Установление льготной арендной платы для арендаторов объектов культурного наследия
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 73-Ф3*(1) в некоторых случаях государственные (муниципальные) учреждения, предоставляющие в аренду государственное (муниципальное) имущество, признаваемое объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), устанавливают льготную арендную плату. Что относится к таким случаям и каков порядок установления льготной арендной платы, рассмотрим в данной статье.
Условия для установления льготной арендной платы
Установление льготной арендной платы осуществляется при соблюдении следующих условий (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 73-ФЗ):
- в аренду предоставляется государственное (муниципальное) имущество, признаваемое объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ;
- арендатором является юридическое (физическое) лицо, вложившее свои средства в работы по сохранению арендуемого им объекта культурного наследия;
- выполняемые арендатором работы по сохранению объекта культурного наследия должны быть предусмотрены ст. 40-45 Федерального закона N 73-ФЗ;
- выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
Порядок установления льготной арендной платы
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 73-ФЗ порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, определяются Правительством РФ. Во исполнение данного пункта Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1005 утверждено Положение об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ (далее - Положение).
Примечание. Положение применяется с 2013 года.
Согласно п. 2 Положения решение об установлении льготной арендной платы принимается федеральным государственным учреждением, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации), которые являются арендодателями по договору аренды объекта культурного наследия.
Основанием для установления льготной арендной платы является вложение арендатором своих средств в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные ст. 40-45 Федерального закона N 73-ФЗ, и обеспечение их выполнения в соответствии с Федеральным законом N 73-Ф3, подтвержденное положительным заключением на право предоставления льготной арендной платы, выдаваемым Минкультуры в установленном им порядке.
Заключение на право предоставления льготной арендной платы выдается арендатору Минкультуры на основании следующих документов (п. 4 Положения):
1) заявление арендатора, согласованное с арендодателем, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится арендодатель, и Росимуществом. Отметим, что заявление арендатора, поступившее на согласование, рассматривается каждым из указанных субъектов в течение 14 дней со дня поступления к нему такого заявления. Не согласованное заявление в течение пяти дней со дня его поступления в Минкультуры возвращается заявителю без рассмотрения.
2) копия договора аренды объекта культурного наследия (части объекта культурного наследия) (запрашивается Минкультуры в порядке межведомственного электронного взаимодействия);
3) охранное обязательство (запрашивается Минкультуры в порядке межведомственного электронного взаимодействия);
4) документы, подтверждающие проведение и выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (запрашиваются Минкультуры в порядке межведомственного электронного взаимодействия):
- разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданное Минкультуры или органом субъекта РФ, исполняющим функции по охране объектов культурного наследия исходя из полномочий, переданных в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ (далее - уполномоченный орган субъекта РФ);
- задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданное Минкультуры или уполномоченный органом субъекта РФ;
- сметно-финансовые расчеты проведения работ, выполненных на основе базового уровня цен, установленных в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с положительным заключением экспертизы о достоверности определения сметной стоимости, полученным в установленном порядке (далее - сметно-финансовый расчет);
- отчет о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия;
- акт приемки работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласованное заявление арендатора принимается Минкультуры и рассматривается в течение 30 дней со дня его поступления. Выданное Минкультуры заключение может быть положительным либо отрицательным. В любом случае заключение направляется арендодателю и арендатору в течение пяти дней со дня окончания рассмотрения представленных документов.
Отрицательное заключение выдается в случаях, когда (п. 3, 7 Положения):
- у арендатора имеется задолженность по уплате в доход федерального бюджета платежей, предусмотренных договором аренды соответствующего объекта культурного наследия;
- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия является следствием несоблюдения арендатором охранных обязательств;
- отсутствуют документы, указанные выше в пунктах 2-4, в органах, уполномоченных предоставлять такие документы.
На основании положительного заключения Минкультуры арендодатель оформляет в установленном порядке дополнительное соглашение к договору аренды объекта культурного наследия, в котором указываются размер льготной арендной платы и срок, на который она устанавливается. Такое дополнительное соглашение оформляется в течение 20 дней со дня получения арендодателем заключения (п. 8 Положения).
Согласно п. 9 Положения льготная арендная плата устанавливается со дня вступления в силу дополнительного соглашения к договору аренды объекта культурного наследия. При этом срок применения льготной арендной платы ограничивается сроком действия договора аренды.
Обратите внимание! Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в пределах их компетенции (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 73-ФЗ).
Размер льготной арендной платы
В соответствии с п. 10 Положения размер льготной арендной платы рассчитывается с учетом расходов арендатора на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - сумма расходов арендатора). При этом суммой расходов арендатора признается затраченная на выполнение работ сумма, подтвержденная актом и рассчитанная согласно сметно-финансовому расчету.
Годовой размер льготной арендной платы определяется по следующей формуле (п. 11 Положения):
УАП = АП x 0,3, где:
АП - годовой размер арендной платы в соответствии с договором аренды (руб./год);
0,3 - коэффициент расчета размера льготной арендной платы.
Срок (в годах), на который устанавливается льготная арендная плата, определяется по следующей формуле (п. 12 Положения):
С = СРА / (АП - УАП), где:
СРА - сумма расходов арендатора (руб.);
АП - годовой размер арендной платы в соответствии с договором аренды (руб./год);
УАП - годовой размер льготной арендной платы (руб./год).
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"