Председатель ТСЖ при проведении очередного осмотра общего имущества в МКД обратил внимание, что магазин, расположенный на первом этаже дома, разместил вывеску с надписью "Живое пиво". Является ли такая вывеска рекламной конструкцией, размещение которой на стене дома необходимо согласовать с собственниками помещений в МКД в порядке, предусмотренном ЖК РФ? Вправе ли собственники требовать с владельца магазина внесения платы за пользование общим имуществом в личных, предпринимательских целях?
Необходимо отметить, что описанная ситуация трактуется судами неоднозначно, а характер вывески определить самостоятельно достаточно сложно. Ведь указание на вывеске такой информации не является наименованием юридического лица, которое в силу Закона о защите прав потребителей*(1) продавец товара должен довести до сведения покупателей, и исполнение данной обязанности никак не связано с рекламой организации и реализуемых ею товаров (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). Поэтому мы рекомендуем ориентироваться на разъяснения ФАС, приведенные в письмах от 05.04.2010 N АК/9402 и от 24.01.2011 N АК/1829. Согласно им информацию, размещенную на спорных вывесках, необходимо оценивать как минимум по двум параметрам: на предмет наличия в ней рекламы юридического лица и рекламы реализуемого организацией товара.
В первом письме указано, что коммерческие обозначения, используемые юридическими лицами для индивидуализации принадлежащих им торговых марок (п. 1 ст. 1538 ГК РФ) и размещаемые на вывесках, выполняют функцию, аналогичную функции наименования. Факт того, что такие обозначения не являются фирменными и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ, не имеет решающего значения. Главное, чтобы такое обозначение обладало достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия было известным в пределах определенной территории. Тогда вывеска может расцениваться как информационная, а не рекламная.
Во втором разъяснении дан подробный анализ норм законодательства относительно рекламы товаров. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе*(2) товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Предназначаться для продажи могут любые вещи, не изъятые из оборота (п. 1 ст. 455 ГК РФ). В силу п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 467 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам.
Таким образом, заключают специалисты ФАС, объектом рекламирования может быть товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Реклама товара всегда содержит конкретику. Следовательно, такие слова и словосочетания, как пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенные наименования групп товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес. Поэтому размещение указанных слов и словосочетаний в месте производства или реализации товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, считать это рекламой было бы неправильным.
Из всего вышесказанного следует, что собственники помещений в МКД не могут препятствовать владельцам магазинов в размещении подобных информационных вывесок (примеры судебных решений, отказывающих собственникам в демонтаже информационных вывесок, приведены в статье Н.Н. Максимовой "Размещение на доме рекламной конструкции", N 7, 2012, стр. 49). С другой стороны, они имеют право получать плату за размещение таких вывесок и компенсацию за повреждение фасада.
Чтобы сохранить баланс интересов всех собственников общего имущества, к числу которых относятся и владельцы помещений на первых этажах МКД, отведенных под магазины и иные коммерческие структуры, можно посоветовать следующее. Нужно определить на общем собрании собственников порядок пользования общим имуществом (стеной дома), в том числе закрепить права и обязанности юридических лиц, размещающих информационные вывески, по содержанию, ремонту соответствующей части стены, которая используется под вывеску, и т.д. Данный подход полностью соответствует положениям п. 2 ст. 36 ЖК РФ и п. 1 ст. 247 ГК РФ.
К.О. Борисова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 ноября 2012 г.
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"