Выделение понятий теории преступности как способ изучения криминологии
Описывается методика преподавания криминологии, обеспечивающая осмысление обучаемым понятийного ряда теории преступности.
Новый образовательный стандарт переместил акцент в целях обучения со знаний на умения и навыки. Очевидно, что для формирования умений и навыков нужны знания, причем освоенные на уровне применения.
Проблема различения механически усвоенного (зазубрил, списал) и осмысленного (понимает) знания всегда возникала у преподавателя при реализации различных форм проверки знаний студентов.
Представляется, что эта проблема должна ставиться не применительно к моменту контроля усвоенного, а как задача организации всего процесса обучения. Другими словами, как сделать так, чтобы в центре обучения было понимание, а не запоминание?
При организации преподавания криминологии используется методика, которая позволяет приблизиться к решению обозначенной задачи. При создании данной методики сначала был выделен материал, который обучаемый должен понять, причем минимизируя объем такого материала.
Основу криминологии составляют теории (в ряде учебников - одна теория) преступности, которые излагаются в научных трудах более или менее подробно. В качестве иллюстративного материала в криминологии достаточно часто используются статистические данные. В результате студенты задают вопрос: "Какое количество цифр надо запомнить?" Однако базу любой теории составляют не детали и тем более не иллюстративный материал, а понятийный ряд. Именно понятия и были выделены в качестве материала, подлежащего усвоению через понимание.
В разных криминологических теориях преступности предложено неодинаковое количество понятий, но вполне возможно выделение наиболее часто используемых. Таких всего шесть: преступность, преступление, преступник, жертва, причины (факторы) преступности (преступления), предупреждение (отношение к) преступности (преступлению). Итак, при изучении криминологии студент должен усвоить шесть базовых понятий, образующих теории преступности. Следовательно, центральным элементом обучения становится самостоятельная работа обучаемого с понятиями, т.е. их осмысление. Форма контроля за этой самостоятельной работой традиционна - письменная работа, где излагаются результаты работы с понятиями.
В принципе работа может быть и аудиторной, но опыт использования методики свидетельствует, что не все обучаемые могут работать с материалом в режиме понимания в условиях группы и аудитории, да еще в строго отведенное расписанием время. Поэтому предпочтительнее внеаудиторная работа. Хотя есть отдельные студенты, которые могут поставленную задачу решать в процессе проведения практического занятия, используя потенциал преподавателя и группы для снятия возникающих при работе с материалом вопросов.
В письменной работе студент должен изложить свое понимание шести базовых криминологических понятий. Поскольку понятия в литературе и лекциях фиксируются в виде определений, возникает проблема блокирования зазубривания дефиниций вместо работы с понятиями, т.е. понимания (осмысления) криминологических теорий.
Студентам предлагается в письменной работе выполнить следующие задания.
1. Выбрать понятия, которые входят в описываемую теорию. Это означает, что применительно к каждому понятию студент должен решить, есть оно или его нет. Ответ неочевиден, так как разные теории и даже разные версии одной теории могут иметь различный набор понятий. В криминологических текстах использованные понятия не всегда выделены четко, их поиск требует анализа текста, иногда достаточно сложного. Чтобы было невозможно механически выбрать перечень понятий, названных в каком-либо источнике, отсутствие понятия должно быть объяснено. При этом ссылка на авторитеты, т.е. на то, что в учебнике или монографии этого понятия нет, запрещена, а в криминологических текстах отсутствие понятий комментировать не принято (за очень редким исключением).
2. Дать определения выбранным понятиям. Набор характеристик, признаков и т.п., которые включаются в работу, оставляется на усмотрение студента. За основу может быть взята любая дефиниция (из учебника, лекции, иного текста). В ряде текстов определения сформулированы четко и развернуто, в некоторых их выделение само по себе требует анализа текста. Разрешено редактировать определения, взятые из литературы или лекции, добавляя, исключая, преобразовывая текст любым образом. Здесь также запрещено ссылаться на авторитеты, аргументы "так написано", "так сказано в лекции" не принимаются. Итоговый текст должен быть логически непротиворечивым и понятным автору, поэтому рекомендуется изменить все, что непонятно.
3. Представить описанные понятия в виде схемы, где отражаются их связи и соотношения. Схема не должна противоречить тексту. Опыт использования методики при отсутствии и при наличии схемы свидетельствует, что для создания схемы требуется дополнительное осмысление материала. При невозможности объяснить связи выявляются "лишние" понятия. При наличии в тексте логических противоречий и "нестыковок", неочевидных для автора, они "снимаются" в схеме. Необходимость создания схемы может приводить к переработке текста, в котором были уже сформулированы понятия. Следует иметь в виду, что описания теорий и их понятийного ряда в криминологических текстах присутствуют, а вот схематического изображения теорий нет вообще.
Выстраивание понятий в цельную конструкцию позволяет осмыслить их как теорию, а не как разрозненный набор, таким образом, в процессе изучения криминологии появляется понимание теории преступности, минимум одной, иногда нескольких (если использованы понятия из разных текстов или теорий, если при выборе осмысливалось несколько вариантов каждого понятия).
4. Классифицировать получившуюся теорию. Если теория не соответствует известным автору, можно указать, на какую (какие) она больше похожа. Разрешено выполнение работы начинать с выбора теории, а затем уже определять круг образующих ее понятий.
Предложенное задание для письменной работы создает условия для работы с материалом (учебники, лекции, статьи, монографии) в режиме понимания. С одной стороны, это задается отсутствием готового правильного ответа, его надо найти, о чем сообщается при постановке задачи; с другой - именно понимание формулируется как критерий отбора материала.
При формулировании задания для контрольной работы учитывались особенности материала, с которым будут работать студенты при выполнении задания. Современный период в криминологии получил название плюралистического в силу наличия нескольких точек зрения практически по любому вопросу, в том числе по поставленным в контрольной работе. При этом из-за того, что большинство учебников готовятся авторскими коллективами, разные разделы могут быть написаны исходя из различных точек зрения. Даже в учебнике одного автора часть разделов (по темам, которыми автор специально не занимается) могут содержать общепринятые формулировки, не соответствующие авторским определениям из других разделов и по другим вопросам. Таким образом, даже выделение всех ответов из одного учебника не гарантирует полную согласованность текста, т.е. требуется проверка этой согласованности студентом.
Исходя из целей описанной методики при чтении лекций ставится задача - дать как можно больше разных точек зрения на обсуждаемые вопросы. Приводятся различные определения шести базовых понятий. Наиболее удобным построением материала будет не приведение готовых определений, а описание всего набора признаков, из которых они состоят.
Безусловно, именно выполнение письменного задания выступает основным элементом предлагаемой методики преподавания криминологии. При выполнении задания на отбор материала по критериям понятности и логичности материал читается и обдумывается, в итоге без специальных усилий со стороны обучаемого в сознании остается то, что понял, т.е. основы криминологии.
В результате выполнения описанного задания у студента формируются представления о базовых понятиях криминологии без их заучивания, что хорошо отражают удивленные реплики студентов: "Я же не учил, а знаю и отвечаю". В данном контексте очевидно, что под словом "учил" студенты имеют в виду целенаправленные попытки что-либо запомнить, зубрежку, тренирующую исключительно память.
Выполненное задание оценивается с точки зрения наличия в тексте противоречий. В частности, схематическое изображение может не совпадать с текстом, т.е. с определением понятий. Поскольку преступность складывается из преступлений, их свойства всегда связаны между собой, поэтому не любые сочетания свойств преступления и преступности допустимы. Реже всего противоречия встречаются в пределах одного понятия, хотя некоторые признаки одновременно у преступности, например, быть не могут. Очевидно, что исторической, экономической или иной изменчивость преступности может быть только в том случае, если считать преступность явлением изменчивым. Если же преступность неизменна (а есть и такая точка зрения), то природу изменчивости описывать не нужно.
Если задание выполнено неполно (часть понятий не сформулированы и не обосновано их отсутствие, не сделана схема), работа возвращается с указанием невыполненной части задания. Если при проверке выявлены противоречия, оценивается их количество и время, требуемое на поиск вариантов объяснения противоречий, а также необходимость дополнительного обращения к учебным материалам (учебнику, лекции, иным текстам). Если для устранения противоречий нужно обратиться к материалу или затратить значительное время, то работа возвращается с вопросами, на которые необходимо ответить устно или письменно. Вопросы прямо или косвенно отражают выявленные при проверке противоречия.
Если существенных противоречий нет, по работе проводится собеседование. При проверке формулируются вопросы, которые обсуждаются с обучаемыми без дополнительной подготовки. После ответа на вопросы могут быть заданы иные вопросы, вытекающие из полученных ответов.
Собеседование имеет три цели. Во-первых, обсуждаются несущественные противоречия для уточнения позиции и аргументации автора работы. Во-вторых, объясняются те фрагменты работы, которые отражают проблемы в понимании материала, не поддающиеся решению без помощи преподавателя. Чаще всего это некорректные ответы на вопросы, поставленные при проверке работы. Следует отметить, что для решения этой задачи в принципе подходит такая форма работы, как консультации. Они в данной методике тоже присутствуют, правда, вопросов студенты задают по собственной инициативе мало. Представляется, что у многих есть установка: по возможности вопросов не задавать. Хотя применительно к проблемам понимания вполне возможно, что наличие проблемы либо не осознается, либо не приводит к формулированию конкретного вопроса. В-третьих, проверяется понимание работы, что реализуется путем постановки вопросов о том, как студент понимает то или иное слово либо словосочетание из текста, символ из схемы. Это позволяет блокировать механическое воспроизведение информации из использованных источников. Именно эта цель делает обязательным индивидуальное собеседование и обсуждение ряда вопросов без предварительной подготовки.
Для углубления понимания могут быть заданы уточняющие вопросы, ответ на которые должен быть дан в логике выполненного задания. Например, могут быть поставлены задачи по применению созданной схемы к материалу Особенной части УК РФ, т.е. к конкретным категориям преступлений или преступников. Возможно обсуждение вопросов применимости представленной схемы на практике. Такого типа обсуждение не считается обязательным и ориентировано на собеседование по интересным, хорошо выполненным работам.
Наиболее информативная часть работы - схема. Она представляет результаты работы с материалом в более кратком виде, чем текст. На схеме отражены не столько сами понятия, сколько их связи и соотношения.
/------------\
/------------------------------ /---|Преступление|--\
| | \------------/ |
/--------------\ /----------\ |
|Предупреждение|--------------------- |Преступник| |
\--------------/ \----------/
| | /--------------------\
\------------------------------ \--|Причины преступления|
\--------------------/
Текст работы выступает, по сути, комментарием к схеме, хотя иногда авторы дают дополнительный комментарий. Схема не поддается копированию с авторитетных источников, не имеет "правильных" вариантов, что делает эту часть работы более самостоятельно выполненной и осмысленной. При попытке использования чужого текста чаще заимствуется текст, чем схема.
Схема, которую разрешено выполнять в любой форме, включая варианты, приближенные к рисунку, позволяет использовать традиционно не задействованное в процессе обучения образно-художественное мышление.
Понятия в схемах и рисунках отражаются точнее, чем в определениях, имеющих достаточно жесткие правила построения. Формулирование определений связано с уровнем владения языком, в том числе профессиональной лексикой.
Обсуждаемая методика направлена на формирование у студента навыков работы с материалом в режиме понимания, что позволяет ему при необходимости заново решить такую же или аналогичную задачу, причем не только в рамках криминологии.
Опыт использования методики свидетельствует о том, что предлагаемое задание воспринимается студентами как нестандартное, судя по числу задаваемых вопросов и времени, необходимому на объяснение требований. Поэтому объем задания осознанно минимизируется как по количеству материала (всего шесть понятий), так и по объему работы (страница текста, одна схема). Применение методики свидетельствует о том, что маленькие по объему задания выполняются качественнее объемных, хотя вызывают подозрения. Студенты обычно несколько раз спрашивают, правда ли, что больше ничего не требуется. Это свидетельствует о типичности объемных заданий.
Небольшой объем задания позволяет студентам время, отведенное на изучение криминологии, потратить на оценку, анализ материала, формулирование собственных мыслей, т.е. на формирование более сложных навыков. Поскольку изучение любого предмета регламентировано по времени (для криминологии это две зачетные единицы), при моделировании задания надо понимать, что сложное для выполнения задание должно быть меньше по объему, чем простое.
Таким образом, изменение целей обучения при переходе на новый образовательный стандарт требует решения заново задач отбора материала, подлежащего усвоению, формулирования заданий, создающих условия для работы с материалом в режиме понимания, учета сложности предлагаемых заданий при определении их объема.
О.Н. Родионова,
кандидат юридических наук, доцент УрГЮА
(Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выделение понятий теории преступности как способ изучения криминологии
Автор
О.Н. Родионова - кандидат юридических наук, доцент УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2012, N 5