактически исполнять все обязанности директора, а именно подписывать необходимые документы, в том числе в налоговую и фонды, а также выполнять иные обязанности.
Доверительное управление прекращается, когда наследник вступает в управление наследством. Дальнейшим этапом будет внесение изменений в ЕГРЮЛ.
Обратите внимание: новый собственник в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности может расторгнуть трудовые договоры с заместителями генерального директора и главным бухгалтером. Однако оснований для расторжения трудового договора со всеми остальными работниками не имеется. Об этом говорится в статье 77 Трудового кодекса.
Схема N 2. Последовательность событий в случае смерти директора ООО
Cмерть директора |
Открытие наследства родственниками |
Заключение договора доверительного управления (нотариусом) |
Ведение им деятельности в течение 6 месяцев |
Наследники вступают в управление наследством |
Внесение изменений в ЕГРЮЛ |
Возможное прекращение трудовых отношений с главным бухгалтером и заместителем директора (в течение 3 мес.) |
Если работодатель ОАО
В случае акционерного общества инструкция к действиям выглядит практически идентично ООО. Имеются лишь некоторые нюансы.
Закон об акционерных обществах, как и об обществах с ограниченной ответственностью, не содержит норм, которые устанавливают режим наследования акций (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208). Поэтому необходимо руководствоваться положениями части третьей Гражданского кодекса, а именно: наследник в течение шести месяцев принимает наследство. При этом если имеются достоверные сведения, что иных наследников не имеется, то свидетельство о наследстве может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства (п. 2 ст. 1163 ГК РФ). До получения "заветной" бумаги наследник не может реализовать права по акциям. Объясним почему. Законом "О рынке ценных бумаг" (утв. Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, далее - Закон N 39-ФЗ) установлено, что право на ценную бумагу переходит с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Переход прав, закрепленных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг (ст. 29 Закона N 39-ФЗ). А такие изменения в свою очередь вносятся только при предъявлении подлинника или нотариально удостоверенной копии свидетельства о праве на наследство (передается регистратору). Соответственно наследник "парализован" до выдачи свидетельства о праве на наследство. Однако доверительный управляющий может выполнять правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (п. 1 ст. 1020 ГК РФ).
Отметим, что доверительный управляющий действует в интересах наследников. Что касается текущей деятельности общества, то совет директоров наряду с образованием временного единоличного исполняющего органа вправе принять решение о проведении внеочередного собрания для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (к примеру, если они не могут исполнять свои обязанности) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий управляющей организации (абз. 4 ст. 69 Закона N 39-ФЗ).
Решение об образовании нового исполнительного органа принимается большинством в три четверти голосов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества.
Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство его текущей деятельностью в пределах компетенции исполнительных органов общества (если, конечно, она не ограничена уставом общества).
В дальнейшем с этим лицом заключается срочный трудовой договор. В нем лучше указать не конкретную дату окончания действия договора, а событие, в связи с которым его полномочия прекратятся, то есть принятие постоянного исполнительного органа.
Следующий шаг - сообщение в налоговые органы о внесении изменений в сведения о единоличном органе. Подается "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (по форме N Р14001, утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439).
Схема N 3. Последовательность событий в случае смерти директора ОАО
Смерть директора |
Процесс наследования родственниками |
Введение доверительного управляющего |
Проведение внеочередного собрания советом директоров |
Образование нового исполнительного органа или передача полномочий управляющей компании |
Заключение срочного трудового договора с исполнительным органом |
Внесение изменений в ЕГРЮЛ |
Ю.Л. Терновка,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.