Рассрочка оплаты коммунальных услуг
Помимо предоставления рассрочки оплаты коммунальных услуг по соглашению между исполнителем и потребителем, Новые правила предоставления коммунальных услуг*(1) (далее - Новые правила) устанавливают случай, когда исполнитель обязан предложить потребителю рассрочку. Подробнее об этом читайте в статье.
Обязательная рассрочка
Прежние правила предоставления коммунальных услуг*(2) допускали предоставление отсрочки и рассрочки оплаты коммунальных услуг (в том числе погашения задолженности) лишь по согласованию между исполнителем и потребителем (п. 41). К слову, аналогичная возможность сохранилась и в настоящее время (п. 75 Новых правил). Мы же остановимся на ситуации, когда исполнитель должен предоставить потребителю возможность оплатить коммунальные услуги в рассрочку.
Условия, при которых рассрочка обязательна для исполнителя
Согласно п. 72 Новых правил исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за конкретную коммунальную услугу в рассрочку на оговоренных в данном нормативном акте условиях в случае, если начисленный размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, в конкретном расчетном периоде превысит более чем на 25% размер платы за ту же коммунальную услугу, начисленной за аналогичный расчетный период прошлого года. Получается, что уже начиная с расчета платы за сентябрь 2012 года исполнитель должен сравнивать начисленную сумму с аналогичным показателем за прошлый год.
Подчеркнем, что сравнению подлежит плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении. Вместе с тем до 01.09.2012 плата рассчитывалась единой суммой (за услуги, предоставленные в жилом помещении и на общедомовые нужды). Выходит, что как минимум до сентября 2013 года база для сравнения является некорректной. Тем не менее специальных указаний на этот счет в Новых правилах не содержится, а значит, сравнивать все же придется, как придется и предоставлять рассрочку.
В том же п. 72 Новых правил уточняется: при расчете величины превышения размера платы за коммунальную услугу не учитывается величина превышения, возникшая вследствие увеличения в жилом помещении числа постоянно и временно проживающих потребителей. Из формул расчета платы за коммунальные услуги (приложение 2 к Новым правилам) видно, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, напрямую зависит от количества проживающих в нем лиц только в случае применения нормативов потребления в отсутствие ИПУ. Действительно, сообщать об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в помещении, потребитель обязан, если жилое помещение не оборудовано ИПУ (пп. "з" п. 34 Новых правил). Если же в помещении есть счетчик, исполнитель может не знать об увеличении числа проживающих в нем потребителей. Однако даже при наличии этой информации определить увеличение суммы платы за коммунальные услуги, обусловленное исключительно изменением количества потребителей, затруднительно. Одновременно п. 72 Новых правил не содержит указания, что рассрочка предоставляется исключительно в случае расчета платы по нормативам. Выходит, что выявить рост платы в зависимости от изменения числа жильцов все равно придется, пусть и приняв некоторые допущения, например, о том, что все потребители получают равный объем коммунальных услуг.
Обратим внимание, что в п. 72 Новых правил речь идет об оплате коммунальных услуг, предоставленных в жилом помещении. Значит, потребители, пользующиеся нежилыми помещениями, не вправе претендовать на получение рассрочки.
Заполнение платежного документа
Согласно п. 72 Новых правил предоставление потребителю возможности внесения платы в рассрочку осуществляется путем включения в платежный документ наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, устанавливающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере 1/12 платы за коммунальную услугу за истекший расчетный период, в котором возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому документу. Далее в том же пункте расшифровывается, что рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка, и взимания процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3% размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предоставления рассрочки. Если за счет бюджетных средств исполнителю компенсируются проценты за предоставление рассрочки, потребителю они не начисляются (начисляются в меньшем размере).
Таким образом, уже в платежном документе за тот расчетный период, в котором размер платы увеличился более чем на 25% по сравнению с прошлогодним показателем, исполнитель обязан предложить потребителю рассрочку, рассчитав месячный платеж (1/12 суммы платы за месяц плюс проценты за рассрочку). Подчеркнем, что ставка процентов фиксируется на день предоставления рассрочки и впоследствии не меняется. Под этим днем можно понимать день, когда был сформирован платежный документ с расчетом месячного платежа на условиях рассрочки оплаты. Обращаем внимание, что порядок начисления процентов не регламентирован, в связи с чем, по мнению автора, исполнитель коммунальных услуг может самостоятельно установить применяемый им алгоритм, например, изданием приказа по организации. Наиболее адекватным представляется начисление процентов ежемесячно на остаток задолженности.
Пример 1
В октябре 2012 г. у потребителя возникло право на рассрочку оплаты горячего водоснабжения (ГВС). Общая сумма платы за ГВС за октябрь составила 1 500 руб. Ставка рефинансирования по состоянию на 27.10.2012 - 8,25%. Исполнитель (УК) рассчитывает проценты за рассрочку путем ежемесячного начисления годовых процентов в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 3%, на остаток задолженности.
В платежном документе за октябрь 2012 года наряду с общей суммой платы за ГВС, равной 1 500 руб., исполнитель укажет платеж на условиях рассрочки, который равен 1/12 платежа за расчетный период и составляет 125 руб. В том месяце, когда возникло право на рассрочку, проценты не начисляются, ведь период рассрочки равен нулю. Расчет ежемесячных платежей на условиях рассрочки представлен в таблице.
Расчетный период | Остаток основного долга, руб. | Количество дней рассрочки | Сумма процентов, % | Сумма ежемесячного платежа с учетом процентов, руб. |
Октябрь 2012 года | 1500 | 31 | 0 | 125 |
Ноябрь 2012 года | 1375 | 30 | 13 | 138 |
Декабрь 2012 года | 1 250 | 31 | 12 | 137 |
Январь 2013 года | 1 125 | 31 | 11 | 136 |
Февраль 2013 года | 1 000 | 28 | 9 | 134 |
Март 2013 года | 875 | 31 | 8 | 133 |
Апрель 2013 года | 750 | 30 | 7 | 132 |
Май 2013 года | 625 | 31 | 6 | 131 |
Июнь 2013 года | 500 | 30 | 5 | 130 |
Июль 2013 года | 375 | 31 | 4 | 129 |
Август 2013 года | 250 | 31 | 2 | 127 |
Сентябрь 2013 года | 125 | 30 | 1 | 126 |
В октябре 2012 года в бухгалтерском учете УК должна быть отражена выручка от предоставления коммунальной услуги по ГВС в размере платы, начисленной за расчетный месяц (1 500 руб.).
В силу п. 72 Новых правил позиции, предусматривающие возможность внесения платы в рассрочку, должны быть включены в платежный документ за истекший период, в котором возникло превышение. Если открыть примерную форму платежного документа, утвержденную Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454, можно увидеть специальный разд. 6 "Расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа".
Виды услуг | Сумма платы с учетом рассрочки платежа | Проценты за рассрочку | Сумма к уплате с учетом рассрочки платежа и процентов за рассрочку, руб. | ||
от платы за расчетный период | от платы за предыдущие расчетные периоды | руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Коммунальные услуги | |||||
Отопление | |||||
горячее водоснабжение | |||||
Холодное водоснабжение | |||||
Водоотведение | |||||
Электроснабжение | |||||
Газоснабжение |
Как следует из п. 41 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454, графа 2 предназначена для указания суммы платежа из расчета 1/12 размера платы за коммунальные услуги, указанного в графах 11, 12 и 13 разд. 3 этого же платежного документа. В свою очередь, в графе 3 отражаются суммы платежа из расчета 1/12 размера платы за коммунальные услуги, определенного за предыдущие расчетные периоды, начиная с которых потребителю предоставляется рассрочка оплаты. С учетом того, что таких предыдущих расчетных периодов может быть больше одного, в графе 3 может оказаться суммарное значение нескольких платежей, каждый из которых равен 1/12 платежа за какой-то определенный расчетный период.
Обращаем внимание, что право на рассрочку обусловлено размером платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, тогда как непосредственно рассрочка предоставляется в отношении платы за коммунальную услугу в целом, поскольку в п. 72 Новых правил не конкретизировано, что имеется в виду плата за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, а сказано именно о плате за коммунальную услугу. На это указывает и п. 40 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа: в графе 1 предложено выделять отдельно показатели "на индивидуальное потребление" и "на общедомовые нужды", если рассрочка платежа за коммунальные услуги предоставляется потребителю (согласно заключенному с ним соглашению) в части отдельной платы за коммунальные услуги на индивидуальное потребление и платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Выходит, что распределение платы за коммунальные услуги на эти два вида для целей предоставления рассрочки возможно лишь по соглашению сторон договора.
Графы 4 и 5 посвящены процентам за рассрочку. При этом, если сумму процентов в рублях рассчитать несложно, то заполнение графы 5 для ситуации, когда рассрочка предоставляется в отношении платежей за несколько расчетных периодов при условии изменения ставки рефинансирования, может вызвать вопросы. В отсутствие иных предписаний считаем возможным указать последнюю из примененных процентных ставок. Впрочем, не стоит забывать, что рассматриваемая таблица - это всего лишь примерная форма. Каждый исполнитель вправе использовать собственный шаблон, главное, чтобы вся необходимая информация была предоставлена потребителю.
Графа 6 является итоговой и содержит данные о сумме к уплате. Причем, если потребитель воспользовался рассрочкой в истекших расчетных периодах, в ней указываются сумма платы на условиях рассрочки за расчетный период, предыдущие расчетные периоды и проценты за предоставление рассрочки.
Реализация потребителем права на рассрочку или отказ от него
В силу п. 72 Новых правил исполнитель обязан представить потребителю платежный документ с данными о платеже на условиях рассрочки. В свою очередь, потребитель, получив такой документ, вправе по своему выбору (п. 73 Новых правил):
- внести плату на условиях предоставленной рассрочки;
- отказаться от внесения платы в рассрочку и внести плату единовременно;
- воспользоваться предоставленной рассрочкой, но в дальнейшем внести остаток платы досрочно в любое время в пределах установленного периода рассрочки, в этом случае не требуется согласия исполнителя на досрочное внесение остатка платы.
Новые правила не требуют от сторон дополнительных действий по реализации права потребителя на рассрочку (например, подписания каких-либо соглашений). Однако Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа содержат такое предписание (п. 38). При первичном предоставлении рассрочки в разд. 6 платежного документа указывается следующее: "Уважаемый потребитель, Вы имеете право на получение рассрочки за коммунальные услуги на период 12 месяцев по __%-й ставке (сумма процентов составляет __ руб.). Сумма к уплате с учетом рассрочки составляет __ руб. Для получения рассрочки Вам необходимо обратиться по адресу: ____________ с __.__ по __.__ ч". По мнению автора, потребителя действительно необходимо проинформировать о причинах появления в платежном документе информации, содержащейся в разд. 6. Однако Новые правила не обусловливают получение рассрочки обращением к исполнителю коммунальных услуг: исполнитель выставляет платежный документ с расчетом платы на условиях рассрочки, а потребитель оплачивает счет полностью либо на условиях рассрочки. Есть все основания считать, что в последнем случае потребитель путем совершения конклюдентных действий заключает с исполнителем сделку на условиях коммерческого кредитования. Впоследствии исполнитель продолжит выставлять платежные документы с указанием сумм к уплате с учетом рассрочки вплоть до полной оплаты.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что потребитель внес плату за октябрь 2012 г. вовремя с учетом рассрочки, то есть уплатил за услугу по ГВС только 125 руб.
Получив сведения о том, что потребитель воспользовался рассрочкой, исполнитель в платежном документе за ноябрь заполняет разд. 6 и указывает в нем общую сумму платежа, равную 138 руб. Одновременно в бухгалтерском учете УК отражает процентный доход с использованием счета 90 в размере 13 руб.*(3)
Вместе с тем потребитель вправе внести остаток платы в любое время до истечения периода рассрочки. Как указано в п. 73 Новых правил, согласия исполнителя на это не требуется (в данном случае в силу п. 4 ст. 809 ГК РФ проценты могут быть начислены лишь до дня внесения полной оплаты), однако уведомить его о своем намерении потребителю все же придется, чтобы назначение платежа было правильно идентифицировано (например, чтобы платеж не был ошибочно отнесен к авансам). Об этом, кстати, сказано и в п. 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа. Для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к уплате, указание на расчетный период. При этом потребителю не рекомендуется вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению. Другой вариант заключается в доведении назначения платежа до исполнителя, если позволяет способ оплаты (например, назвав его устно при внесении в кассу с соответствующим отражением в кассовых документах либо указав в поле "Назначение платежа" платежного поручения при оплате услуг юридическим лицом и т.д.).
Исполнитель, предоставляющий потребителю рассрочку, должен помнить, что таким образом стороны изменяют сроки исполнения обязательства по оплате фактически потребленной коммунальной услуги. Это означает невозможность начисления пеней на остаток долга, а также его принудительное взыскание до наступления срока платежа с учетом рассрочки. Реализовать такие меры исполнитель вправе только в случае нарушения условий предоставления рассрочки. Точно так же остаток долга, еще не предъявленный потребителю к уплате на условиях рассрочки, не учитывается при расчете задолженности, дающей исполнителю право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги (п. 118 Новых правил).
Пример 3
Воспользуемся условиями примеров 1 и 2. Допустим, что потребитель внес плату за ГВС на условиях рассрочки за ноябрь 2012 г. в срок. По состоянию на 27.01.2013 (дата расчета платы и заполнения платежных документов за январь 2013 г.) потребитель не внес плату за декабрь 2012 г. Сумма за декабрь 2012 г. была уплачена 04.02.2013.
В платежном документе за январь 2013 года сумма процентов за рассрочку будет увеличена по сравнению с первоначальным расчетом, представленным в решении к примеру 1. В связи с тем, что остаток основного долга был неизменен и составил 1 250 руб., сумма процентов будет начислена в размере 12 руб.
При расчете процентов за февраль 2013 года должно быть учтено, что сумма основного долга составляла 1 250 руб. вплоть до 04.02.2013. Кроме того, исполнитель вправе требовать уплаты пеней, начисленных в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ, на сумму платы, подлежащую внесению за декабрь 2012 года (в части ГВС она составляет 137 руб.), за период с 11.01.2013 (если срок внесения платы определяется по общим правилам и платежный документ за декабрь был представлен потребителю вовремя) по 04.02.2013.
Взаимоотношения исполнителя и РСО
Пункт 74 Новых правил дает исполнителю коммунальных услуг, предоставившему потребителю рассрочку, право получить аналогичную рассрочку от РСО, у которой он приобретает коммунальные ресурсы для предоставления соответствующей коммунальной услуги. Для этого нужно письменно сообщить РСО о предоставлении рассрочки (и, главное, о реализации потребителем права на рассрочку) с приложением подтверждающих документов (например, копии оплаченного платежного документа с заполненным разд. 6). РСО обязана предоставить исполнителю рассрочку на тех же условиях, на которых она предоставлена потребителю. Опять же, если РСО получает компенсацию процентов за рассрочку за счет бюджетных средств, исполнителю коммунальных услуг проценты не начисляются или начисляются в меньшем размере. Полагаем, что в ситуации, когда бюджет предоставляет компенсацию в виде недополученных процентов за предоставление исполнителю рассрочки, последний не вправе претендовать на освобождение от уплаты процентов по рассрочке, предоставленной ему со стороны РСО.
Если исполнитель намерен воспользоваться таким правом, он должен как можно скорее после получения данных о том, что потребитель воспользовался рассрочкой (то есть при поступлении первого платежа с учетом рассрочки), сообщить об этом РСО. Представляется, что в случае досрочного погашения долга потребителем то же самое должен сделать и исполнитель. Просто перечислить полученные денежные средства РСО недостаточно. Впрочем, исполнитель обязан это сделать в силу прямого указания специального правового акта - Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253. Необходимо сообщить РСО о прекращении ее обязанности предоставлять исполнителю рассрочку.
Добавим, несмотря на то что в п. 74 Новых правил не конкретизируется, предоставление потребителю какой именно рассрочки (обязательной или договорной) дает право на получение такой же рассрочки от РСО, логично предположить, что такое право действует только при предоставлении потребителю обязательной рассрочки. Соглашение между исполнителем и потребителем об оплате услуг (в том числе об уплате задолженности за прошедшие периоды) в рассрочку означает, что исполнитель добровольно взял на себя все сопутствующие риски, хотя мог в принудительном порядке взыскать всю сумму задолженности. Этот факт не создает никаких обязанностей для РСО, не участвующей в подобном соглашении (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Кроме того, возможность договорной рассрочки впервые описана в п. 75 Новых правил, который размещен ниже рассматриваемого п. 74.
Несколько слов о договорной рассрочке
Как было указано выше, соглашением между исполнителем и потребителем могут быть установлены порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг, в том числе погашения задолженности по их оплате. Договориться о рассрочке с исполнителем могут собственники жилых и нежилых помещений в отношении как текущего платежа, так и просроченной задолженности в части платы за услуги, предоставленные и в помещении, и на общедомовые нужды. Процентная ставка, период рассрочки, расчет платежа устанавливаются также соглашением сторон. С учетом пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ договоренность о рассрочке должна быть зафиксирована в письменном виде. Вся информация о договорной (как и об обязательной) рассрочке должна быть отражена в платежном документе (пп. "к" п. 69 Новых правил).
* * *
Если начисленная за расчетный месяц плата за какую-либо коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, выросла более чем на 25% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внести плату за данную услугу в целом (в том числе за услугу, предоставленную на общедомовые нужды) в рассрочку. Новые правила устанавливают условия предоставления рассрочки, оставляя за потребителем право воспользоваться ею или внести плату единовременно. Если потребитель вносит платеж в рассрочку, право на аналогичные условия расчетов имеет и исполнитель: РСО обязана предоставить ему рассрочку.
С.Н. Козырева,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
*(3) Подробнее об этом см. статью Н.М. Софийской "Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой" (N 9, 2012).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"