Сегментная отчетность
Требованиями МСФО 14 "Сегментная отчётность" предусмотрено включение в финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, информации по сегментам всеми компаниями, чьи долевые или долговые ценные бумаги свободно обращаются на рынке ценных бумаг, и компаниями, находящимися в процессе выпуска долевых или долговых ценных бумаг. Рекомендуется также раскрытие информации по сегментам и другими компаниями, составляющими финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Если такие компании принимают решение раскрывать информацию по сегментам, они должны полностью соблюдать требования МСФО 14, в котором изложены правила по определению сегментов, а в приложении 2 к данному стандарту приводятся примеры раскрытий для первичного и вторичного форматов отчетности по сегментам.
Состав каждого отчетного географического сегмента.
Если информация, предусмотренная МСФО 14, раскрывается в других частях годового отчета, например в разделе, посвященном финансовому анализу, компания должна привести ее повторно в финансовой отчетности.
Первичная сегментация.
Для каждого отчетного сегмента первичной сегментации должна быть раскрыта следующая информация:
- выручка сегмента - выручки от реализации внешним клиентам;
- выручки от операций с другими сегментами;
- результат сегмента;
- суммарные активы сегмента;
- обязательства сегмента;
- капитальные затраты на приобретение основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА). Эта информация должна предоставляться с использованием метода начислений, а не кассового метода.
Сумма начислений амортизации за период.
Общая сумма существенных неденежных расходов (кроме амортизации ОС и НМА) относится на результаты сегмента.
В случае если компания представляет движение денежных средств по сегментам, как рекомендует МСФО 7 "Отчёт о движении денежных средств", раскрытия сумм начисленной за период амортизации или существенных неденежных расходов не требуется.
Рекомендуется раскрывать характер и сумму отдельных компонентов выручки сегмента и расходов сегмента, размер, характер и частота возникновения которых таковы, что их раскрытие уместно для анализа результатов каждого отчетного сегмента за период (например, статьи, перечисленные в МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учётной политике").
Кроме того, указывается совокупная доля компании в чистой прибыли или убытках ассоциированных компаний, совместной деятельности (когда для учета совместной деятельности используется метод долевого участия) или других инвестиций, учтенных по методу долевого участия, для каждого отчетного сегмента. Однако это требование может применяться только в том случае, если большая часть операций ассоциированных компаний может быть отнесена к одному конкретному сегменту.
Когда применяется вышеуказанное требование, для каждого отчетного сегмента должны быть раскрыты суммарные инвестиции в ассоциированные компании, совместную деятельность или другие инвестиции.
Для каждого первичного отчетного сегмента раскрывается следующая информация:
- сумма убытков от снижения стоимости, признанных в отчете о прибылях и убытках и непосредственно по счетам капитала;
- сумма восстановления убытков от снижения стоимости, признанных в отчете о прибылях и убытках и непосредственно по счетам капитала.
Также приводится сверка между информацией, раскрытой для отчетных сегментов, вместе взятых, и совокупной информацией в финансовой отчетности или сводной финансовой отчетности компании. Сверка должна соответствовать следующим основным требованиям:
- выручка сегмента сверяется с общей выручкой компании от внешних клиентов, включая раскрытие суммы прочей выручки (то есть суммы доходов компании от внешних клиентов, не включенной в выручку ни одного из сегментов);
- результат сегмента сверяется с сопоставимым показателем операционной прибыли или убытка компании, а также с чистой прибылью или убытком компании;
- активы сегмента сверяются с активами компании;
- обязательства сегмента сверяются с обязательствами компании.
Дополнительное раскрытие требуется в том случае, если географические сегменты являются первичными для предоставления информации по сегментам.
Если первичными сегментами компании являются географические сегменты, основанные на размещении активов, и расположение рынков сбыта отличается от размещения активов, требуется раскрывать сумму выручки от продаж внешним клиентам для каждого географического сегмента, основанного на размещении рынков сбыта (то есть "продажи по месту назначения"), чья выручка от продаж внешним клиентам составляет не менее 10% суммарной выручки от продаж.
Дополнительное раскрытие требуется в том случае, если географические сегменты являются первичными для предоставления информации по сегментам.
Если первичным форматом компании для предоставления информации по сегментам являются географические сегменты, основанные на размещении рынков сбыта, и размещение активов отличается от размещения рынков сбыта, требуется раскрывать следующую информацию по сегментам для каждого географического сегмента, основанного на размещении активов, чья выручка от продаж внешним клиентам или активы составляют не менее 10% суммарной выручки от продаж или активов группы:
- общую балансовую стоимость активов сегмента по географическому расположению активов;
- суммарные затраты на приобретение ОС и НМА по географическому расположению активов (определяются по методу начисления, а не по кассовому методу).
Вторичная сегментация.
Требования к раскрытию информации, изложенные в МСФО 14, применяются в зависимости от того, является ли вторичным географический или хозяйственный сегмент.
Если вторичным сегментом компании является географический сегмент, то для каждого географического сегмента необходимо раскрывать следующую информацию, когда активы составляют не менее 10% активов всех сегментов, вместе взятых:
- выручку сегмента от внешних клиентов по географическим районам на основе географического расположения рынков сбыта (то есть "продажи по месту назначения");
- общую стоимость активов сегмента по географическому месту расположения активов;
- суммарные затраты на приобретение ОС и НМА по географическому месту расположения активов (определяются по методу начисления, а не по кассовому методу).
Если вторичным сегментом компании являются хозяйственные сегменты, должна быть раскрыта следующая информация для каждого хозяйственного сегмента, чья выручка не менее 10% общей выручки группы от продаж или чьи активы не менее 10% активов всех сегментов:
- выручка сегмента от внешних клиентов;
- общая стоимость активов сегмента;
- суммарные затраты на приобретение ОС и НМА (определяются по методу начисления, а не по кассовому методу).
Прочие раскрытия.
В соответствии с МСФО 14 хозяйственный или географический сегмент, информация о котором предоставляется совету директоров и генеральному директору, не является отчетным сегментом, если большая часть выручки этого сегмента получена от продаж другим сегментам (этот сегмент является "вертикально интегрированным сегментом").
Однако если выручка сегмента от продаж внешним клиентам составляет не менее 10% суммарной выручки компании внешним покупателям, компания должна раскрывать этот факт, а также сумму выручки сегмента от продаж внешним клиентам и внутренних продаж другим сегментам.
Кроме того, раскрывается ценовая политика для операций между сегментами и любые изменения ценовой политики по сегментам.
Для предоставления отчетности по сегментам операции между сегментами должны отражаться в той оценке, которая фактически используется компанией для определения цен по операциям между сегментами.
Необходимо также раскрывать изменения в учетной политике, принятой для составления отчетности по сегментам, которые оказывают существенное влияние на информацию по сегментам.
Информация по сегментам предшествующего периода должна пересчитываться, за исключением случаев, когда это не представляется возможным с практической точки зрения.
При изменении своей политики компания должна предоставить описание характера изменений, причину, указать, что сравнительная информация была пересчитана или что это не представляется возможным с практической точки зрения, а также привести финансовую оценку их изменений, если ее можно произвести.
При изменениях в распределении по сегментам требуется пересчитывать сравнительную информацию, за исключением случаев, когда это не представляется возможным. Если пересчет невозможен, необходимо раскрывать данные по сегментам с использованием как нового, так и предыдущего способа сегментации.
При первоначальном принятии МСФО 14 сравнительные данные по сегменту должны быть пересчитаны, за исключением случаев, когда это не представляется возможным. Если пересчет невозможен, необходимо раскрыть этот факт.
А. Суворов,
председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Феникс",
д.э.н.
"Аудит и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720