Надзор за соблюдением трудового законодательства
Поводом для обращения к данной теме стал новый документ о надзоре за соблюдением трудового законодательства. Рассмотрим основные формы и порядок осуществления такого надзора с учетом последних изменений.
Общие положения по надзору в сфере труда
Новым документом в данной области является Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее - Положение о государственном надзоре). Документ вступил в силу 15 сентября 2012 года.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными РФ конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, другими федеральными законами, Положением о государственном надзоре, другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и иными правовыми актами.
Обязанности по надзору возлагаются на федеральную инспекцию труда, состоящую из Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее - работодатели). Таким образом, представители Роструда могут проверить абсолютно любого работодателя.
Надзор осуществляется:
- руководителем Роструда - главным государственным инспектором труда РФ;
- заместителем руководителя Роструда - заместителем главного государственного инспектора труда РФ;
- начальником структурного подразделения центрального аппарата Роструда - заместителем главного государственного инспектора труда РФ;
- заместителем начальника структурного подразделения Роструда - главным государственным правовым инспектором труда РФ;
- заместителем начальника структурного подразделения Роструда - главным государственным инспектором РФ по охране труда;
- начальниками отделов структурного подразделения Роструда, на которых возложены вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора в сфере труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда;
- главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения Роструда;
- руководителями государственных инспекций труда - главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ;
- заместителями руководителей государственных инспекций труда - заместителями главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте РФ (по направлениям деятельности);
- начальниками отделов надзора и контроля государственных инспекций труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда;
- главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами государственных инспекций труда (далее - государственные инспекторы труда).
Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе:
- соблюдение полноты и своевременности выплаты заработной платы;
- соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
- выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений;
- проведение мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Проверки Роструда
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством:
- проведения плановых и внеплановых проверок;
- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Виды проверок Роструда. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ТК РФ.
Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в три года.
В свою очередь, внеплановые проверки могут поводиться без ограничения по времени проведения предыдущей проверки, но по таким конкретным основаниям, как:
- истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- поступление в федеральную инспекцию труда:
а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455 утверждены Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В этом документе сказано, что одним из направлений перспективного плана работы гострудинспекции являются мероприятия, проводимые в целях принятия эффективных мер по устранению и предупреждению правонарушений, восстановлению нарушенных прав работников и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемые в форме:
- комплексных проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по основным институтам трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства);
- тематических проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона требований и положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по отдельным институтам трудового права.
Тематические проверки могут включать следующие вопросы:
- соблюдение установленного порядка оформления трудовых отношений, изменение условий трудового договора, прекращение трудовых отношений;
- соблюдение установленного порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, а также установленных трудовым законодательством процедур разрешения коллективных трудовых споров;
- соблюдение законодательства об оплате труда;
- соблюдение требований трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха (режим рабочего времени, установленные перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление отпусков);
- предоставление работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- соблюдение трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до 18 лет;
- обучение по охране труда руководителей, специалистов и других работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- формирование и организация деятельности служб охраны труда и специалистов по охране труда;
- соблюдение установленного порядка расследования, оформление и учет несчастных случаев на производстве;
- другие актуальные вопросы.
Сроки проверок Роструда. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов. Сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда определяются в соответствии с ТК РФ.
Права инспекторов Роструда. Законодатель предоставляет инспекторам Роструда большие полномочия. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;
- запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не отвечают обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Оформление результатов проверок. По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.
К сведению. Форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Руководитель Роструда и руководители государственных инспекций труда отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством РФ. Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суде.
По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Обратите внимание! За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Проверки Роструда в 2012 году. По данным Роструда, представленным на сайте www.rostrud.ru, общее количество проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период с января по июнь 2012 года составило 69 479. Среди данных правонарушений было выявлено 6 228 случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан. При этом отсутствуют какие-либо случаи причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, случаи возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Приведем еще несколько цифр по данным проверкам:
- общее количество выявленных в ходе проведения проверок правонарушений - 364 687;
- общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок, - 57 179;
- количество вынесенных постановлений о назначении административных наказаний в отношении должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 53 211;
- общая сумма наложенных административных штрафов - 295 710 тыс. руб.
К сведению. На сайте Роструда представлен сводный план проведения плановых проверок на 2012 год, включающий сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных государственными инспекциями труда в субъектах РФ.
В.В. Рябинин,
эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"