Особенности проведения камеральной налоговой проверки
В целях осуществления контроля за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями законодательства о налогах и сборах налоговыми органами могут проводиться камеральные и выездные налоговые проверки. ФНС в Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 разъяснила некоторые особенности проведения камеральных налоговых проверок.
Напомним, что камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Данная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в котором зарегистрировано учреждение, в соответствии с их служебными обязанностями.
Для проведения камеральной налоговой проверки какое-либо специальное решение руководителя налогового органа не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Срок проведения проверки. В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки не должен превышать трех месяцев со дня представления учреждением налоговой декларации (расчета). Нормы НК РФ не предусматривают возможности продления камеральной проверки, то есть максимальный срок ее проведения составляет три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу. С учетом изложенного, по мнению ФНС, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с получением налоговым органом налоговой декларации (расчета).
Таким образом, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
Напомним, что нормы НК РФ не содержат требования к налоговым органам об уведомлении налогоплательщика о начале или об окончании камеральной налоговой проверки. Вместе с тем п. 8 ст. 88 НК РФ установлено, что при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, в соответствии со ст. 172 НК РФ подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. В случае если при проведении камеральной налоговой проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению, не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 100 НК РФ в акте камеральной налоговой проверки указываются даты ее начала и окончания. При этом налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату ее начала, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте.
Также необходимо отметить, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами вышеуказанного срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Истребование дополнительных документов. В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если при проведении проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученных им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или в установленный срок внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ). При сообщении о данном факте налоговые органы воспользуются формой уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (Письмо ФНС РФ от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@ "О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов").
Кроме того, при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе в установленном порядке истребовать у учреждений, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы. Так, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, в соответствии со ст. 172 НК РФ подтверждающие правомерность применения вычетов по НДС.
Учреждение, представляющее в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений учреждения налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт о проведении проверки.
Обратите внимание! Налоговый орган не вправе истребовать у учреждения дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.
Истребование документов, не являющихся первичными бухгалтерскими документами. Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы в соответствии с законодательством о налогах и сборах вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.
В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности государственных
(муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"