Взыскание алиментов: ФССП разъясняет
19.06.2012 ФССП утвердила Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов. На что бухгалтерам аптечных организаций следует обратить внимание при работе с исполнительными листами?
Виды исполнительных документов о взыскании алиментов и сроки их предъявления к исполнению
Порядок уплаты алиментов
В соответствии с Семейным кодексом к лицам, имеющим право на получение алиментов, относятся несовершеннолетние дети, нетрудоспособные совершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и другие члены семьи.
Семейным законодательством предусмотрено два порядка уплаты алиментов: договорной (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (взыскание по решению суда).
Исходя из общих правил, установленных ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - 1/4, на двух детей - 1/3, на трех и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей.
С учетом материального или семейного положения сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств суд может по заявлению стороны исполнительного производства уменьшить или увеличить размер этих долей, а также по заявлению взыскателя установить размер алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты взыскиваются в судебном порядке на нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85 СК РФ), на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей с трудоспособных совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ), на супруга либо бывшего супруга (ст. 91 СК РФ), на других членов семьи (ст. 98 СК РФ).
В перечисленных случаях размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
В соответствии с п. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях его индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.
Прекращение алиментных обязательств в отношении одного или нескольких несовершеннолетних детей влечет изменение размера алиментов, взыскиваемых на содержание остальных.
При удержании алиментов, размер которых установлен в судебном порядке, на двух или более детей в случае достижения одним из них совершеннолетия (если в исполнительном документе указан единый размер алиментов на всех детей, например 1/2 или 1/3) судебный пристав-исполнитель за три месяца до наступления совершеннолетия одного из детей предлагает плательщику алиментов обратиться в соответствующий суд для изменения доли, подлежащей взысканию на несовершеннолетних детей, либо самостоятельно обращается в суд.
Виды исполнительных документов о взыскании алиментов
Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ*(1) являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Действующим законодательством определены обязательные требования к исполнительным документам:
- требования, предъявляемые к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установлены ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ;
- реквизиты судебного приказа определены ст. 127 ГПК РФ;
- соглашение об уплате алиментов должно соответствовать положениям гл. 16 СК РФ.
В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом, принявшим решение о взыскании алиментов, в соответствии со ст. 430 ГПК РФ.
Сроки предъявления исполнительных документов о взыскании алиментов к исполнению
Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи (далее - исполнительные документы о взыскании алиментов) могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ).
Порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника
После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель извещает должника о вызове на прием с требованием об оплате задолженности по алиментам, предоставлением соответствующей информации (сведений о месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов, месте жительства и т.д.), необходимой для исполнения исполнительного документа.
При необходимости судебный пристав-исполнитель принимает меры для установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР и налоговых органах.
В случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 229-ФЗ.
При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения.
В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:
- копию исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ;
- копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
- копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов на совершение исполнительных действий (в случае, если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);
- памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам.
В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника наряду с иными требованиями указывается требование лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи, о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.
Необходимо учитывать, что размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 70% (ч. 3 ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ).
По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Кроме того, в рамках указанных исполнительных производств судебные приставы-исполнители не реже одного раза в квартал проводят проверки имущественного положения должников путем направления запросов в соответствующие организации и проверок имущества по их месту жительства, месту пребывания.
При выявлении принадлежащего должнику имущества судебный пристав-исполнитель при необходимости запрашивает в организациях, где должник получает заработную плату или иные доходы, сведения о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам и иным взысканиям.
В случае, если размер задолженности превышает сумму, полученную после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель перечисляет взыскателю денежные средства в пределах суммы задолженности, производит перерасчет задолженности по алиментам и направляет в организацию новое постановление о взыскании суммы задолженности по алиментам.
Если размер задолженности меньше суммы, полученной после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику денежные средства, оставшиеся после погашения задолженности перед взыскателем, возмещения расходов на совершение исполнительных действий, исполнительского сбора и наложенных в рамках исполнительного производства административных штрафов.
Одновременно судебный пристав-исполнитель направляет в организацию постановление об отзыве постановления об удержании из заработной платы или иного дохода должника суммы задолженности по алиментам и постановления о взыскании исполнительского сбора, после этого оканчивает исполнительное производство по основаниям п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 229-ФЗ.
Аналогичным образом оканчивается исполнительное производство при погашении задолженности по алиментам, превышающей 10 тыс. руб.
В случае, если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ.
Требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь наряду с требованиями по возмещению вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, компенсации морального вреда.
В рамках одной очереди (в том числе при наличии нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ).
Порядок расчета задолженности по алиментам
Расчет размера задолженности по алиментам
В силу ч. 2 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 229-ФЗ.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ, ст. 113 СК РФ). В данном случае моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.
При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в РФ НДФЛ в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в РФ, рассчитываемый Росстатом, не является реальным доходом должника.
Сведения о размере средней заработной платы ежемесячно запрашиваются приставами в органах Росстата. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.
При расчете задолженности по алиментам, установленным судебным актом или соглашением об уплате алиментов в долях к заработку должника, с целью исключения подмены предмета исполнения судебный пристав-исполнитель указывает размер текущих алиментов в числовых значениях, установленных в исполнительных документах (доля 1/3 не равна 33%).
В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформляет соответствующим постановлением.
При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
Порядок индексации размера алиментов (задолженности)
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - в порядке, установленном законами субъектов РФ, и определяется ежеквартально.
При отсутствии в соответствующем субъекте РФ величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по РФ.
Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление.
При индексации алиментов судебный пристав-исполнитель в первую очередь устанавливает величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.
Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.
В случае, если в исполнительном документе размер алиментов указан пропорционально минимальному размеру оплаты труда, судебному приставу-исполнителю целесообразно разъяснить взыскателю право обратиться в судебные органы с заявлением об определении размера алиментов в твердой денежной сумме.
При индексации алиментов, установленных пропорционально МРОТ, применяется МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с 1 июня 2011 года - 4 611 руб.).
В связи с тем, что индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимума, при снижении величины прожиточного минимума индексация не производится.
Порядок расчета размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения
С учетом положений НК РФ и позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 N 17-П, расчет алиментов (задолженности) производится с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
В настоящее время налоговым законодательством предусмотрено несколько систем налогообложения индивидуального предпринимателя:
- общий режим налогообложения (уплата НДФЛ);
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
- УСНО;
- система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
При расчете размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебный пристав-исполнитель затребует у должника налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) и производит расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН либо УСНО, судебный пристав-исполнитель затребует у должника книгу учета доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО с объектом налогообложения "доходы", также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.
Вместе с тем при УСНО с объектом налогообложения "доходы" налог уплачивается со всей суммы дохода (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан. Подтверждением понесенных расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности являются первичные документы, предусмотренные Федеральным законом N 129-ФЗ*(2).
При расчете размера алиментов должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности, судебный пристав-исполнитель затребует у должника в соответствии с положениями Федерального закона N 129-ФЗ первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.) и производит расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО с объектом налогообложения "доходы" и ЕНВД, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу учета доходов и расходов.
При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель учитывает сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебный пристав-исполнитель руководствуется п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Если должник не представляет соответствующих документов, подтверждающих его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника - индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.
Виды доходов, из которых производится удержание алиментов
При взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи, для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебный пристав-исполнитель руководствуется Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в ред. от 15.08.2008 N 613) (далее - Перечень).
Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ).
Статья 101 Федерального закона N 229-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 9 ч. 1 данной статьи закона не допускается обращение взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности.
Вместе с тем СК РФ регламентирует особый порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
В частности, в ст. 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ.
В соответствии с пп. "в" п. 2 Перечня алименты удерживаются в том числе из пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
В целях предотвращения обращения взыскания на денежные средства, указанные в ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель затребует и проверяет информацию об источниках формирования денежных средств на счетах должника*(3).
При удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства, по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, учитывается позиция КС РФ. На основании необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые, лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ст. 34, 37 ч. 1 КС РФ)*(4).
Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.).
Организация работы с исполнительными листами на предприятии
Поступление в организацию исполнительных документов. Поступившие в организацию постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа регистрируются в специальном журнале и передаются бухгалтеру по начислению заработной платы под роспись.
В тот же день бухгалтер отправляет судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации (предприятия), а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации (предприятия), получившей исполнительный документ.
Бухгалтеру организации (предприятия) рекомендуется хранить исполнительные документы как документы строгой отчетности (в сейфах).
Производство удержаний по исполнительным листам. Бухгалтеру организации (предприятия), производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо знать следующее:
- требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, граждан и должностных лиц на территории РФ;
- судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- размер удержания из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
В соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ с должника не может быть удержано более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
При этом указанные ограничения не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70% заработной платы (ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ);
- в соответствии со ст. 109 СК РФ и ч. 3 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из его заработной платы и (или) дохода и уплачивать или переводить их за счет этого же лица получателю алиментов не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты;
- в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из зарплаты (иного дохода) должника, производят индексацию алиментов. При этом в соответствии со ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации;
- в случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ являются требованиями первой очереди.
Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю;
- удержание денежных средств из заработной платы должника производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа.
Недопустимо самостоятельное внесение изменений в постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника;
- перевод и перечисление денежных средств взыскателю осуществляется за счет должника.
Взысканные по алиментным платежам суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его расчетный счет.
Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника.
Вместе с тем, если адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, рекомендуется перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП;
- при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и возвратить ему исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
В отметке о произведенных удержаниях бухгалтеру следует указывать размер удержаний, удержанную сумму, номер платежного поручения (квитанции), дату перечисления, остаток задолженности. Отметка о произведенных удержаниях заверяется печатью организации и подписью должностного лица.
Порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий (организаций). Ответственность должностных лиц организаций (предприятий), имеющих обязанности по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников.
Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.
При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии).
Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об удержании из заработной платы и иных доходов должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП.
По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя.
При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен в обязательном порядке проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Федерального закона N 229-ФЗ.
В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП.
При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления ею денежных средств.
Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.
Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшиваются в наряд "Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание".
При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства РФ судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.
В случае выявления при проверке бухгалтерии (организации) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 ТК РФ) или налогового (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня) законодательства судебный пристав-исполнитель информирует о данных фактах территориальные органы Роструда и ФНС с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения.
При этом начальник отдела - старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.
При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
В случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.
К.И. Юсупов,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(3) Определение КС РФ от 17.01.2012 N 122-О-О.
*(4) Определение КС РФ от 17.01.2012 N 122-О-О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"