Возражения на акт проверки: рекомендации по составлению
Часто предприниматели пренебрегают возражениями на акт проверки, считая это сложным или бесполезным занятием. Эта статья поможет вам взглянуть на эту задачу по-иному, ведь, и в самом деле, для того чтобы составить возражения, не требуется нанимать дорогого налогового юриста или самому быть налоговым гуру. Важно иметь свою точку зрения, быть в состоянии её обосновать.
Следует помнить о том, что налоговики не заинтересованы в том, чтобы их решение было обжаловано и отменено. Поэтому в ряде случаев представление письменных возражений - это шанс изменить позицию налогового органа в лучшую для себя сторону.
Помним о главном
Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведённой выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Акт по результатам камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней с даты его составления. В случае если проверяемый отказывается или уклоняется от получения акта, то:
- этот факт отражается в акте налоговой проверки;
- сам акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.
Умение возражать
Давайте рассмотрим некоторые тонкости обжалования в зависимости от вида акта. Кроме того, следует определиться, есть ли у вас возражения по существу или имеются лишь претензии по процедурным вопросам (по процедуре проведения проверки, по составлению акта, по порядку его рассмотрения).
И сразу же хотелось бы сказать об отказе в подписании акта.
Понятно, что налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта и никто не вправе заставить его подписать.
Однако большого смысла в этом нет.
Проверяющие просто поставят отметку наподобие "Проверяемое лицо (его представитель) от подписания акта отказалось", и, как правило, для того чтобы засвидетельствовать этот факт, налоговые инспекторы привлекают третьих лиц.
Несмотря на то что закон не устанавливает никакой ответственности за неподписание акта, такое поведение может косвенно свидетельствовать о вашей недобросовестности.
Подписание же акта в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Кроме того, подписание акта не означает, что вы полностью и безоговорочно согласны со всеми выводами, содержащимися в акте.
Как правило, экземпляр акта вручается в момент его подписания - если представитель организации пришёл в ИФНС лично. В противном случае, если представители не могут или не хотят его получать, акт направляется по почте заказным письмом с уведомлением или передаётся иным способом, позволяющим точно определить дату получения.
Уже на данном этапе следует быть особенно внимательным и отслеживать все процедурные нарушения, которые могут иметь решающее значение.
Существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки в дальнейшем может послужить основанием для отмены решения налогового органа полностью или частично.
Однако не стоит предъявлять претензии налоговикам по любому выявленному вами нарушению. Большинство "процедурных" нарушений могут быть исправлены в ходе рассмотрения материалов проверки. Например, может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
А вот когда уже решение по акту проверки будет принято и исправить что-либо на законных основаниях проблематично - вот тогда можно указать на существенные нарушения процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля. Например, необеспечение лицу, в отношении которого был составлен акт, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов.
Это, как мы помним, основание для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Внимание на дату
Со дня получения акта у налогоплательщика есть 15 рабочих дней на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений.
Если составлен акт об обнаружении фактов, то срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням.
По истечении пятнадцатидневного срока в течение десяти рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) ИФНС. По нему должно быть принято решение.
Налоговый орган обязан обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов, для чего налогоплательщику высылается уведомление с указанием места, даты и точного времени рассмотрения акта комиссией.
Как правило, комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведённых на принятие решения, но решение может быть принято в любой из десяти дней.
Не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, - это существенное нарушение условий процедуры рассмотрения.
Дата получения акта - точка отсчёта срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему.
Акт направлен по почте? Дата получения - шестой день с даты отправки.
Однако сделаем поправку на работу почты: вполне возможно, что акт будет получен позже. Можно ли извлечь из этого дела какую-либо выгоду?
Предположим, что акт камеральной проверки направлен по почте 1 октября 2012 года. Формально считается, что он получен 8 октября 2012 года (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Предположим также, что акт фактически пришёл с опозданием на два дня и получен 10 октября 2012 года.
Налоговики, предположив, что акт получен вовремя, исчислили срок для подачи возражений - 29 октября 2012 года. На 30 октября проверяемое лицо было приглашено на рассмотрение материалов, и оно не явилось.
Установив, что налогоплательщик был уведомлен о рассмотрении дела и не явился, руководитель ИФНС принимает решение о проведении данной процедуры в отсутствие налогоплательщика.
По итогам рассмотрения материалов в этот же день было принято решение от 30 октября 2012 года о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Однако акт был получен 10 октября, следовательно, последний день представления возражений - 31 октября. Рассмотрение материалов должно состояться не ранее 1 ноября, и решение может быть принято не ранее этой даты.
Решение же было принято 30 октября. То есть имело место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов дела и есть основания сделать вывод о том, что налогоплательщик был лишён возможности защищать свои интересы.
Где можно найти тезисы для обоснования своей позиции
Это, что называется, по процедурному вопросу. Однако в первую очередь следует обращать внимание на выводы, с которыми налогоплательщик не согласен, в частности, из-за спорности или неурегулированного налогового законодательства.
Для обоснования своей позиции следует руководствоваться прежде всего нормами НК РФ. Во вторую очередь - разъяснениями Минфина России и ФНС России.
Конечно, это не нормативно-правовые акты (о чём Минфин аккуратно напоминает почти в каждом письме).
Но, во-первых, Минфин России - это вышестоящий орган по отношению к налоговой службе, поэтому и налоговики должны придерживаться руководящего мнения, высказанного в его письмах. Правда, финансисты настаивают на том, что их разъяснения обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы.
Однако подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ говорит иначе: "Налоговые органы обязаны <...> руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Кроме того, по мнению Президиума ВАС РФ, высказанному в постановлении от 19.09.06 N 13322/04, факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Иными словами, использовать этот документ может кто угодно.
Кстати, на сайте налоговой службы имеется целый раздел, который называется "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами".
Кроме того, тезисы в свою пользу можно найти и в тех документах, которые были актуальны в проверяемый период. Даже если это не поможет избежать начисления налогов, то от пеней избавиться поможет. Неправомерно начисление пеней на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции чиновников, и вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Не забудем и судебную практику. Налоговики её тоже не забывают: ещё в 2007 году руководство налоговой службы указало на то, что если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику (письмо ФНС России от 11.05.07 N ШС-6-14/389).
О пользе математики
Вряд ли кто-то из наших читателей сомневается в необходимости проверить акт проверки на арифметические ошибки. Несмотря на то что приведённые цифры перепроверяются неоднократно, от ошибок не застрахован никто.
Кроме того, обратите особое внимание на заключительную часть акта, там, где указывается конкретная сумма, которую предлагается уплатить.
При доначислении налогов следует учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется, - процедура эта не самая простая.
Так что возможностей допустить ошибку - масса. И ошибка эта повлечёт за собой неверный расчёт пеней и штрафов.
Рекомендации по оформлению
Итак, акт проверки изучен, пункты несогласия определены.
Можно приступать к составлению возражений на акт в целом или на отдельные его части.
Утверждённой формы возражений нет, так что можно творить смело. Соблюдая, разумеется, определённые правила.
В правом верхнем углу необходимо указать адресата: должность, фамилию и инициалы руководителя налогового органа, полное наименование и адрес инспекции, в которую представляются возражения.
Далее указываем, от кого представлены возражения: полное и сокращённое наименование, ИНН, КПП и адрес.
Если возражения представляет физическое лицо или индивидуальный предприниматель, то указываются инициалы, фамилия, ИНН и адрес регистрации.
По центру, как правило, пишут заголовок документа: "Возражения на Акт камеральной (или выездной) проверки от (указать число) N (указать номер)".
Далее можно использовать следующую примерную форму:
"По результатам камеральной (выездной) налоговой проверки, проведённой в отношении (наименование налогоплательщика), был составлен акт (указать реквизиты). На основании акта (указать, кому) было предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме (указать), начисленные на неё пени в сумме (указать), штрафы в размере (указать).
Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отражённых в акте.
Считаем, что данные выводы не отражают фактических обстоятельств дела, не соответствующих действительности, противоречат налоговому законодательству по следующим основаниям".
Указываем пункт акта, с которым не согласны, и приводим обоснованные (и, по возможности, документально подтверждённые) доводы. Цитировать НК РФ не надо, ссылки достаточно.
Прилагая к возражениям документы, соблюдайте правила, установленные статьёй 93 НК РФ: представляйте заверенные копии этих документов, которые должны быть прошиты и пронумерованы - на каждой странице. На последний лист подшивки с обратной стороны приклеить листок со следующим текстом: "Копия верна. Пронумеровано и прошнуровано на (указать количество листов)листах". Листок скрепляется печатью налогоплательщика, подписью руководителя и датой.
Требование нотариально удостоверенных копий неправомерно, если только это прямо не предусмотрено законодательством.
Возражение следует завершить изложением своих требований: "Учитывая изложенное и на основании представленных документов, просим отменить акт налоговой проверки (или те пункты, с которыми не согласны), а также начисление налогов в сумме (указать) и соответствующих сумм пеней и штрафов".
Что дальше
Письменные возражения представляются в налоговый орган, проводивший проверку.
Вряд ли целесообразно делать это в первый же день из пятнадцати. Чем меньше у налоговиков будет времени для изучения ваших доводов, тем меньше вероятность того, что они смогут их опровергнуть.
Можно воспользоваться возможностью, предоставленной пунктом 8 статьи 6.1 НК РФ, и направить возражения до полуночи последнего дня, отведённого на представление возражений, по почте заказным письмом с описью вложения.
Хотя, конечно, нельзя исключать вероятность того, что может быть принято решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля и принятие окончательного решения будет отложено на месяц.
Надо ли ходить на комиссию
Каждый решает этот вопрос сам. Это право, а не обязанность.
Неявка налогоплательщика на комиссию не является препятствием для её проведения, то есть материалы будут рассмотрены и в ваше отсутствие. Однако, присутствуя на комиссии, вы можете:
- заявлять свои требования устно в процессе рассмотрения;
- представлять дополнительные документы, которые в силу различных причин не были представлены вместе с письменными возражениями, - налоговый орган обязан их принять и изучить;
- дополнять свои возражения;
- приводить дополнительные аргументы;
- отказаться от возражений вовсе. В этом случае обратите внимание на то, чтобы дополнительно предъявленные требования были зафиксированы в протоколе рассмотрения материалов проверки (его экземпляр должны выдать в ИФНС).
А. Сомов
"Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"