Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Русская правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа так и для Временного Верьховного Правления

Русская правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа так и для Временного Верьховного Правления*

 

Введение. Основные понятия

 

§ 1. Всякое Общество имеет свою цель и избирает средства для достижение оной

 

Всякое Соединение нескольких человек для достижения какой либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью оного бывает Удовлетворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех Людей одинаковы. Из сего следует что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к Действию или к средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ими сильные Споры и бесконечные Несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества Людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет Непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижение предназначенной цели; а тем еще менее устроить оные, и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякого Действия. А ежели члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнение и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего Действия быть избраны.

 

§ 2. Разделение Членов Общества на Повелевающих и Повинующихся

 

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположит Действие? Все сии Затруднения разрушаются двояким образом. В первом случае Нравственное превосходство одного или нескольких членов соглашает все сии различные Затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другие посторонние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства предоставляя им право распоряжать общим Действием. В том и другом случае разделяются члены общества на Повелевающих и на Повинующихся. Сие разделение неизбежно потому что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других.

 

§ 3. Разделение Государства на Правительство и Народ

 

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до Гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название Государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в Благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или Действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим Действием называется то, которое касается всего Общества а следовательно и производится от лица всего общества. Частным то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание Средств для достижения сказанной цели и Действие сообразное с сим избранием ведет к разделению членов Гражданского Общества на Повелевающих и Повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; Действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда Гражданское общество получает название Государства, тогда Повелевающие получают название Правительства, а повинующиеся название Народа. Из сего явствует что Главные или Первоначальные составные части каждого Государства суть: Правительство и Народ.

 

§ 4. Взаимные отношения Правительства и Народа

 

Правительство имеет обязанность распоряжать общим действием и избирать лутчие средства для доставления в Государстве Благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилося к общественному и частному Благоденствию и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а посему и переходит Государство при потере сего равновесия из природного и здорового своего Положения, в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего Равновесия на твердых основах есть Главная цель сей Русской Правды и коренная обязанность каждого Законодателя.

 

§ 5. Каждое Право основано быть должно на предшествующей обязанности

 

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность Человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон Христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя, словами вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие природы человеческой, закон Естественный, следственно, обязанность нашу. От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому что он обязан сохранять свое Бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было только тогда существовать и признаваемо быть Действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует, и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только Насилием или Зловластием.

 

§ 6. Основные Понятия о Государственном Благоденствии и сопряженных с ним обязанностях

 

Главное Дело в Государстве есть посему Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же Государственного Устройства должна быть Возможное Благоденствие Всех и Каждого. А посему все ведущее к Благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о Благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности на человека от Бога посредством Веры наложенные суть первейшие и непременнейшие. Оне связывают духовный Мир с Естественным, жизнь бренную с жизнию Вечною; и потому все Постановления Государственные должны быть в связи и Согласии с обязанностями человека в отношении к Вере и ВсеВышнему Создателю Миров. Сей первой род обязанностей касается Мира Духовного. Оне нам известны из Священного Писания. Второй род обязанностей касается Мира Естественного. Оне нам известны из законов природы и нужд Естественных. Бог творец Вселенныя есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии Законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть и потому Постановления Государственные должны быть в таком же Согласии с неизменными Законами природы как и со святыми Законами Веры. Наконец Третий Род обязанностей порождается составлением Гражданских обществ или Государств. Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному Благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными. Второе правило: что все Государственные постановления должны стремиться единственно к Благоденствию Гражданского общества: при чем всякое Действие сему Благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением- Третье правило: что Благоденствие общественное должно щитаться важнее Благоденствия частного и ежели оные находятся в противуборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило: что Благоденствием общественным признаваемо быть должно Благоденствие совокупности Народа; из чего следует что истинная цель Государственного Устройства должна непременно быть: Возможно Большее Благоденствие многочисленнейшего числа Людей в Государстве; почему и должны всегда Выгоды части или одного Нераздельного уступать Выгодам целого: признавая целым Совокупность или Массу Народа. Пятое наконец правило состоит в том что частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другого; то есть что Благоденствие одного человека не должно наносить вреда а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет Возможным Благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

 

§ 7. Основное Понятие о Народе и его Значении

 

Выше пояснено что Государство состоит из Правительства и Народа. Народ есть совокупность всех тех Людей, которые принадлежа к одному и тому же Государству, составляют Гражданское Общество имеющее целью своего существования, возможное Благоденствие Всех и каждого. Непреложный Закон Гражданских обществ заключается в том что каждое Государство состоит из Народа и Правительства, следовательно Народ не есть Правительство, и каждое из оных имеет свои особенные обязанности и права; однако же Правительство существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему Бытию и Образованию, как только Благо Народное; между тем как Народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения Воли ВсеВышнего призвавшего Людей па сей земле прославлять его Имя, быть добродетельными и щастливыми. Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в ровной мере и следовательно все имеют ровное право на его исполнение. А по сему Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого либо лица или Семейства. На против того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народного а не Народ существует для Блага Правительства.

 

§ 8. Основное Понятие о Правительстве и разделение оного на Верьховную Власть и Государственное Правление

 

Правительство есть Совокупность всех лиц занимающихся отправлением дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять Народу Благоденствие и потому право имеет Государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом оно должно иметь и соразмерную власть дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным. Сия Власть посредством которой Правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели есть Верьховная Власть. - Из общего Предмета или Состава Благоденствия Государства истекают особенные предметы сей общей цели и как общей цели благоденствия соответствует Верьховная Власть, так должно соответствовать каждому особенному предмету, особенная обязанность, особенное право и особенная Власть. Сии особенные Власти истекают из Верьховной, которая обьемлет всю цель учреждения Правительства; почему и должны особенные Власти совершенно Зависеть от Верьховной и действовать по Направлению от нее исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных Властей составляет Государственное правление, которое также названо быть может Чиноначальством. - Из сего явствует что правительство не может выполнить своей обязанности и Государству доставить Благоденствие естьли не будет иметь Власти соразмерной важности и обширности цели Гражданского общества и что сия Власть распространяет свое Действие по всем предметам на целое Государство: имея притом много подчиненных Властей, кои уже действуют на отдельные только предметы или на отдельные только части оного. Общая Власть именуется Верьховною Властью а совокупность частных Государственным Правлением или Чиноначальством. Посему и разделяется всякое Правительство на Верьховную Власть и на Государственное Правление или Чиноначальство.

 

§ 9. Разделение Государственного Благоденствия на Безопасность и Благосостояние

 

Государственное Благоденствие состоит из двух главных предметов: из Безопасности и Благосостояния. Отличительное и главное качество Безопасности есть охранение, а Благосостояние есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства потому что может быть достигнута посредством общего только Действия соединенных Сил и Волей: каковое Соединение в правительстве имянно и представляется и что она ответствует первоначальной обязанности человека состоящей в сохранении своего Бытия. Сверх того не может быть благосостояние естьли не существует Безопасности; а потому и служит она основанием сооружению Государственного здания. - Благосостояние должно быть Второю целью Правительства ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение оного должно быть предоставлено каждому члену Гражданского Общества особенно и что участие Правительства в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препятствий, которые бы могли превышать силы и способы частных Людей: тем более что частные Люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут однеми частными своими силами утвердить Безопасность.

 

§ 10. Необходимость Россию переобразовать и Новые законы издать

 

Таковы Коренные Начальные понятия на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякого благоустроенного Государства: дабы оное находилось под властью и управлением Законов общественных а не прихотей личных Властителей и доставляло бы Возможное Благоденствие Всем и каждому а не зловластвовало над всеми для Выгоды Единого или нескольких. Все что от сих правил удаляется а тем паче оным противуречит есть Зловластие, испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и Гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные Коренные правила к России ясно видеть можно что самые сии коренные правила непременно требуют изменения существующего ныне Государственного порядка в России и введения на место его такого Устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых Законах и Постановлениях не предоставляло бы ничего личному самовластью и в совершенной точности удостоверяло бы Народ Российский в том что он составляет устроенное Гражданское Общество а не есть и никогда быть не может чьею либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: Первая состоит в совершенном Переобразовании Государственного порядка и Устройства а вторая в издании полного нового Уложения или свода Законов, сохраняя притом все полезное и уничтожая все вредное.

 

§ 11. О Необходимости Русской Правды и Временного Верьховного Правления

 

Сия двойная цель не может иначе с Успехомь быть достигнута как посредством учреждения Временного Верьховного Правления и обнародования Русской Правды ко Всеобщему сведению. Причины тому суть следующие: предполагаемый новой Порядок, по обширности Государства и многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть введен вдруг одним разом. Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которые должны постепенно в ход и Действие быть приводимы дабы Государство не подверглос беспорядкам, волнениям и превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все произшествия в Европе в последнем полустолетии случившиеся доказывают что Народы возмечтавшие о возможности внезапных Действий и отвергнувшие постепенность в ходе Государственного Преобразования впали в ужаснейшие бедствия и вновь покорены игу Самовластия и Беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию Государства постепенными меропринятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важного Дела как не Временному Верьховному правлению: Прежняя Верьховная Власть довольно уже доказала враждебные свои чувства противу Народа Русского; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительного Верьховного Порядка в России еще не существуют. Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верьховное Правление точно будет действовать для одного только Блага России и для Всевозможного Усовершенствования Положения и состояния ЕЕ по всем предметам и статьям. то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верьховному Правлению. С другой стороны составление Уложения или полного свода Законов есть Дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи оного в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно содержать одни только точные или" положительные Законы и Постановления утверждающие Будущий Порядок в Государстве а следовательно и не должно оно содержать: 1) Ни воспоминания о ныне существующем порядке: ибо оный прекратит свое существование; 2) Ниже изложения переводных и приуготовительных меропринятий или средств коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительные и переводные меры суть Действия преходящие; 3) Ниже наконец пояснения основных умозрительных Соображений и Правил на коих Государственное здание имеет быть сооружено, ибо умозрения не могут входить в Состав Положительных Законов или Уложения. Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале Ее возрождения и Переобразования, то тем еще более оказывается Необходимость в Русской Правде, которая излагая коренные Начала и основания сего Переобразования, содержала бы Указания на целое Государство и на все оного части члены и Отрасли.

 

§ 12. Определение цель и Действие Русской Правды

 

Русская Правда есть по сему Верьховная Всероссийская грамота определяющая все перемены в Государстве последовать имеющие, все предметы и Статьи уничтожению и ниспровережению подлежащие и наконец коренные Правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового Государственного порядка и составлении нового Государственного Уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и Постановлений будущего порядка Вещей, исчисление главных предполагаемых переводных меропринятий и вместе с тем пояснение коренных Соображений, начальных причин и основных Доводов утверждающих предполагаемое для России Государственное Устройство. И так Русская правда есть Наказ или Наставление Временному Верьховному Правлению для его Действий, а вместе с тем и объявление Народу от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит Обязанности на Временное Верьховное Правление возлагаемые и служит для России ручательством что Временное Верьховное Правление единственно ко Благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой Грамоте ввергнул многие Государства в Ужаснейшие бедствия и междоусобия потому что в оных Правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам не имея перед собою ясного и полного наставления коим бы обязано было руководствоваться, и что Народ между тем никогда не знал что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся Действия Правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями часто предпринимал беспокойные Действия и наконец междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие Зло и приводит Государственное Переобразование в положительные ход и Действие тем что все определяет и на все предметы коренные правила издает. По сему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное Верьховное Правление со всеми частями, отраслями и степенями Правительства, так равно и весь Народ со всеми оного членами или Гражданами. Временное Верьховное Правление обязано новый Государственный Порядок Русскою Правдою определенный постепенными меропринятиями ввести и устроить а Народ обязан сему введению не только не противиться но на против того Временному Верьховному Правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию Народного Возрождения и Государственного Преобразования.

 

§ 13. Разделение Русской Правды на Главы

 

Для сего составлена Русская Правда из Десяти Глав:

Первая Глава рассуждает о границах Государства и о разделении земельного пространства оного: она показывает где обретается Российское Государство.

Вторая Глава рассуждает о Народе в отношении к различным племенам Российское Государство населяющим.

Третья Глава рассуждает о Народе в отношении к различным Сословиям в Российском Государстве обретающимся.

Четвертая Глава рассуждает о Народе в отношении к приуготовляемому для него Политическому или общественному Состоянию.

Пятая Глава рассуждает о Народе в отношении к приуготовляемому для него Гражданскому или частному состоянию.

Шестая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Верьховной Власти.

Седьмая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Государственного Правления.

Осьмая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству Безопасности в Государстве.

Девятая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству Благосостояния в Государстве.

Десятая Глава содержит Наказ для составления Государственного Уложения долженствующего быть полным сводом всех Законов и всех постановлений. Сверх сего содержит Русская Правда в виде Предисловия изложение общих Понятий об основах всякого Государственного Установления, а в виде Заключения краткое извлечение из Русской Правды, содержащее главнейшие определения и постановления русскою правдою учиненные. При сем надлежит Заметить: 1.) что Вторая, Третья. Четвертая и Пятая Главы рассуждают о Народе, а Шестая, Седьмая, Осьмая и Девятая Главы рассуждают о Правительстве. 2.) что из четырех глав рассуждающих о Народе первые две касаются ныне еще существующего порядка Вещей указывая на перемены которые с оными воспоследовать имеют а последние Две касаются нововводимого порядка Вещей с изложением коренных Оснований сего Нового порядка и 3.) что из четырех Глав, рассуждающих о Правительстве, первые две касаются Главных основ образования Правительства или общего Учреждения оного, а последние две касаются частных подробностей и Действий Правительства. При рассуждении о каждом предмете в сих четырех Главах излагаются наставления как для изменения существующих Установлений, так и для введения новых с целью Благоустроенного Государства сообразнейших.

 

------------------------------------------------------------------------

* Публикуется по изданию: Восстание декабристов. Том 7 / "Русская Правда" П.И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие / Под ред. М.В. Нечкиной. - М.: Госполитиздат, 1958. - С. 111-168.

Павел Иванович Пестель (1793-1826). Дворянский революционер, декабрист, полковник. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. С 1821 года - командир Вятского пехотного полка.

В 1816 году вступил в "Союз спасения", был автором его Устава. В марте 1921 года создал и возглавил "Южное общество" заговорщиков. Автор политической программы декабристов, названной им "Русская правда". Казнен 13 (25) июля 1826 года вместе с другими руководителями декабристского движения. - Прим. ред.

** Здесь текст обрывается. - Прим. ред.

 

Русская правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа так и для Временного Верьховного Правления


Настоящий документ представляет собой научно-исторический акт и подключен в систему в качестве учебно-познавательного материала.

Содержание документа соответствует виду, в котором он был опубликован.