Многоквартирный дом расположен на территории МО "Городской округ Усинск". Квартиры в многоквартирном жилом доме оборудованы индивидуальными приборами учета, а сам дом - общедомовым прибором учета. В данном доме зарегистрировано 5 человек, хотя проживает гораздо больше.
Правомерно ли то, что управляющая компания выставляет общедомовые только на зарегистрированных, а не на всех проживающих жильцов?
Предусмотрены ли какие-либо понижающие коэффициенты к тарифам на коммунальные услуги (уменьшенных тарифов), в частности на электроэнергию, в том случае, если в жилые помещения в многоквартирном доме не подается газ и горячая вода?
1). С 1 сентября 2012 г. вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила). Согласно п. 40 Правил плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления включает в себя:
а) плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении,
б) плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды).
В платежном документе должны быть отдельно указаны количество потребленной коммунальной услуги в принадлежащем собственнику помещении и количество потребленной коммунальной услуги на общедомовые нужды*(1).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ). Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей определены также Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В каждом регионе утверждаются нормативы потребления и тарифы (цены) на коммунальные ресурсы, поставляемые потребителям. К примеру, в МО "Городской округ Усинск" тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению в текущем году регламентированы, в частности, постановлениями администрации МО ГО "Усинск" от 24.12.2010 N 1808 и от 20.07.2012 N 1156 "Об установлении размера платы за жилищные услуги в муниципальном жилом фонде", постановлением Правительства Республики Коми от 09.06.2012 N 233 "О розничной цене на газ природный, реализуемый населению", приказами Службы Республики Коми по тарифам от 25.11.2011 N 104/3 "О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ООО "Водоканал-Сервис", от 25.11.2011 N 104/17 "О тарифах на горячую воду ООО "УТК", от 25.11.2011 N 104/18 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые ООО "УТК". Со сводной таблицей тарифов можно ознакомиться на официальном сайте Усинского городского информационного центра (http://ugic.ru/), перейдя по ссылке: http://ugic.ru/wp-content/uploads/2012/09/76b27aae2f25837f1f3b33e5553db94 9.doc. На основании данных показателей осуществляется расчет стоимости потребленного коммунального ресурса.
Поскольку в рассматриваемой ситуации квартиры в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета, то в силу п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по показаниям этих приборов учета за расчетный период в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из объема (количества) потребленного за расчетный период в жилом помещении коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета в жилом помещении, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Число лиц, проживающих в жилом помещении, имеет значение для расчета платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению, а также газоснабжению только в том случае, когда в жилых помещениях отсутствуют индивидуальные приборы учета, вследствие чего размер платы определяется расчетным способом (смотрите, к примеру, формулы 4 и 5 приложения N 2 к Правилам).
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех помещениях данного дома. Этот объем распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме независимо от того, оборудовано помещение индивидуальными приборами учета или нет (п. 44 Правил N 354)*(2). Поэтому размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам и также не зависит от количества фактически проживающих либо зарегистрированных в каждом жилом помещении лиц. Отметим, что расходы на коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех помещений в доме (как жилых, так и нежилых) исходя лишь из размеров принадлежащих им помещений.
2). Как следует из вопроса, в жилые помещения в многоквартирном доме не подается газ и горячая вода. Однако это не означает, что эти коммунальные ресурсы, а также электроэнергия, используемая для приготовления горячей воды, не предоставляются на общедомовые нужды. Газоснабжение необходимо, например, для отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в многоквартирном доме (п. 33 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"). Для содержания и ремонта общих помещений в многоквартирном доме может использоваться горячая вода. Освещение и иное обслуживание производится с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому собственники жилых помещений должны нести эти расходы в составе платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Ни жилищное законодательство, ни Правила не предусматривают каких-либо понижающих коэффициентов к тарифам на коммунальные услуги (уменьшенных тарифов) в том случае, если коммунальные услуги предоставляются не в полном объеме и (или) ненадлежащего качества. В подобных ситуациях размер платы за коммунальные услуги изменяется по основаниям, установленным в разделе IX Правил. Так, согласно п. 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность*(3), а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Поскольку речь в вопросе идет о расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, то в случае, если коммунальные ресурсы предоставляются не в полном объеме, расчет изменения платы не производится: плата устанавливается в соответствии с фактическим потреблением на основании показаний общедомового прибора учета. Если же коммунальные услуги предоставляются ненадлежащего качества, то в соответствии с п. 101 Правил размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества*(4).
К сведению:
Согласно пп. "г" п. 31 Правил управляющая компания обязана производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю соответствующих платежей и договорных неустоек (штрафов, пеней).
Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 также предусмотрена обязанность управляющей компании раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой организацией договоров управления), сведения о порядке, условиях и стоимости выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Поэтому каждый собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в управляющую компанию с требованием об осуществлении сверки платы за коммунальные услуги и представлении документов, подтверждающих соответствующие расходы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
27 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минрегионразвития РФ от 19.09.2011 N 454.
*(2) Отметим, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма объемов индивидуального потребления во всех помещениях данного дома (п. 46 Правил).
*(3) Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам.
*(4) Аналогичным образом изменяется размер платы за коммунальные услуги, предоставленные не в полном объеме и (или) ненадлежащего качества, потребляемые в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета. Однако факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должен быть установлен в порядке, предусмотренном разделом Х Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.