Вдова участника ВОВ является собственником квартиры, зарегистрирована в ней по месту жительства в Кемеровской области, но фактически проживает в доме-интернате.
Имеются ли льготы у вдовы ветерана войны на коммунальные услуги, если она проживает в доме-интернате, а зарегистрирована в квартире?
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы предоставляются меры социальной поддержки, перечень которых приведен в п. 1 ст. 21 Закона N 5-ФЗ. В их числе:
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений независимо от вида жилищного фонда, в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими (подп. 9 п. 1 ст. 21 Закона N 5-ФЗ);
- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ), а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (подп. 10 п. 1 ст. 21 Закона N 5-ФЗ).
Как следует из п. 1 ст. 11 Закона N 5-ФЗ, законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из Закона N 5-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Так, Закон Кемеровской области от 17.01.2005 N 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" (далее - Закон N 2-ОЗ) определяет меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, по оплате жилья и (или) коммунальных услуг. К ним отнесены и члены семей граждан, перечень которых установлен в ст. 21 Закона N 5-ФЗ (подп. 11 п. 1 ст. 1 Закона N 2-ОЗ, п. 3 Приложения к Закону N 2-ОЗ).
С 1 июля 2010 года в соответствии с п. 1 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 N 571 (далее - Положение), установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в форме компенсационных выплат. Компенсация является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг. Порядок расчета размера компенсации регламентирован в разделе VI Положения. Согласно п. 3 Положения предоставление данной меры осуществляется органом, уполномоченным органом местного самоуправления, по месту жительства гражданина или по месту его пребывания.
В п. 41 Положения приведен перечень оснований для прекращения выплаты компенсации. К таковым отнесены: смерть получателя (к которой приравнено вступление в силу решения суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим); утрата права на компенсацию; снятие получателя с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) в связи с выездом. Отметим, что данный перечень сформулирован исчерпывающим образом.
Анализ норм Закона N 5-ФЗ и Закона N 2-ОЗ свидетельствует о том, что право супруги умершего участника ВОВ на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, возникает исключительно в силу наличия у нее статуса вдовы участника ВОВ*(1) и отсутствия последующего брака (смотрите, например, решение Велижского районного суда Смоленской области от 16.11.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/act-16-11-2011-reshenie-o-priznanii-prava-na-pol uchenie-lgot-kak-vdovy-uchastnika-velikoj-otechestvennoj-vojny-i-o-vozloz henii-obyazannosti-po-vydache-udostovereniya-vdovy-uchastnika-velikoj-ote chestvenno-s). Следовательно, прекращено это право может быть только смертью получателя мер социальной поддержки или изменением семейного состояния.
Дополнительным условием выплаты компенсации является своевременная оплата жилого помещения и коммунальных услуг, т.к. поступление от организаций ЖКХ сведений о наличии задолженности в силу п. 39 Положения является основанием для приостановления предоставления подобной компенсации. Никаких иных условий действующее законодательство не предусматривает.
Поскольку в рассматриваемой ситуации супруга умершего участника ВОВ является собственником квартиры, согласно ст.ст. 153, 154 ЖК РФ она обязана своевременно и полностью вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, состоящую из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также вносить плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом не имеет значения, проживает она в квартире или нет. Тот факт, что она находится в настоящее время в доме-интернате не прекращает и не приостанавливает её право собственности на жилое помещение и связанные со статусом собственника обязанности. Как следует из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственником помещений в многоквартирном доме не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняется даже у отсутствующих домовладельцев. В случае временного отсутствия граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период такого отсутствия в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (смотрите, например, решение Бологовского городского суда Тверской области, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/act-o-vozlozhenii-obyazannosti-proizvesti-perera schet-platy-za-zhiloe-pomeshhenie-i-kommunalnye-uslugi-za-period-vremenno go-otsutstviya-po-mestu-registracii-kondrateva-o-g-28-09-2011-prochie-isk ovye-dela-s).
При таком положении нахождение вдовы участника ВОВ в доме-интернате не освобождает её от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Поэтому при исполнении ею обязанности по несению бремени содержания имущества и сохранении статуса вдовы участника ВОВ, не вступившей в новый брак, утрата ею права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только в связи с фактом поступления в интернат (перемены места жительства) невозможна. Ведь цель мер социальной поддержки заключается в предоставлении денежных выплат в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям) независимо от материального положения, трудоспособности и иных обстоятельств. Продолжая нести расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, вдова участника ВОВ не может быть лишена права на компенсацию части данных расходов государством. В этой связи смотрите, к примеру, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 15.11.2010 по делу N 2-2305/2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/2129200.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
4 декабря 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Основанием для предоставления права на льготы может служить удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего (смотрите п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"