Педагогические изобретения и патентные бюро: инновации в сфере образования?
Процесс обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона об образовании), продолжавшийся более 2-х лет, способствовал созданию значительного количества аналитических материалов законопроектной деятельности в сфере образования. Обнаружилось, что общество не всегда согласно с разработчиками проектов нормативных актов в сфере образования и не готово легко отказываться от сложившегося опыта осуществления образовательной деятельности и представлений о системе образования в угоду изменившейся политической и экономической конъюнктуре.
Тем не менее процессы обновления в сфере образования столь заметны, что нуждаются в создании определенного правового оформления. Предложенный в 1992 году путь вариативного образования в настоящее время привел к разрушению единообразия в образовании, бесконечной экспериментальной деятельности и подмене смыслов понятий, которые в ней используются.
Понятие "реформы образования" заменено термином "модернизация", а экспериментальная деятельность в образовании сегодня практически представляется как инновационная. При этом ни один участник образовательной деятельности, объявляя о проведении очередного эксперимента, не считает необходимым доложить общественности не только о результатах эксперимента, но и о негативном последствии его проведения, о рисках, которые возникают при внедрении тех или иных педагогических и управленческих идей. Отметим, что такая тенденция будет усиливаться, поскольку проект федерального закона об образовании предлагает правовой механизм экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. При этом принципиальной разницы в обосновании этих видов деятельности в проекте федерального закона об образовании нет (см. ст. 19, версия 3.04).
Так, экспериментальная деятельность в образовании будет связана с разработкой, апробацией и внедрением новых образовательных институтов и механизмов, а инновационная деятельность - с совершенствованием научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Собственно и то, и другое является взаимообменом результатами. Всякая инновация - это тоже некий эксперимент, поскольку условия ее внедрения могут быть неидентичны тем, которые были установлены при проведении эксперимента. И не факт, что у всех участников образовательной деятельности одна и та же внедряемая инновация будет соответствовать созданному образцу.
Любопытно и то, что никаких особых правовых режимов осуществления этих видов деятельности нет. Если даже указано в проекте федерального закона об образовании, что экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации, то любому исследователю ясно, что на уровне Правительства РФ будут заданы весьма обобщенные порядок и условия, которые в основном могут быть сведены к контролю за выделенным финансовым обеспечением. При этом, по сложившейся традиции, никто не будет отвечать в случае неудачных результатов эксперимента, да и сами результаты вряд ли будут интересны общественности. Такова уж судьба большинства экспериментов в образовании, где результат всегда отложен во времени. Если на этапе разработки идеи и ее апробации, как правило, возникают жаркие дискуссии, противостояния, то по мере реализации идеи все дебаты стихают, а в случае неудачной апробации и отсутствия полного контроля за ходом эксперимента о ней просто забывают.
Например, в 1998 году была разработана Концепция развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы (Решение Коллегии Минобразования РФ от 26 мая 1998 г. N 8/1). В целях увеличения объема реализованной наукоемкой продукции вузов предполагалось создание единой базы данных по инновационным проектам программ "Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере" и "Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы", проведение сертификации объектов учебного процесса в вузах (учебного оборудования, средств обучения, игровой продукции, помещений, оборудования для научных исследований и т.д.). Кто сейчас помнит об этих направлениях эксперимента, кому были представлены результаты реализации этой Концепции, как это помогло вузам выйти на создание наукоемкой продукции? Ответа нет.
С начала 2000-х годов в высшей школе экспериментальная деятельность была связана с введением именных финансовых государственных обязательств, рейтинговой оценки успеваемости студентов вузов, с переходом на прием абитуриентов в вуз на основе Единого государственного экзамена, переходом на двухуровневую модель высшего образования, созданием инновационной модели высшего профессионального образования. Не все результаты этих экспериментов были доведены до общественности. Оправдались ли вложенные в эти эксперименты финансовые ресурсы, общество не знает. Если и есть где-то удачное решение проблем высшего учебного заведения, то это не всегда является результатом именно экспериментальной и инновационной деятельности.
Не обошлось без экспериментов и в системе общего образования. Так, в 1998 году Московский комитет образования на своей Коллегии однозначно определил, что формирование экспериментального поля является важным инновационным ресурсом развития столичной системы образования. В Москве начались многочисленные эксперименты по формированию инновационных сетей начального, языкового, экологического, филологического, эстетического образования, мыследеятельностной педагогики, здоровьесберегающим технологиям, моделям психологического обеспечения образовательного процесса. И все это, безусловно, потребовало финансовой поддержки. Там, где ее не было, эксперименты осуществлялись ради идеи, без учета необходимости, своевременности, полезности таких экспериментов. Соответственно, при отсутствии надлежащего финансового контроля за расходованием средств в конкретном эксперименте всегда можно было объявить о начале нового эксперимента. Эксперименты множились, инновации появились практически во всех образовательных учреждениях, но качество образования при этом сильно не изменилось.
Принятие Федеральной программы развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ) дало старт большому количеству экспериментов в сфере общего образования по всей России. В массовом порядке были созданы федеральные, региональные, муниципальные экспериментальные площадки по переходу на 12-летнее обучение, внедрению профильного обучения, проведению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, по реструктуризации основной старшей ступени сельской школы, переходу на подушевое финансирование образовательных учреждений, по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению схем долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений и т.д.
Практически каждый регион стал организовывать всевозможные конкурсы образовательных инициатив в области дошкольного, общего и дополнительного образования. Под образовательной инициативой стали понимать любую деятельность, направленную на поиск и реализацию более перспективных форм и средств образовательной деятельности; реализации разных методик обучения, воспитания и управления образовательными системами различных уровней; организации жизни и деятельности ребенка в образовании; организации работы педагогов, управления и самоуправления; взаимодействия образовательного учреждения с родителями обучающихся и социальной средой (в том числе с социальными партнерами).
Например, в 2002 году в Белгородской области инновационное движение образовательных учреждений было представлено 124 экспериментами: 54 локальных, 42 модульных, 28 системных, которые велись в 15 территориях (постановление Коллегии управления образования и науки администрации области от 18.09.2002 "Об организации опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях области").
Продолжилась работа по созданию нормативно-правового обеспечения экспериментальной и инновационной деятельности (например, Приказом Минобразования РФ от 13.04.1999 N 974 утверждено Положение об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1123 "Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования").
Отметим, что актуальность инновационных проектов не ослабевает и далее будет поддержана на законодательном уровне. Так, проект федерального закона об образовании предполагает с помощью инновационных проектов обеспечить и усовершенствовать педагогическое, учебно- методическое, организационное, правовое, финансово-экономическое, кадровое, материально-техническое обеспечение системы образования. При этом проект федерального закона об образовании не определяет, что означает понятие "инновационный проект" в образовании и почему в нем инновации преимущественно определены для организаций в сфере высшего образования. Это может привести в других образовательных системах к любопытным парадоксам.
Например, педагогическая и юридическая литература в сфере инновационных подходов в образовании позволяет утверждать, что под чутким творческим воздействием педагогов понятие "инновации" приобретает особое понимание. У педагогов инновации не только означают внедрение в педагогический процесс новых приемов, методов, технологий, нового содержания и качества образования, они интенсивно модифицируют сложившуюся педагогическую лексику, наполняя ее новыми смыслами междисциплинарного характера. Широко известные в юриспруденции термины и понятия в педагогической среде получают иное содержание.
Так, введенное в 2010 году в п. 5 ст. 32 Закона РФ "Об образовании"*(1) требование об информационной открытости образовательного учреждения спровоцировало интенсивное производство цифровых образовательных ресурсов, содержащих информацию о педагогических разработках, педагогических экспериментах и новациях. Вслед за этим проявились проблемы защиты авторских прав педагогов, распространение плагиата, снижение информационной культуры и непонимание сущности процедуры патентования результатов интеллектуальной деятельности, созданных в педагогической практике.
Лексика педагогов пополнилась не только словосочетаниями "авторские права педагога на педагогическую разработку", но и терминами "педагогическое изобретение", "педагогическое патентное бюро". И вот здесь стоит разобраться, насколько целесообразны эти нововведения в сфере образования и не подменяют ли они истинного содержания понятий, которые применяются в сфере регулирования интеллектуальной деятельности, правовой охраны патентных прав.
Известно, что проект федерального закона об образовании предлагает ввести механизм распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций. Однако все образовательные организации, кроме вузов, своими силами и за свой счет будут осуществлять только учет творческого труда работников и обучающихся по созданию результатов интеллектуальной деятельности. Участвовать в оформлении права на результаты интеллектуальной деятельности образовательные организации будут лишь в том случае, если авторы этих результатов передадут им исключительные права на них.
Получается, что вопрос об оформлении патентных прав на свое изобретение педагоги и обучающиеся должны будут инициировать самостоятельно. При этом ни о какой правовой помощи в данном вопросе со стороны образовательного учреждения речи не идет. Таким образом, отсутствующие или исчезнувшие из образовательных учреждений патентные отделы (бюро) так и не создадутся, и не возродятся, если педагог - автор интеллектуального продукта - не передаст права на этот продукт своей организации. Любопытно, но только бюджетные или автономные высшие учебные заведения получат право извлекать из результатов интеллектуальной деятельности коммерческую выгоду.
В таком случае большинство образовательных учреждений, в том числе учреждения среднего профессионального образования, не будут заинтересованы в развитии интеллектуальной деятельности среди участников образовательного процесса.
Идея приобщения педагогов к инновационной деятельности продиктована законодательством об образовании. Первые попытки внедрить в практику образовательных учреждений понятие "педагогические изобретения" осуществлены еще в 1991 году, когда журнал "Народное образование"*(2) опубликовал Положение о педагогических изобретениях. Под педагогическим изобретением следовало считать "новый вид обучения, представляющий собой оригинальную систему методов и средств". Примером могли быть разработанные советскими и зарубежными педагогами и психологами такие виды обучения, как поэтапное формирование умственных действий и понятий, проблемное, программированное, групповое и дифференцированное обучение. Вместе с ними появились и дополнительные возможности для развития личности ребенка.
В ряде субъектов РФ были созданы центры педагогических изобретений (например, приказ Минобразования РФ и постановление администрации Челябинской области от 09.04.1992 N 126 "Об организации государственного предприятия "Экспериментальный центр педагогического изобретательства"). Такие центры должны были осуществлять научно-практическую экспертизу заявленных педагогических изобретений, обучать и повышать квалификацию специалистов в области педагогического патентоведения, исследовательской и конструкторско-изобретательской работы в учреждениях народного образования.
Среди педагогов стали весьма популярны термины "педагогическое изобретательство", "педагогическое патентоведение", "педагогическое открытие*(3)", "патентная служба в педагогике", "лицензия на право использования педагогического изобретения", "патентно-правовая защита педагогических изобретений", "патентоспособность педагогических изобретений", "патентные исследования в педагогике", "патентование педагогических изобретений", "патентная экспертиза в педагогике", "патентная чистота педагогического изобретения", "патентоспособность объекта педагогического изобретения", "патентные исследования","педагогическое патентное бюро" и др.
В настоящее время в ряде регионов вновь актуальна данная терминология (Псков, Челябинск, Омск и др.), а на волне законодательного закрепления экспериментальной и инновационной деятельности она может появиться в нормативной базе органов власти, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных учреждений. Помогают в этом творчестве сами педагогические работники. Например, А.С. Сиденко*(4), профессор АПК и ППРО, считает, что под педагогическим изобретением и открытием следует понимать своеобразные стратегические ориентиры для профессионального роста педагогов.
С одной стороны, развитие специальной терминологии в этой сфере необходимый и ожидаемый процесс, с другой - без учета общепринятых юридических понятий такое правотворчество может привести к искаженному формированию у педагогов представлений о регулировании их патентных прав.
Любопытный глоссарий предлагает общественности Оренбургский государственный педагогический университет*(5). Например, под инновационной деятельностью следует понимать деятельность по доведению идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. При этом под идеей предлагается понимать предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию. Рассматривая педагогическую инновацию как поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление, разработчики глоссария вводят понятия "коммерческие свойства педагогических изобретений" (совокупность свойств изобретения, обеспечивающих его коммерческое применение в педагогике), коммерческое лицензионное и не лицензируемое использование педагогических изобретений. Правда, отмечают, что коммерческие свойства педагогических изобретений в настоящее время не определены.
Из глоссария следует, что в настоящее время отсутствует патентная служба в педагогике, не определены потребительские свойства педагогических изобретений и открытий, а также не известны показатели патентоспособности педагогических изобретений. При этом с помощью таких словарей предлагается описывать экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования.
Любопытны и следующие определения указанного глоссария:
"Лицензия на право использования педагогического изобретения-государственный документ, регламентирующий финансовые, имущественные и другие отношения автора(ов) педагогического изобретения или организации владельца педагогического изобретения с юридическим или физическим лицом, использующим изобретение. Лицензия имеет срок действия, устанавливаемый согласованием сторон, и может возобновляться в течение жизненного цикла педагогического изобретения. Лицензия может быть оформлена на использование как запатентованных, так и незапатентованных педагогических изобретений. Лицензия на использование педагогического открытия не выдается; отношения сторон в этом случае регулируются общим авторским правом.
Патентно-правовая защита педагогических изобретений - форма реализации авторского права, состоящая в государственной регистрации педагогического изобретения с выдачей патентного документа. Патентно-правовой защите в педагогике подлежат только те изобретения, которые соответствуют рубрикам МКИ (педагогические средства, комплексы методов и средств, педагогические технологии, включающие разработку принципиально новых средств). Не подлежат патентно-правовой защите: методы выполнения умственных операций, методы организации и управления деятельностью, алгоритмы и программы для ЭВМ, правила, учебные планы и учебные программы, научные теории, педагогические открытия.
Патент - государственный документ, обеспечивающий правовую защиту только педагогического изобретения, удовлетворяющий показателям патентоспособности и соответствующий рубрикам МКИ, действующим на момент рассмотрения заявки на изобретение. Выдача патента закрепляет за физическим или юридическим лицом-владельцем педагогического изобретения исключительное право на данное изобретение, признаваемое в стране приоритета. Возможно одновременное патентование педагогического изобретения в нескольких странах. Патент выдается на определенный срок и требует поддержания в виде ежегодной его оплаты патентовладельцем в пользу государства-патентодателя. Срок действия патента на педагогическое изобретение может быть продлен по согласованию сторон.
Патентоспособность педагогических изобретений - наличие в составе изобретения существенной новизны, повышающей эффективность использования педагогического изобретения по сравнению с аналогами, удовлетворяющей условиям патентно- правовой защиты.
Патентные исследования в педагогике - исследования уровня и тенденций развития объектов педагогики, их патентоспособности и патентной чистоты с целью получения исходных данных для создания конкурентоспособного педагогического изобретения, эффективного использования современных научных достижений, исключение неправомерного дублирования исследований и разработок и др. Опыт патентных исследований в педагогике в настоящее время почти отсутствует (исключение составляет разработка школьного оборудования).
Патентование педагогических изобретений - комплекс процедур по определению новизны, эффективности и патентной чистоты объекта изобретения, установлению его патентоспособности и патентно- правовой защиты. В педагогической науке и практике до настоящего времени использовалось только в отношении школьного оборудования. Требует тщательной технологической разработки как на ведомственном так и на государственном уровне.
Патентная экспертиза в педагогике - определение патентной чистоты и патентоспособности объекта педагогического изобретения. Выступает как часть процедур патентования.
Патентная чистота педагогического изобретения - отсутствие в составе объекта изобретения использованных элементов других изобретений, защищенных патентами (в прошлом и авторскими свидетельствами). Патентная чистота педагогического изобретения устанавливается в ходе патентной экспертизы" и т.д.
В г. Челябинске существует Международный центр педагогического изобретательства (госпредприятие)*(6), который выдает авторские свидетельства на педагогические изобретения.
Однако в этой связи следует обратиться к ст. 1350 ГК РФ, в которой указано, что в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Критериями патентоспособности изобретения являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Как видим, предлагаемые педагогам термины не соответствуют нормам права. Несоответствие предлагаемого педагогическому сообществу термина "педагогическое изобретение" юридическому содержанию понятия "изобретение" формирует ложные представления о результате инноваций в сфере образования. Подмена понятия "защита патентных прав" термином "патентно-правовая защита педагогических изобретений и педагогических открытий"*(7) не способствует совершенствованию правовой компетентности педагогов.
Недостаточность официального нормативного регулирования экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования будет порождать подобный терминологический суррогат, способствовать некомпетентному решению реализации авторских, патентных прав на результаты интеллектуальной деятельности педагогов. К сожалению, проект федерального закона не определил, что следует в сфере образования считать инновацией, обладают ли правовой охраной результаты педагогического эксперимента (например, инновационный проект (программа)), каковы границы экспериментальной деятельности в сфере образования и в чем заключаются правые основы использования инновационных образовательных проектов (программ) в массовой практике.
Литература
1. Гин А. Картотека педагогических изобретений и задач // http://www.trizway.com/art/linked/33_2.html.
2. Орлов О.С., Каплунович Т.А., Петрова Н.О. Организация опытно-экспериментальной работы как формы повышения квалификации и подготовки кадров к аттестации - 2-е изд., перераб. и доп. - Новгород: Информационно-издательский отдел НРЦРО, 1998. - 57 с.
3. Яковлева Н. Общетеоретический статус термина "изобретательство". Педагогическое изобретательство. Сопоставление традиционного и педагогического изобретательства. Взаимосвязь понятий "педагогическое творчество" и "педагогическое изобретательство". Оценка педагогического изобретения // Стандарты и мониторинг. - 2002. - N 3. - С. 47.
Е.Л. Болотова,
доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами
ФПК и ППРО МПГУ, д-р пед. наук
"Юрист ВУЗа", N 11, ноябрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Введено Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ.
*(2) Положение о педагогическом изобретении // Народное образование. 1990. N 12; 1991. N 1, 2, 6; Белич В.В. Патент на педагогическое изобретение // Народное образование. 1989. N 10. С. 51-57.
*(3) Право автора на открытие относится к личным неимущественным правам. Однако открытие не относится к объектам интеллектуальной собственности (ст. 1225 ГК РФ). Оно подлежит защите в соответствии с общими нормами, изложенными в ст. 12 ГК РФ. Такое право можно защитить путем его признания, восстановления положения, существующего до нарушения права, пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, выплаты компенсации морального вреда.
*(4) Сиденко А.С. Что нужно учитывать при создании авторских педагогических разработок? // http://inexp.ru/arhive/124-autor-ped-razrab.html .
*(5) ОГПУ//http://ospu.ru/?id11a=34. Дата входа 11.04.2012.
*(6) http://mirnauki.ru/default.asp?alias=1&itemID=9206&itemType=organizations
*(7) Согласно ст. 1349 ГК РФ открытие не является изобретением и не может быть объектом патентных прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Педагогические изобретения и патентные бюро: инновации в сфере образования?
Автор
Е.Л. Болотова - доцент, профессор кафедры управления образовательными системами ФПК и ППРО МПГУ, д-р пед. наук
"Юрист ВУЗа", 2012, N 11
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru