Титул главы государства в политико-правовом развитии России (IX - начало XX в.)
Показываются происхождение и развитие титула главы Российского государства в связи с развитием русской государственности и содержательным наполнением обозначения носителя верховной государственной власти. Рассматриваются титул как политико-юридическое явление, эволюция формы государства и законодательное закрепление титулатуры.
Титул главы Российского государства был юридическим явлением и закреплял ряд политико-правовых характеристик организации государственной власти и государственности в России. Изучение титула позволяет лучше понять его роль и значение в государственно-правовом развитии России. Обозначим основные вопросы данного исследования.
Титул главы государства как политико-юридическое явление
Наименование главы государства возникает у различных народов с появлением государственности. Обозначение носителя верховной власти наблюдается еще в родоплеменном строе, но в условиях государственно-организованного общества оно приобретает новые политико-управленческие качества и с определением формы правления начинает выполнять важную функцию в ее легитимации. Особенно ярко это проявляется с формированием монархической формы правления и ее различных видов. Еще в Древней Греции монарх, получавший власть по наследству, имел титул "басилевс". Так же называли византийских императоров (от имени Юлия Цезаря). Римские императоры именовались "цесари", как и императоры Византии, а с конца XII в. - и правитель Священной Римской империи. Постепенно в Европе сложилась система титулов, которыми именовали глав государств, эти титулы рассматривались как преимущество монарха. Б.Н. Чичерин указывал, что в доктрине государственного права сложилось мнение о том, что "как представитель государства монарх приобретает высшее достоинство и честь. Это выражается в титуле"*(1).
Титул главы государства, содержавший политико-правовую информацию, отражал важнейшие характеристики носителя верховной власти. Он являлся политико-юридическим средством, позволяющим, по словам И.Е. Андреевского, "внешним образом, подобно гербу, выразить существо верховной власти как в междугосударственных, внешних сношениях, так и внутри государства"*(2). При этом титулатура относилась к "преимуществам верховной власти", которые, как отмечал А.Д. Градовский, "выражаются в совокупности юридических условий и внешних отличий, коих общая цель - поставить монарха как представителя верховной власти выше всех других членов одного и того же юридического сообщества". Он подчеркивал, что "титул имеет двоякое значение: личного наименования государя, коим обозначается его ранг в ряду других монархов, и титула в собственном смысле, в коем излагаются права монарха и объем его владений"*(3). К XIX столетию в Европе сложилась и своеобразная иерархия титулов глав государств. Н.М. Коркунов писал: "Правители монархических государств носят различные титулы: императора, короля, великого герцога, герцога, князя... высший из них императорский"*(4).
Итак, титул главы государства с развитием государственности стал важным элементом в государственно-правовом развитии европейских государств. Особое значение наименованию носителя верховной государственной власти придавалось в условиях развития форм правления в виде абсолютной монархии и формирования имперского устройства государств, когда государственный титул отражал характер власти и территориальное величие государства, а также был неразрывно связан с государственной символикой и регалиями. Эти же черты формирования титулатуры характерны и для эволюции российской государственности и организации государственной власти.
Формирование и развитие титулатуры главы Российского государства
Истоки возникновения наименования носителя верховной власти на Руси уходят корнями к славянским племенам. Стоявшее во главе лицо первоначально называлось по-разному: старшина, жупан, старец, князь*(5). Выделение среди славян племенных союзов - Северного со столицей в Новгороде и Южного под предводительством главы Киева - привело к их соперничеству. Племенное правление во главе со старейшинами опиралось на род. Соперничество между старейшинами племенных союзов не обеспечивало необходимой согласованности внутренней жизнедеятельности и вело к ослаблению возможностей защиты от внешних врагов. Тем не менее с формированием предпосылок государственности и развитием властных полномочий племенного вождя его деятельность освобождалась от патриархально-родового назначения и все более связывалась с властью: князь из старшины рода превращался в главу первых протогосударственных образований, а осуществление его властных полномочий стало называться княжением.
Князь - титул, которым начали обозначать носителя верховной власти с образованием Древнерусского государства в IX в. - с призывом на княжение варягов династии Рюриковичей. Уже в 862 г. Нестор в "Повести временных лет" писал: "Приходите княжить и владеть нами"*(6). Титул "князь" произошел от традиционного наименования старшины рода, но получил новое содержание. Призванные князья, разделив между собой племенные волости, стали в этих формирующихся государственных образованиях представителями верховной власти: Рюрик - в волости ильменских славян (новгородцев), Синеус - в волости Велди, а Трувор - в волости кривичей. Со смертью братьев Рюрик взял под свою власть их владения и стал единовластным князем.
Историк русского права П.Н. Мрочек-Дроздовский, говоря о формировании государственной власти и князе как ее носителе, указывал, что "князья призваны для власти (володения) и суда, т.е. князья, в силу предоставленной им власти, должны были решать возникавшие междугражданские споры. Междугражданские споры, возникавшие у наших предков до призвания князей, были непримиримы и вели к междоусобиям, что объясняется отсутствием наряда, т.е. власти, вводящей порядок и решающей споры. Но такая власть установлена призванием князей - она вручена князю. Власть, вводящая порядок и решающая споры, непременно должна быть безусловно высшею, или верховною, в том обществе, в котором она действует; таким образом, призванным князьям предоставлена верховная власть над призвавшим, поскольку понятие верховной власти было доступно и самим князьям того временя, и тому обществу, в среде которого этим князьям надлежало действовать"*(7).
Титул "великий князь" первоначально предназначался для отличия главы государства (киевского князя, которому подчинялись все русские князья) от других князей. Этот титул употреблялся в первых международных договорах Руси с Византией. Так, в "Повести временных лет" сказано, что договор 911 г. с греками заключили лица, посланные "от Олега, великого князя русского", что подчеркивало значение Олега во внешних сношениях.
Во внутренних же делах отличительные эпитеты "старейший" и "великий" к титулу "князь" стали прибавлять в удельный период развития русской государственности: в XII в. на месте Древнерусского государства образовались другие великие княжества (Владимирское, Галицкое, Черниговское, Рязанское) как независимые государства, правили ими великие князья. Титул "великий" тогда еще обозначал старейшего в роде, ведавшего Киевским княжеством, для других князей он был "в отца место". Киевский князь имел право созывать князей на съезды для решения общих дел и объединять их в походах против общего неприятеля, выступал третейским судьей и т.п. После завоевания Руси монголо-татарскими феодалами великий князь зависел от хана, как "первый слуга хана", его наместник он имел довольно широкие полномочия по отношению к удельным князьям и ханскому ярлыку, мог собирать дань с других князей для хана. С восстановлением государственной независимости русских княжеств, их объединением вокруг Московского княжества и формированием Московского централизованного государства титул "великий князь Московский" приобретал новое значение: под ним понимался самодержавный государь*(8).
Титул "государь", введенный в оборот великим князем Московским и всея Руси Иваном III (1462-1506), характеризовал усиление личной власти князя в Московском княжестве и отражал представления общества о том, что "русская земля есть господа великого князя московского, который правит ею как властный домовладыка своим домом". "Выражение княжить заменяется новым словом государить, а слово княжество преобразуется в государство"*(9), - отмечал А.В. Романович-Славатинский. В титулатуре стало использоваться слово "господарь" ("Иоанн Божьей милостью Господарь всея Руси"), которое трансформировалось в "государь" или "великий государь". Данный титул сочетался с титулом "великий князь". Так, великий князь Московский Василий III (1505-1533) писал: "Божиим благословением мы Великий Государь Василий, милостью Божьею Государь всея Руссии и Великий князь"*(10).
Титул "царь", происходящий от славянского слова "царь" (сокр. от "цесарь"), был известен еще в Киевской Руси, когда царем именовался император Византии. Неофициально термин "царь" применялся и к русским князьям для их прославления при жизни, для указания на значение умершего князя или для обеспечения культа князя-святого.
Введение титула "царь" в официальный оборот произошло при великом князе Московском и всея Руси Иване III. После падения Византии в 1453 г. сформировалась идея о Руси как наследнице и оплоте христианства, московские князья объявлялись при этом преемниками власти от Рима и Византии. Этому не соответствовал великокняжеский титул, который переводили как "принц" или "великий герцог". Титул же "царь", переводимый как "император", позволял главе формирующегося Московского государства занять принципиально иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Иван III апробировал титул "царь" в дипломатической переписке с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом. Он не сразу решил принять на себя царский титул, но подчеркивал: "Мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим". 16 января 1547 г. великий князь Московский Иван IV Грозный венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял новый титул - "Царь и великий князь всея Руси"*(11).
Титул "император" (от лат. Imperator - повелитель) отразил преобразования в организации государственной власти в России в период правления Петра I. В его царствование были утверждены и юридически оформлены основы самодержавия, а внешнеполитические успехи России показывали становление сильной державы. Именно поэтому особое внешне- и внутриполитическое значение имел титул российского монарха, юридически закреплявший имперскую форму устройства и принадлежность территорий к государству. После победы России в Северной войне 22 октября 1721 г. Сенат и Святейший синод обратились к Петру I с прошением принять титул "Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого", как происходило в Древнем Риме: "Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны". Петр I принял титул императора и указом от 11 ноября 1721 г. оформил его*(12).
Итак, эволюция титула главы Российского государства отразила изменения в организации верховной государственной власти, переход от единодержавия к самодержавию и неограниченной монархии. На его содержание и обозначение носителя верховной власти оказало влияние и становление имперского устройства государства в России.
Законодательное оформление титула главы Российского государства
Титул главы Российского государства первоначально не имел специального законодательного закрепления. Отражая эволюцию его содержательных элементов, наименование титула преимущественно фиксировалось в конкретных внутренних правовых актах и международно-правовых документах. В ходе образования Русского централизованного государства в условиях усиления политического влияния и укрепления положения Московского князя титул получил новое внешне- и внутриполитическое и социальное звучание. Особенно это проявилось, как уже отмечалось, с принятием в 1547 г. Иваном Грозным царского титула. При восшествии на престол в 1613 г. М.Ф. Романов имел титул "Великий государь царь и великий князь Михаил Федорович, всея Руси самодержец и пр.", к началу которого в том же году добавилась формулировка "Божьею милостью". Этот титул перешел и к царю Алексею Михайловичу*(13).
Законодательные изменения титула были связаны с расширением территории Российского государства со второй половины XVII в. Так, 28 июля 1654 г. после взятия литовских городов Полоцка и Мстиславля царь специальной грамотой внес в титул соответствующие изменения и предписал: "если по нашему указу будет о каких делах доведется посылати вам грамоты за рубеж в пограничные городы и на Москве в наших жалованных грамотах и в иных делах, где доведется, наше государское наименование и титло писати полное"*(14).
Первым специальным актом, в котором на законодательном уровне было определено полное официальное наименование главы государства, стал именной указ царя Алексея Михайловича "О титуле царском и о государственной печати" (1667 г.)*(15).
Дальнейшее развитие законоположения о государственной символике получили в именном указе Петра I от 11 ноября 1721 г. "О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах", где в связи с принятием им императорского титула были определены конкретные тексты титулов. Разные формулировки использовались в различных правовых актах и документах: 1) "в грамотах к иностранным государствам"; 2) "в грамотах внутрь государства"; 3) "в указах из Сената в коллегии и губернии и из коллегий в губернии"; 4) "в челобитных и в отписках"; 5) "в приговорах"; 6) "из коллегии в коллегию в памятях". По мере изменения территории Российской империи вносились коррективы и в титул. Принципиальное значение имело внесение в титул в связи с включением в состав Российской империи Великого княжества Финляндского (1808 г.) и Царства Польского (1815 г.) слов "Великий князь Финляндский" и "Царь Польский"*(16). Позднее Николай I указом 1825 г. утвердил формы, а в 1828 г. внес коррективы в полный титул российского императора*(17).
Новый этап законодательного закрепления титула главы Российского государства был связан с систематизацией законодательства и созданием Свода законов Российской империи, который должны были открыть Основные государственные законы (основополагающие узаконения). М.М. Сперанский - автор концепции создания Основных законов - государственную символику полагал внешним атрибутом верховной государственной власти и представления главы Российского государства во внутри- и внешнеполитических отношениях. К этим атрибутам Сперанский относил и титул императора, который "обыкновенно объявляется всенародно... в особенных... издаваемых формах". Он установил требования к его содержанию: "Титул состоит из двух частей; в первой словами император и самодержец всероссийский изображается существо и пространство верховной власти; во второй подробным поименованием городов и областей означаются те страны, на кои власть сия простирается"*(18).
Положения о титуле главы Российского государства были помещены в первый раздел Основных государственных законов - "О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти", - в котором выделили шестой подраздел - "О титуле императорского величества и о государственном гербе". Закреплены два вида титула (ст. 37-38): полный (для развернутого обозначения главы государства и властно-территориальных характеристик его власти во внешних сношениях) и сокращенный (для внутригосударственного применения)*(19). При переиздании Основных государственных законов 1842, 1857, 1886 и 1892 гг. изменения в титулатуры не вносились. В новой редакции Основных государственных законов 1906 г. и переиздании Свода законов сохранена формулировка титула и определено содержание полного, сокращенного и краткого титулов*(20).
Полный титул Российского императора состоял из следующих элементов. Во-первых, обозначалась принадлежность власти конкретному главе государства: "Мы, NN". Это лицо называлось в манифестах о восшествии на престол и коронации. Во-вторых, подчеркивалась сакральная (божественная) природа верховной государственной власти: "Божьею поспешествующею милостью". В-третьих, назывался высший монархический титул главы государства - "император". В-четвертых, отмечалось сосредоточение в руках главы государства всей полноты власти на всей территории - "самодержец всероссийский". В-пятых, описывались территориальные пределы власти императора: "Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовския земли, Черниговский; Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая".
Сокращенный и краткий титулы сохраняли основные элементы полного титула государя. Сокращенный: "Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая". Краткий: "Божиею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая". Эти титулы использовались в документах, "внутрь государства исходящих".
Итак, титул главы Российского государства выступал предметом правового регулирования. Законодательные акты закрепляли его содержание и порядок использования. Положения о нем стали одним из главных элементов Основных государственных законов Российской империи 1832-1906 гг., определявших основы организации государственной власти в России.
* * *
Описывая в рамках данной статьи титул главы Российского государства, заметим, что на титулатуру носителя верховной государственной власти влияли развитие российской государственности и государства, основные политико-правовые характеристики организации государственной власти в России. Его историческое значение подчеркнул еще в 1847 г. А.Б. Лакиер: "В истории наименования наших государей отражается вкратце история России. По различным формам, в которых выражалось у нас право верховной власти, можно безошибочно судить о значении государя внутри его владений, об отношении его к подданным, о внешнем объеме его государства и наконец о том, как другие, особенно соседние государства, смотрели на его власть"*(21).
Н.М. Ширинкина,
преподаватель Пермского филиала
Московского института государственного управления и права,
аспирант Гуманитарного университета (Пермь)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894. Т. 1. С. 138-139.
*(2) Андреевский И.Е. Русское государственное право. СПб., 1866. Т. 1. С. 150.
*(3) Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1. С. 153, 155.
*(4) Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1908. Т. 1. С. 247.
*(5) Слово "князь" происходит от праславянского слова "" и восходит к древнегерманскому "kuning", обозначавшему старейшину рода. Как предполагают историки, оно могло быть связано и с древнерусскими словами "конь" - "край", "конъ" - "начало" (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1881. Т. 2. С. 126-127).
*(6) Лаврентиевская летопись. Древний текст летописи Нестора // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1. С. 8.
*(7) Мрочек-Дроздовский П.Н. История русского государственного права до конца XVII столетия. М., 1892. С. 5-6.
*(8) Там же. С. 30-32.
*(9) Романович-Славатинский А.В. Система русского государственного права в ее историко-догматическом развитии. Киев, 1886. Ч. 1. С. 139.
*(10) Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел (далее - СГР). М., 1813. Ч. 1. С. 344, 411.
*(11) Горский А.А. О титуле "царь" в средневековой Руси (до середины XVI в.) // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 205-211.
*(12) Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и именования: великого и отца отечества. 22 октября 1721 г. // ПСЗРИ-1. Т. 6. N 3840; Именной указ Сенату "О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах". 11 ноября 1721 г. // Там же. N 3850.
(13) СГР. М., 1822. Ч. 3. С. 66, 88, 470.
*(14) Грамота князю Михаилу Пронскому и другим, правящим в Москве боярам "О внесении в царский титул наименований Полотского и Мстиславского". 26 июля 1654 г. // ПСЗРИ-1. Т. 1. N 134.
*(15) Именной указ 1667 г. // Там же. N 421.
*(16) Высочайше утвержденный императорский титул. 25 декабря 1808 г. // Там же. Т. 30. N 23421; Именной указ Сенату "О форме титула его императорского величества". 6 июня 1815 г. // Там же. Т. 33. N 25875.
*(17) "Высочайше утвержденные формы титулов его императорского величества в грамотах, указах, приговорах, паспортах, докладах и прошениях". 23 декабря 1825 г. // ПСЗРИ-2. Т. 1. N 13. Ст. I, II; "Высочайше утвержденный титул его императорского величества". 25 марта 1828 г. // Там же. Т. 2. N 1897.
*(18) Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845. С. 79-80.
*(19) Основные государственные законы // Свод законов Российской империи. СПб., 1832. Т. 1. Ч. 1.
*(20) Свод Основных государственных законов. СПб., 1906. Ст. 59-60.
*(21) Лакиер А.Б. История титула государей России. СПб., 1847. С. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Титул главы государства в политико-правовом развитии России (IX - начало XX в.)
Автор
Н.М. Ширинкина - преподаватель Пермского филиала Московского института государственного управления и права, аспирант Гуманитарного университета (Пермь)
"Российский юридический журнал", 2012, N 5