Кассовые операции: разъяснения контролирующих органов
На аптечные организации распространяются нормы Положения N 373-П*(1). Кроме этого, в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ*(2) аптечные организации обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим для предприятий фармации будут актуальны разъяснения контролирующих органов по вопросам ведения кассовых операций, проверки полноты учета выручки денежных средств, а также применения ККТ.
Порядок ведения кассовой книги обособленными подразделениями
Вопрос: Каков порядок ведения кассовой книги обособленными подразделениями аптечной организации?
Согласно Письму ЦБ РФ от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 (размещено на официальном сайте ФНС в подрубрике "Информационные материалы/Контрольно-кассовая техника" рубрики "Контрольная работа") требование Положения N 373-П о ведении кассовой книги по форме 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров по форме 0310001 и расходных кассовых ордеров по форме 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо ФНС РФ от 12.09.2012 N АС-4-2/15195).
Осуществление контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций
Вопрос: Каковы периодичность и сроки проверки полноты учета выручки денежных средств?
Пунктом 19 Административного регламента исполнения ФНС РФ государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н, определено, что срок исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) инспекции и не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя (заместителя руководителя) инспекции на исполнение государственной функции, данного специалистам инспекции.
Действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена.
Также следует отметить, что проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи с чем требования п. 4 ст. 89 НК РФ на них не распространяются (Письмо ФНС РФ от 12.09.2012 N АС-4-2/15195).
Обратите внимание! Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Порядок применения ККТ
Вопрос: Каков срок применения ККТ, включенной в Государственный реестр ККТ, в случае истечения нормативного срока амортизации?
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ККТ ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно п. 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями*(3) в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.
Действующее законодательство РФ не содержит ограничений по применению ККТ, включенной в Государственный реестр ККТ, в случае истечения нормативного срока амортизации, в связи с чем снятие с регистрации такой техники налоговыми органами в одностороннем порядке не предусмотрено (письма ФНС РФ от 30.07.2012 N АС-4-2/12620, от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Вопрос: Какие требования предъявляются к программному обеспечению ККТ?
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ на территории РФ применяется ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ.
В силу пп. "м" п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями применяемая ККТ должна соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли при внесении сведений о модели ККТ в Государственный реестр ККТ.
В соответствии с пп. "а" п. 8 Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требований к его структуре и составу сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39, для включения в раздел I Государственного реестра ККТ сведений о модели ККТ поставщик представляет образец модели ККТ с программным обеспечением.
Таким образом, при применении ККТ обязательно использование программного обеспечения, представленного поставщиком для включения модели ККТ в Государственный реестр ККТ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны в том числе обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ и пп. "к" п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ должна быть исправна.
Согласно пп. "г" п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением*(4) неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления налоговым органом контроля.
На основании изложенного программное обеспечение должно обеспечивать должностным лицам налоговых органов доступ к фискальной памяти с помощью соответствующего пароля согласно технической документации, представленной для включения в Государственный реестр ККТ.
Применение ККТ, которая не позволяет получить данные фискальной памяти, влечет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Кроме этого, в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовой техникой являются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Данный перечень не содержит понятия "фискальный регистратор" (Письмо ФНС РФ от 27.08.2012 N АС-4-2/14090).
Вопрос: Необходимо ли организациям и индивидуальным предпринимателям хранить бумажную контрольную ленту?
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке.
Подпунктами "а" и "к" п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями определено, что ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ и применяемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков, а также быть исправной.
Согласно пп. "б" п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергозависимое долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее пяти лет с даты окончания их использования.
В силу п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти.
В соответствии с п. 4.4.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Протоколом заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.2002 N 4/69-2002 (далее - Методические указания), ККТ обеспечивает формирование по запросам следующих отчетов по информации, зарегистрированной в электронной контрольной ленте защищенной (ЭКЛЗ):
- отчета по закрытиям смен в заданном диапазоне дат;
- отчета по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен;
- итогов смены по номеру смены;
- отчета итогов активизации;
- документа по номеру КПК;
- контрольной ленты по номеру смены.
Согласно п. 4.5.1 Методических указаний отчетные документы, перечисленные в п. 4.4.1 Методических указаний, распечатываются ККТ на чековой ленте или вкладном бланке в стандартном формате, регламентированном техническими требованиями к ККТ.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение срока, указанного в п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (письма ФНС РФ от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@, от 27.08.2012 N АС-4-2/14090).
Вопрос: Каков порядок применения марок-пломб и идентификационного знака ККТ, не содержащих обязательные реквизиты?
В соответствии с абз. 10 п. 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями марка-пломба - это защищенная от подделки полиграфическая продукция, позволяющая выявить факт вскрытия или удаления корпуса контрольно-кассовой техники.
Согласно образцу марки-пломбы, утвержденному Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 351, марка-пломба содержит, в частности, следующие элементы защиты: учетный номер марки-пломбы, индивидуальный номер марки-пломбы.
Действующая нормативная правовая база не содержит запрета на использование марок-пломб, имеющих одинаковые учетный и индивидуальный номера.
Планом мероприятий по оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций и предоставлению государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере деятельности Минпромторга, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 1085-р, предусмотрено определение требований к производству, распространению и ведению учета марок-пломб.
В соответствии с абз. 5 п. 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями идентификационный знак - это номерной знак на корпусе ККТ, позволяющий ее идентифицировать. Согласно образцу идентификационного знака, утвержденному Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 352, идентификационный знак должен содержать в том числе буквенное обозначение серии (не менее двух букв).
Таким образом, применение идентификационного знака, не соответствующего утвержденному образцу, в том числе не содержащего буквенного обозначения серии, неправомерно (Письмо ФНС РФ от 27.08.2012 N АС-4-2/14090).
С.Р. Сергеев,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утв. ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П.
*(2) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"