Особенности применения Положения N 383-П
Положение Банка России от 19.06.12 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П, положение) вступило в силу 9 июля 2012 года и тем самым отменило действие положений N 2-П и 222-П, которыми руководствовались кредитные организации в течение последних лет. Реализация на практике норм данного положения рождает множество вопросов. Проанализируем содержание изменений, последствия их вступления в силу, а также рассмотрим важные нюансы применения нового положения.
Первое, что обращает на себя внимание, - замена понятия "безналичные расчёты" на "переводы денежных средств". Внедрение в обиход понятия "переводы денежных средств" стало следствием сближения с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 27.06.11 N 161-ФЗ "О национальной платёжной системе" (далее - закон N 161-ФЗ). Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона N 161-ФЗ национальная платёжная система - совокупность операторов по переводу денежных средств, банковских платёжных агентов (субагентов), платёжных агентов, организаций, операторов услуг платёжной инфраструктуры.
Кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, являются операторами по переводу денежных средств и осуществляют перевод по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчётов. В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 383-П перевод может быть осуществлён в следующих формах:
- расчёты платёжными поручениями;
- расчёты по аккредитиву;
- расчёты инкассовыми поручениями;
- расчёты чеками;
- прямое дебетование (расчёты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств);
- расчёты в форме перевода электронных денежных средств.
Причём выбор распоряжения - прерогатива плательщиков и получателей средств, ведь они самостоятельно осуществляют выбор формы осуществления перевода и закрепляют его в договоре, заключаемом со своими контрагентами.
Проанализировав предложенный в Положении N 383-П перечень вариантов распоряжений клиентов, можно отметить, что он изменился: например, регулятор добавил расчёты в форме перевода электронных денежных средств, а платёжные требования заменены на расчёты в форме перевода денежных средств по требованию получателя (прямое дебетование). Кроме того, важно, что действие нового Положения N 383-П распространяется на переводы всех клиентов (контрагентов) банка - как юридических, так и физических лиц.
Вслед за законом N 161-ФЗ в Положении N 383 также можно увидеть три основные характеристики перевода денежных средств: безотзывность, безусловность и окончательность перевода.
Безотзывность перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счёта плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счёта.
Безусловность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определённый момент времени. Безусловность наступает в момент выполнения определённых плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов либо при отсутствии указанных условий.
Важно, что по электронным денежным средствам нет безусловности, т.е. по ним можно говорить только о безотзывности и окончательности.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путём одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. После этого перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным.
Окончательность перевода денежных средств - характеристика, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определённый момент времени. Момент наступления окончательности зависит от того, один ли оператор по переводу денежных средств обслуживает плательщика средств и получателя. Если да, то окончательность наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счёт получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств. Если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы, то окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счёт оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств.
В момент наступления окончательности перевода обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается.
Новое Положение N 383-П уделяет особое внимание внутренним документам, утверждаемым кредитными организациями в части осуществления переводов денежных средств. Так, в соответствии с пунктом 1.8 внутренние документы должны содержать:
- порядок составления распоряжений;
- порядок выполнения процедур приёма к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;
- порядок исполнения распоряжений;
- иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.
На разработку и утверждение внутренних документов регулятор отводит достаточно времени - практически год. Данная норма относительно необходимости закрепления порядка работы с клиентами в части переводов денежных средств является достаточно новой, действовавшие ранее положения N 2-П и 222-П такого требования в себе не содержали.
Процедуры приёма к исполнению распоряжений включают:
- удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);
- контроль целостности распоряжений;
- структурный контроль распоряжений;
- контроль значений реквизитов распоряжений;
- контроль достаточности денежных средств.
Порядок выполнения процедур приёма к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приёма к исполнению распоряжений, а также путём размещения информации в местах обслуживания клиентов.
При осуществлении переводов важным и актуальным для кредитных организаций является вопрос отражения в бухгалтерском учёте получения доходов в виде комиссий от перевододателей.
Так, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платёжной системе" оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 закона N 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
Таким образом, нет ограничений относительно взимания вознаграждения с получателя денежных средств. Вместе с тем законодательство о национальной платёжной системе не допускает удержания вознаграждения непосредственно из суммы перевода денежных средств. Поэтому сумму комиссии целесообразно отражать отдельно в корреспонденции со счётом кассы.
Схематически порядок реализации процедур приёма к исполнению распоряжений можно представить следующим образом (см. рис. 1).
/-------------------------------\ /----------------\
| Распоряжение получателя |-----------------------| Банк |
\-------------------------------/ \----------------/
/---------------------------------------------------------\
/------------------| Проверка на выполнение условий заранее данного акцепта |
| \---------------------------------------------------------/
/--------------------------\ /-------------------------------------------------------\
|Положительный результат: | | Отрицательный результат: несоответствие распоряжения |
|заранее данный акцепт есть| | получателя средств условиям заранее данного акцепта |
\--------------------------/ \-------------------------------------------------------/
|
| /------------------------------------------\ /----------------------------------------\
| |Договор предусматривает обязанность банка | | Договор не предусматривает обязанность |
| | запросить акцепт плательщика | | банка запросить акцепт плательщика |
| \------------------------------------------/ \----------------------------------------/
|
| /--------------------------------------------------\ /--------------------------------\
| |Банк передаёт распоряжение получателя средств либо| | Распоряжение получателя средств|
| | уведомление в электронном виде или на бумажном | | подлежит возврату |
| | носителе для акцепта плательщику и получения | \--------------------------------/
| | акцепта (отказа от акцепта) плательщика с |
| | составлением заявления об акцепте (отказе от |------------------------\
| | акцепта) плательщика | |
| \--------------------------------------------------/ |
|
| /----------\ /-------------\ /--------------------\
| |Акцепт дан| |Акцепт не дан| |Дан частичный акцепт|
| \----------/ \-------------/ \--------------------/
/------------------------\ /--------------------\ /------------------------\
| Контроль достаточности | |Возврат распоряжения| | Банк сообщает о |
| средств | |(аннулирование) | | частичном акцепте |
\------------------------/ \--------------------/ |отправителю распоряжения|
\------------------------/
/------------------------\ /------------------------\
|Положительный результат:| |Отрицательный результат:|
| достаточность денежных | | денежных средств |
| средств | | недостаточно |
\------------------------/ \------------------------/
/----------------------------------------\ /--------------------------------------------\
| Распоряжение подлежит исполнению в | | Оператор по переводу денежных средств не |
| последовательности поступления | |принимает распоряжение клиента к исполнению |
| распоряжений в банк, получения акцепта | | (если законодательством и договором не |
| от плательщика (если законодательством | | предусмотрено иное). Распоряжение |
| или договором не предусмотрено иное) | | возвращается (аннулируется) |
\----------------------------------------/ \--------------------------------------------/
Рис. 1. Порядок реализации процедур приёма распоряжений к исполнению
Важно, что между распоряжениями, поступающими на бумажных носителях, и распоряжениями, поступающими в электронном виде, существуют различия в процедурах приёма и исполнения (см. рис. 2).
/---------------\ /--------------------------------\ /----------------\
|Банк получателя|-|Распоряжение в электронном виде |-|Банк отправителя|
\---------------/ \--------------------------------/ \----------------/
| /-------------\ |
| | \------------------| Авторизация |--------------------/
| | \-------------/
| |
| | /-----------------------\ /-----------------------\
| | |Положительный результат| |Отрицательный результат|
| | \-----------------------/ \-----------------------/
| |
| |/---------------------------\ /-------------------------------------\
| ||Банк принимает распоряжение| | Банк не принимает распоряжение к |
| || к исполнению. | | исполнению. |
| \| Направляет уведомление в | | Направляет уведомление в электронном|
| |электронном виде о приёме к| | виде об аннулировании распоряжения.|
| | исполнению | | Также указывается причина |
| \---------------------------/ | аннулирования (код) |
| \-------------------------------------/
\-----------------------------------------------------/
/---------------------------------\
/----------------|Распоряжение на бумажном носителе|
| \---------------------------------/
| /-----------------------------------\ /--------------------------\
|-|Цель - перевод по банковскому счёту|--|Результат процедуры приёма|
| \-----------------------------------/ \--------------------------/
|
| /-----------------------\ /-----------------------\
| |Положительный результат| |Отрицательный результат|
| \-----------------------/ \-----------------------/
|
|/-----------------------------------------\ /--------------------------\
||Банк принимает распоряжение к исполнению.| | Банк не принимает |
|| Банк подтверждает приём распоряжения к | |распоряжение к исполнению |
||исполнению путём проставления даты приёма| | и возвращает его |
|| его к исполнению, даты помещения | |отправителю распоряжения с|
|| распоряжения в очередь не исполненных в | | проставлением даты |
|| срок распоряжений (при помещении в | |возврата, отметки банка о |
|| очередь), штампа банка и подписи | | причине |
|| уполномоченного лица банка и возвращает | | возврата, штампа банка и |
|| отправителю распоряжения экземпляр | | подписи уполномоченного |
||распоряжения в порядке и в срок, которые | | лица банка не позднее |
|| предусмотрены договором, но не позднее | | рабочего дня, следующего |
|| рабочего дня, следующего за днём | |за днём поступления в банк|
|| поступления в банк распоряжения | | распоряжения |
|\-----------------------------------------/ \--------------------------/
|
| /--------------\/------------------------\/---------------------------\
| |Цель - перевод|| Аналогично, но банк || Аналогично, но банк |
| | без открытия || незамедлительно ||незамедлительно возвращает|
\| банковского || представляет экземпляр || распоряжение |
| счёта ||отправителю распоряжения|\---------------------------/
\--------------/\------------------------/
| |
| /------------------------\/---------------------------\
| |Положительный результат || Отрицательный результат |
| \------------------------/\---------------------------/
|
| /--------------------------\
\--------------------|Результат процедуры приёма|
\--------------------------/
Рис. 2. Различия в процедурах приёма и исполнения между распоряжениями, поступающими на бумажных носителях, и распоряжениями, поступающими в электронном виде
Таким образом, на перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денег отведено не более трёх рабочих дней, отсчёт начинается со дня списания денежных средств с банковского счёта плательщика или со дня предоставления им наличных в целях перевода без открытия банковского счёта. Перевод же электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента.
Помимо всего вышеизложенного, Положение N 383-П предполагает, что кредитные организации в договорах могут дополнительно установить иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также порядок исполнения распоряжений, включённых в реестры, в том числе частичное исполнение распоряжений. Также банк дополнительно может предусмотреть такие процедуры исполнения распоряжений, как получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа, а также контроль дублирования распоряжений.
Порядок заполнения отдельных полей платёжных документов
Вступление в силу Положения N 383-П привело к изменению порядка заполнения отдельных полей платёжных документов. В частности, в приложении 1 к Положению N 383-П установлены требования к формату даты составления платёжного поручения и платёжного требования: число, месяц, год цифрами указываются в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено требование к номеру платёжного документа; так, максимальное количество символов составляет шесть знаков. Важным изменением является то, что с 9 июля 2012 года не применяется вид платежа "Электронно". Указывается "Срочно", "Телеграфом", "Почтой", иное значение в порядке, установленном банком, или значение не указывается в случаях, установленных банком. В распоряжении в электронном виде значение указывается в виде кода, установленного банком. В период с 9 июля 2012 года до 1 апреля 2013 года в платёжном требовании значение реквизита "Условие оплаты" указывается "С акцептом", а уже с 1 апреля 2013 года указывается цифра 1 - заранее данный акцепт плательщика - или цифра 2 - требуется получение акцепта плательщика.
Кроме того, в Положении N 383-П отсутствуют требования к размерам полей бланков платёжных документов. Отсутствие ограничений свидетельствует о вариативности в отношении размеров полей.
Относительно общих требований к назначению платежа они остались неизменными: необходимо вносить наименование товаров, работ, услуг номера и даты товарных документов, договоров. Новшества произошли только в отношении НДС. Формулировка, представленная в Положении ЦБ РФ N 383-П относительно назначения платежа, действительно не содержит императивных требований по поводу включения в поле "Назначение платежа" информации по налогу на добавленную стоимость. Прежние правила содержали требование выделения отдельной строкой НДС (или НДС не предусмотрен).
По поводу штампа и подписи банка: Положение N 383-П предполагает, что банк ставит штамп и подпись только на бумажном платёжном документе. Важно, что штамп и подпись ставятся как сотрудником банка, перечислившего средства, так и сотрудником банка, получившего деньги. В электронном платёжном документе штамп и подпись не нужны, банк получателя проставляет только дату исполнения платежа.
Изменения коснулись и сумм платежей: со вступлением в силу Положения N 383-П сумму прописью надо заполнить только в бумажных платёжных документах. В электронных документах она больше не нужна. Но до 1 апреля 2013 года действует переходное правило. В соответствии с пунктом 10.4 Положения N 383-П в платёжных поручениях надо записать суммы в порядке, установленном банком.
Инкассовые поручения
Инкассовые поручения применяются при расчётах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчётах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.
Форма инкассового поручения в отличие от формы аккредитива предусмотрена в Положении N 383-П (приложение 5). Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Применение инкассовых поручений при расчётах по инкассо осуществляется при наличии в договоре банковского счёта между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счёта плательщика и представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счёту плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом. Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счёту плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов.
Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.
Ситуация, при которой инкассовое поручение представлялось, минуя банк получателя, возможна сейчас так же, как и в период действия Положения ЦБ РФ N 2-П. Примером данной ситуации является право налоговых органов осуществлять расчёты с использованием инкассовых поручений.
В соответствии со статьёй 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Таким образом, налоговым органам предоставлено право осуществлять расчёты с использованием инкассовых поручений, минуя банки-эмитенты, направляя инкассовые документы непосредственно в банки, обслуживающие плательщиков, с организацией самостоятельной доставки расчётных документов. В связи с этим Банк России не может ограничивать срок предъявления инкассовых поручений в банк, обслуживающий плательщика, относительно даты выписки расчётного документа. Норма о том, что расчётные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки, в данном случае не применяется.
Положение N 383-П предполагает, что инкассовое поручение поступает в банк вместе с исполнительным документом о взыскании. Так, в соответствии с пунктом 1.2 Положения N 383-П взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.
Положение N 383-П регламентирует процедуры исполнения распоряжений на общую сумму с реестрами.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения N 383-П порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами, устанавливается банком и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, а также путём размещения информации в местах обслуживания клиентов.
Как платёжное требование, так и платёжное поручение может оставляться на общую сумму с реестром.
Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очерёдности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.
В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.
В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений.
Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нём указываются общая сумма распоряжений, включённых в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.
При составлении платёжного требования на общую сумму с реестром в соответствии с пунктами 1.18 и 1.19 Положения N 383-П в реестре по каждому распоряжению дополнительно указывается информация об условиях акцепта, соответствующая информации, указанной в платёжном требовании на общую сумму. То есть в распоряжении на общую сумму с реестром указывается общая сумма платежа, соответствующая общей сумме реестра (эти суммы должны совпадать). Без сверки нельзя определить факт соответствия общей суммы платежа общей сумме реестра.
В платёжном требовании (поручении) на общую сумму с реестром делается ссылка на сам реестр и общее количество распоряжений, включённых в него.
Участники платёжной системы выполняют в отношении реестров процедуры приёма к исполнению распоряжений, за исключением процедур, предусмотренных пунктами 2.8-2.12 настоящего положения, и не позднее рабочего дня, следующего за днём получения реестра, осуществляют зачисление (перевод) на банковские счета получателей средств сумм переводов денежных средств, включённых в платёжные клиринговые позиции на основании распоряжений участников платёжной системы - плательщиков. Выдача наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам осуществляется по мере явки получателей средств.
Таким образом, Положение N 383-П вступило в силу, но осталось много вопросов, требующих уточнения и разъяснения. На сегодняшнем этапе главная цель кредитных организаций - реализация пункта 1.8 Положения N 383-П. Подведём итоги и расставим акценты на тех вопросах, на которые дополнительно необходимо обратить внимание при разработке внутренних положений.
1. В пунктах 2.2 и 4.2 Положения N 383-П указано, как информация доводится до клиентов: порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, а также путём размещения информации в местах обслуживания клиентов.
Учитывая, что регулятор в рассматриваемых пунктах 2.2 и 4.2 не сделал чёткого обоснования возможности (невозможности) выбора варианта доведения информации до клиента, исходя из принципа консерватизма целесообразно предусмотреть во внутренних документах доведение информации до клиентов всеми тремя способами одновременно:
- в договорах;
- в документах, разъясняющих порядок выполнения процедур исполнения распоряжений;
- путём размещения информации не стендах в местах обслуживания клиентов.
2. Согласно приложению 1 к Положению N 383-П в поле 44 "Подписи" в платёжном поручении на бумажном носителе, составляемом банком на основании распоряжения клиента банка, проставляются в порядке, установленном банком.
Таким образом, расшифровка поля 44 "Подписи" не содержит императивных требований относительно оформления подписями должностных лиц банка и печатью банка платёжного поручения на бумажном носителе, составляемом банком на основании распоряжения клиента. Кроме того, положение отсылает нас к внутренним положениям. Поэтому банку целесообразно самостоятельно закрепить порядок действий в данной ситуации.
3. Положение N 383-П не регламентирует расчёты через корреспондентские счета. Поэтому возникают вопросы относительно того, каким документом руководствоваться банку и закреплять ли самостоятельно порядок расчётов по корсчетам во внутреннем порядке банка.
Прежнее положение о безналичных расчётах регламентировало расчёты через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в ЦБ РФ, через корреспондентские счета в других кредитных организациях и счета межфилиальных расчётов. Приводился рекомендуемый порядок отражения основных операций в бухучёте кредитных организаций при совершении расчётов через счета ЛОРО, НОСТРО и через счета межфилиальных расчётов. В новом положении подобных разделов нет.
Вместе с тем предусмотрено, что банки утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений о переводе, их приёма к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования), исполнения. Поэтому исходя из пункта 1.8 Положения N 383-П банку целесообразно самостоятельно закрепить во внутренних документах порядок расчётов по корсчетам.
4. Ввиду того что у банков есть право дополнительно установить в договорах иные процедуры исполнения распоряжений, целесообразно предусмотреть (исключить) возможность таких процедур исполнения распоряжений, как:
- получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа;
- контроль дублирования распоряжений.
5. Необходимо также не забыть разработать и утвердить форму аккредитива, так как в соответствии с требованиями нового положения реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются непосредственно банком.
Отметим, что в соответствии с требованиями Положения N 383-П менее полугода остаётся для разработки и утверждения внутренних документов, касающихся порядка составления распоряжений, порядка выполнения процедур приёма к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, порядка исполнения распоряжений.
А. Габбасова,
аудитор компании "Листик и Партнёры"
"Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"