Раскрутка сайта в налоговом учете
Каждый владелец сайта знает, что интернет-продукт требует обслуживания и сопровождения. Ведь чтобы получать прибыль от сайта, привлекая к нему больше клиентов, продукт нужно раскручивать и технически поддерживать. Поговорим о том, как следует учитывать расходы на продвижение и содержание сайта.
Поисковая оптимизация - наиболее востребованная услуга, пользующаяся спросом владельцев сайтов. Действительно, стремление продвинуть свой программный продукт на первые места в поисковых системах продиктовано предпринимательскими целями. Ведь раскрутка сайта в поисковиках по так называемым эффективным запросам направлена на увеличение посещаемости сайта компании, а это в свою очередь привлекает новых клиентов.
Порой на продвижение интернет-продукта фирмы тратят немалые средства. Соответственно следует организовать правильный учет затрат, которые составляют большую часть расходных статей.
SEO-услуги (так называют услуги по продвижению сайта) представляют собой рекламные действия, поскольку это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Получается, что стоимость услуг, направленных на привлечение внимания неопределенного круга лиц к интернет-сайту компании, является расходом на рекламу.
Расходы на раскрутку сайта можно отнести к рекламным. Они будут приравниваться к рекламным мероприятиям, проводимым через СМИ и телекоммуникационные каналы. Конечно, отнести к рекламным затраты по раскрутке сайта будет выгодно, ведь траты на мероприятия рекламного характера в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ненормируемые. Это значит, что в целях налогообложения признать вы их сможете в полном размере без ограничений.
Дополнительным аргументом для признания издержек на продвижение сайта в качестве рекламных является то, что если на сайте размещена рекламная информация о деятельности фирмы, о ценах и наименовании товаров, предлагаемых ею, то такое расходование можно прописать как прочие рекламные расходы.
Чтобы принять к учету "рекламные" затраты, они должны быть обоснованны, направлены для осуществления деятельности, приносящей экономический эффект, и документально "оправданы".
Посмотрим, как отражаются в учете издержки фирмы на продвижение сайта.
Пример 1
Представим, что стоимость соответствующих услуг составила 39 500 руб. (в т.ч. НДС 6025 руб.).
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 33 475 руб. (39 500 - 6025) - учтены расходы на продвижение сайта;
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит 60
- 6025 руб. - отражена сумма предъявленного фирме НДС по оказанным услугам;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19
- 6025 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к вычету;
Дебет 60 Кредит 51 "Расчетные счета"
- 39 500 руб. - оплачены услуги по продвижению сайта.
Обозначим в качестве SEO-услуг услуги по продвижению сайта в сети Интернет, оптимизации сайта для поисковых систем, выведению на высокие позиции в поисковых системах. Контролеры разрешают квалифицировать их в качестве ненормируемых рекламных, несмотря на то, с кем заключает договоры компания: со сторонними организациями либо с физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Об их позиции свидетельствует письмо Минфина России от 8 августа 2012 г. N 03-03-06/1/390*(1).
Пример 2
На услуги по продвижению и раскрутке сайта компания потратила 75 000 руб. Договор был заключен с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Как налоговый агент, фирма должна исчислить и уплатить с выплаченного по договору вознаграждения сумму НДФЛ, равную 9750 руб. (75 000 руб. х 13%). Бухгалтер делает следующие записи:
Дебет 44 "Расходы на продажи" Кредит 76-5 "Расчеты с физическими лицами за оказанные услуги"
- 75 000 руб. - стоимость оказанных услуг по продвижению сайта включена в состав прочих расходов;
Дебет 76-5 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- 9750 руб. - с суммы вознаграждения физлицу удержан НДФЛ;
Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению", 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию"
- 20 325 руб. (75 000 руб. х (22% + 5,1%)) - на сумму вознаграждения физлицу начислены страховые взносы;
- 65 250 руб. (75 000 - 9750) - физлицу выплачена сумма вознаграждения.
Спорные моменты в учете расходов на раскрутку
Зачастую инспекторы не соглашаются принять в составе расходов затраты на услуги по обслуживанию интернет-продукта. В одном из таких случаев они аргументировали свой отказ тем, что фирма не представила документы, подтверждающие право владения сайтом (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры).
Если вы подтвердите, что услуги по обслуживанию интернет-страницы необходимы для осуществления коммерческой деятельности, направленной на получение дохода, и документально оправдаете произведенные затраты, вполне можете рассчитывать на то, что судьи будут на вашей стороне, даже если услуги по обслуживанию вам будут оказаны зарубежным исполнителем. В этом случае оправдательные документы должны быть оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в этом государстве (постановление ФАС Московского округа от 7 сентября 2012 г. N А41-26493/11).
Примечательно, что судьи не считают необходимым условием для принятия издержек на оптимизацию сайта то, чтобы доменное имя было зарегистрировано как товарный знак компании.
Похожий спор рассматривался арбитрами в постановлении ФАС Московского округа от 15 декабря 2010 г. N КА-А40/15457-10.
В данном случае инспекторы как раз требовали зарегистрировать наименование доменного имени в качестве товарного знака для того, чтобы отнести затраты на его продвижение в сети Интернет. Судьи поддержали плательщика по следующим основаниям.
Во-первых, абонентское обслуживание сайта было необходимо компании для привлечения потенциальных покупателей, для расширения собственного рынка сбыта и для увеличения объема продаж.
Во-вторых, все операции с контрагентом фирма подтвердила первичными документами.
Как видим, на представителей Фемиды повлияла основная цель продвижения интернет-сайта - это распространение информации об ассортименте товаров фирмы, их стоимости, характеристиках, способах применения, мерах предосторожности при их использовании и т.д. Также на сайте была указана контактная информация: телефоны, адрес местонахождения и схема проезда.
Более того, арбитры указали, что законодательство прямо не относит наименование Web-сайта (так называемое доменное имя) к товарным знакам и не обязывает компании выбирать имя Web-сайта лишь имеющимися у организации зарегистрированными товарными знаками. Поэтому и признали необоснованным требование инспекции об обязательной регистрации наименования сайта для того, чтобы иметь возможность учитывать расходы на его продвижение.
Таким образом, если соблюдать аналогичный порядок своих действий, у налогоплательщиков есть все шансы отстоять свое право на учет расходов на раскрутку для целей налогообложения.
Е. Юдахина,
редактор-эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА", 2012, N 19.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.