Электронное обучение и электронные образовательные ресурсы - правовые проблемы
11 марта 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий", принятый Государственной Думой 14 февраля 2012 г. и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 г. (далее - N 11-ФЗ).
С принятием этого закона деятельность по компьютеризации образования в нашей стране получила возможность дальнейшего развития. Так, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "Об образовании", дополненной пунктом 1.1, теперь при реализации образовательных программ, независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки). Отметим, что ранее, до принятия N 11-ФЗ, в Законе РФ "Об образовании" об электронном обучении не упоминалось вообще, а дистанционные образовательные технологии были использованы в ст. 32 "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" в контексте использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий (подп. 5 п. 2 ст. 32 Закона).
В соответствии с новой редакцией Закона РФ "Об образовании" под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Отметим, что в новой редакции Закона "Об образовании в РФ" из определения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) исключено "не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагогического работника", что, в свою очередь, потребует внесения соответствующих изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий.
Обращает на себя внимание, что "электронное обучение" (далее - ЭО) и "дистанционные образовательные технологии" (далее - ДОТ) акцентируют внимание заинтересованных лиц на организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации по линиям связи.
Тенденция дальнейшего развития компьютеризации образования в нашей стране закреплена в проекте Федерального закона "Об образовании в РФ", внесенного в Государственную Думу для последующего принятия (далее - проект ФЗ). В п. 29 ст. 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" проекта ФЗ к средствам обучения наряду с приборами, оборудованием (включая спортивное оборудование и инвентарь), инструментами (в том числе музыкальными), учебно-наглядными пособиями, компьютерами, компьютерными сетями, аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами отнесены электронные образовательные ресурсы (выделено автором) и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы.
Эта норма в части электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) полностью соответствует ст. 3 "Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования" проекта ФЗ, в которой закреплены принципы единства образовательного пространства на территории Российской Федерации и включения российского образования в мировое образовательное пространство. Как известно, мировое образовательное пространство активно и, что важно, эффективно использует электронные образовательные ресурсы уже более 10 лет. (см. об этом, например: Открытые образовательные ресурсы высшей школы и права интеллектуальной собственности // Юрист вуза. 2011. N 10.)
Согласно новой редакции Закона "Об образовании в РФ" под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации. Проанализируем, что ожидает организаторов электронного обучения при реализации электронного обучения. Отвлечемся от проблемы наличия (или отсутствия) финансовых средств, необходимых для приобретения "информационных технологий, технических средств (компьютеров, компьютерных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств), а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации", и др. При наличии достаточных средств эти технические вопросы сейчас решаемы. Проблема в другом - где организаторам электронного обучения взять информацию для использования при реализации образовательной программы? В каких базах данных эта информация находится или может находиться? К сожалению, ни действующая редакция ФЗ "Об образовании", ни внесенный в Государственную Думу законопроект "Об образовании в РФ" не содержат норм, регулирующих этот вид информационных отношений. По законодательству РФ, информационные отношения регулируются ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (далее - ФЗ "Об информации"). Данный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Иными словами, отсутствие соответствующих норм в области информационных отношений в ФЗ "Об образовании" обязывает организаторов образовательного процесса руководствоваться положениями ФЗ "Об информации", что приводит к определенным правовым последствиям.
Согласно Закону "Об информации" существует субъект права "обладатель информации" - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Понятие "доступ к информации" означает возможность получения информации и ее использования. Решение о предоставлении информации, т.е. действий, направленных на получение информации, определенному кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц принимается обладателем информации. При этом необходимо соблюдать требование конфиденциальности информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Согласно ст. 6 ФЗ "Об информации" обладателю информации предоставлены широкие правомочия. Так, обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Отметим, что Закон "Об информации" содержит также нормы об информации, доступ к которой не ограничивается. Так, в ст. 7 "Общедоступная информация" указано, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. При этом обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, тем не менее вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Законом также предусмотрено, что не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (ст. 8 ФЗ "Об информации").
Таким образом, Закон "Об информации" разрешает открытый доступ в основном к общеизвестной информации, и если при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении будут созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, как это предусмотрено новой редакций ФЗ "Об образовании в РФ", то проблема наполнения электронных образовательных ресурсов актуальным образовательным контентом остается открытой. Соответственно, остается открытой и проблема качества учебных пособий и иных средств электронного обучения и ДОТ.
В последнее время специалисты системы образования уделяют большое внимание изучению образовательных возможностей общедоступных сетевых ресурсов, которые получили название - открытые образовательные ресурсы (ООР). Значительные результаты получены в области методологии и организации управления сетевыми образовательными ресурсами. В этих работах отмечаются такие неоспоримые достоинства сетевых образовательных ресурсов, как интерактивность, мотивированность, наполнение образовательного контента самими участниками сетевого общения, что обеспечивает продуктивность общения в сети. Вместе с тем, в некоторых работах проскальзывают осторожные суждения о том, что для педагогов использование сетевых "образовательных пространств" нередко является проблемой. Но что интересно, и сами школьники - участники дистанционных олимпиад - не всегда готовы выставлять результаты своих работ на всеобщее обозрение. Можно, конечно, искать ответ в исследовании коммуникационных качеств личности участника сетевого образовательного общения, но где гарантии, что участник сетевого общения внемлет рекомендациям исследователя коммуникационных качеств личности и выложит на всеобщее обозрение и использование творческие результаты своих поисков?
Автору статьи как преподавателю среднего специального и высшего образования приходится прикладывать много усилий, чтобы научить студентов критически оценивать информацию, полученную из сетевых информационных ресурсов, для использования в образовательном процессе.
Иными словами, низкое качество контента в ООР с неизбежностью девальвирует, а в некоторых случаях дискредитирует образовательные возможности сетевых образовательных ресурсов. Что же можно предложить в качестве средства повышения качества контента ООР, какие механизмы нужно задействовать? По мнению автора, нужно отходить от стереотипов, по которым некоторые абстрактные специалисты в области образования, у которых отсутствуют материальные потребности, руководствуясь только духовными потребностями, в свое личное время и за счет своих ресурсов разрабатывают учебно-методические материалы, в том числе мультимедийные, различные тесты, презентации, проводят виртуальные конференции и семинары. Предполагается также, что эти разработки не только будут размещаться для открытого (т.е. безвозмездного) использования, но и будут ежегодно обновляться в соответствии с уровнем науки и техники, как это установлено Федеральными государственными образовательными стандартами 3-го поколения. На самом деле, хотим мы этого или нет, но в нашей стране неизбежно установятся рыночные отношения в экономике, и система образования как часть экономики также неизбежно будет участницей рыночных отношений. А это означает, что к результатам творческой деятельности специалистов системы образования, в том числе профессорско-преподавательского состава, нужно относиться как к объектам гражданского права, участвующим в экономическом обороте наравне с другими материальными объектами, такими как вещи, ценные бумаги, имущество, работы и услуги, тем более что Конституция РФ (ст. 44) и Гражданский кодекс РФ (ст. 128) прямо это предусматривают.
Представляется, что федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, придется устанавливать порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как это предусмотрено п. 11 ст. 15 новой редакции Закона "Об образовании в РФ", включая порядок создания и использования электронных образовательных ресурсов.
В заключении отметим, что согласно Закону "Об информации" эксплуатация информационной системы допускается при надлежащем оформлении прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. К таким компонентам в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся различные учебно-методические материалы в составе основных образовательных программ, если они носят творческий характер. Но это тема уже для другого разговора.
Литература
1. ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ).
2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (с последующими изменениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" // "Российская газета" от 2 марта 2012 г. N 57192.
3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (утв. Госкомвузом России в сентябре 1995 г.).
4. Информационное письмо от 3 июля 1998 г. N 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании".
5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования Российской Федерации".
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 июня 2004 г. N 01-17/05-01 "О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования".
7. Приказ Минобрнауки от 6 мая 2005 г. N 137 "О порядке использования дистанционных образовательных технологий" (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. за N 6862).
8. Преподавание в сети Интернет: учебное пособие / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003.
9. Асфандиаров Б.М. Открытые образовательные ресурсы высшей школы и права интеллектуальной собственности // Юрист вуза. - 2011. - N 10.
10. Улянцева Ю.С. Нормативно-правовая характеристика дистанционных образовательных услуг в Российской Федерации // Право и образование. - 2012. - N 8.
Б.М. Асфандиаров,
профессор Московского государственного университета
культуры и искусств, канд. юрид. наук
"Юрист ВУЗа", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Электронное обучение и электронные образовательные ресурсы - правовые проблемы
Автор
Б.М. Асфандиаров - профессор Московского государственного университета культуры и искусств, канд. юрид. наук
"Юрист ВУЗа", 2012, N 11
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru