Комментарий к письму Минфина РФ от 27 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/505 и письму Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2012 г. N 16-15/091449
"Рекламные" затраты мы можем принять к учету на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) как прочие расходы в составе расходов на рекламу на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Так, к расходам на рекламу можно отнести, к примеру, затраты на услуги по размещению информации о товарах в каталогах (письмо Минфина России от 27.09.2012 N 03-03-06/1/508). Но главного условия принятия расходов для целей налогообложения никто не отменял: они должны быть экономически обоснованны, документально "оправданы" и направлены на осуществление предпринимательской деятельности.
Размещая рекламную информацию в СМИ, прибегая при этом к услугам сторонних агентств, подтвердить расходы на рекламу через эфирные СМИ вы сможете такими первичными документами, как:
- актами, подписанными вашей компанией и рекламным агентством;
- эфирными справками, если размещаете рекламу на телевидении или радио.
"Оправдать" факт оказания услуги по размещению рекламного материала, можно при помощи эфирных справок или иных подобных документов, выданных непосредственно теле- или радиокомпанией. Также это могут быть и графики подтвержденных выходов рекламы (аналог эфирной справки), выданные рекламным агентством, копии документов теле- или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики подтвержденных выходов рекламы. Об этом говорят специалисты финансового министерства в письмах от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467, от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71.
В комментируемых письмах речь идет об учете для целей налогообложения расходов на услуги по продвижению сайта в сети Интернет, оптимизации сайта для поисковых систем, выведению на высокие позиции в поисковых системах в качестве рекламных. Договора на оказание названных услуг компания заключает со сторонними организациями и физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Перечисленные виды затрат специалисты финансового министерства разрешают квалифицировать в качестве расходов на рекламу через СМИ и телекоммуникационные сети, учитываемые при налогообложении в полном объеме без ограничений (письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03-03-06/1/390*(1)).
Еще одним подтверждением такого вывода является письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-11/317, в котором специалисты позволяют налогоплательщикам, применяющим УСН, учесть расходы на продвижение сайта в расходах на рекламу. Однако существуют ограничения. Для того чтобы иметь возможность принимать к налогообложению расходы на создание программного комплекса, налогоплательщик должен обладать исключительными правами на созданный сторонним исполнителем web-сайт. В этом случае фирма вправе принять такие затраты как расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА, при условии документального подтверждения.
Если же сайт не принадлежит фирме на праве собственности, то затраты на разработку и создание web-сайта, который предназначен для продвижения товаров (работ, услуг) компании на рынке, данные расходы учитываются как расходы на рекламу в виде рекламных мероприятий через телекоммуникационные сети (письмо Минфина России от 28.07.2009 N 03-11-06/2/136).
Отражение в бухгалтерском учете
Предположим, за услуги продвижения сайта фирма заплатила 80 000 рублей физическому лицу, не являющемуся предпринимателем. Сумма НДФЛ, которую фирма должна исчислить и уплатить с данного вознаграждения как налоговый агент, составит 10 400 рублей (80 000 руб. х 13%).
В бухгалтерском учете данные операции сопровождаются следующими записями:
Дебет 44 "Расходы на продажи" Кредит 76-5 "Расчеты с физическими лицами за оказанные услуги"
- 80 000 руб. - стоимость оказанных услуг по продвижению сайта включена в состав прочих расходов;
Дебет 76-5 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- 10 400 руб. - с суммы вознаграждения физлицу удержан НДФЛ;
Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению", 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию"
- 21 680 руб. (80 000 руб. (22% + 5,1%)) - на сумму вознаграждения физлицу начислены страховые взносы;
- 69 600 руб. - физлицу выплачена сумма вознаграждения.
Спорные моменты при учете расходов на сайт
Если вы не зарегистрировали доменное имя в качестве товарного знака, то это все равно не препятствует учету расходов на создание сайта.
Такая ситуация рассматривалась в постановлении ФАС Московского округа от 15.12.2010 N КА-А40/15457-10. Инспекторы не желали признать расходами при исчислении прибыли затраты на информационное обслуживание сайта и по изготовлению каталога рекламной продукции. Эти затраты налоговый орган посчитал экономически необоснованными, поскольку доменное имя не зарегистрировано в качестве товарного знака. Следовательно, обозначение домена не является фирменным наименованием плательщика и к деятельности организации не относится.
Судьи не согласились с таким решением, ведь фирма заключала договора об оказании информационных услуг по обслуживанию сайтов с целью привлечения потенциальных покупателей, расширения собственного рынка сбыта и увеличения объема продаж.
Требование же инспекции о необходимости регистрации наименования доменного имени в качестве товарного знака для законного отнесения затрат на его продвижение (создание и обслуживание) в сети Интернет необоснованно. Ведь законодательство не относит наименование web-сайта (так называемое доменное имя), к товарным знакам.
Расходы на изготовление логотипа
Можно ли признать рекламными затраты компании на изготовление логотипа? Ведь зачастую инспекторы не соглашаются с тем, что фирмы учитывают в составе расходов затраты на изготовление логотипов в полном объеме. Объясняют свое несогласие тем, что логотип не отвечает признакам рекламной продукции.
Совершенно противоположное мнение сложилось у судей по этому поводу. Ведь они считают, что логотип является рекламой как техническое средство, несущее в себе информацию о заявителе для неопределенного круга лиц с целью поддержания интереса к заявителю. Так указано и в постановлении ФАС Московского округа от 15.02.2010 N КА-А40/190-10.
Аналогично высказались судьи в постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09, указав, что логотип - это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам.
Деятельность коммерческой организации была направлена на получение дохода, поэтому затраты, связанные с этой деятельностью, экономически оправданы. Разработанный логотип (бренд) фирма использовала в своей деятельности: на бланках, конвертах, в рекламных роликах.
Исходя из этого судьи пришли к выводу, что фирма обоснованно приняла затраты на разработку фирменного стиля в состав расходов, а не в качестве НМА.
Е.М. Юдахина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА", 2012, N 19.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.