Государственная гражданская служба в системе общественной организации труда
Рассмотрены место государственной гражданской службы в системе общественной организации труда, внутриотраслевая дифференциация норм трудового права, государственно-служебная организация труда, понятие государственной гражданской службы, основы статуса государственных служащих.
Государственную гражданскую службу не принято исследовать в качестве явления, принадлежащего к системе общественной организации труда. В экономике труда и науке трудового права общественная организация труда рассматривается как социально-экономическая категория, составная часть хозяйственного механизма, охватывающая сферы общественного производства и распределения, функционирующая по законам экономического развития и вместе с тем подвергающаяся внешнему, государственному регулированию*(1). В политологии, социологии, науке административного права государственная служба анализируется как институт государственного управления, под воздействием которого находятся разнообразные сферы общественной жизнедеятельности, включая сферы экономики, общественной организации труда. И в том, и в другом случае государственная служба оказывается как бы за пределами общественной организации труда, выступая по отношению к ней только в качестве внешнего, организующего, управляющего начала.
При исследовании же социально-трудовых аспектов государственной службы правомерно исходить из иного их соотношения: рассматривать государственную службу в виде профессиональной трудовой деятельности, осуществляемой в составе общественной организации труда.
В широком смысле под общественной организацией труда понимается обусловленная экономическими, политическими, социальными факторами и регулируемая правом система использования труда в обществе. Как социальная категория общественная организация труда включает систему разноуровневых социальных связей между людьми в процессе общего труда, возникающих при взаимодействии между теми или иными сферами приложения труда, отдельными отраслями и видами трудовой деятельности, между различными социально-трудовыми группами и индивидуальными субъектами применения труда. Эти отношения весьма широки по спектру, но объединяет их связь с трудом: они складываются по поводу его условий, организации, управления трудовой деятельностью, присвоения и перераспределения результатов труда.
Таким образом, поскольку общественная организация труда охватывает все сферы общественной жизнедеятельности (не только производственно-хозяйственную, социально-культурную и т.п., но и политико-управленческую), то и государственная служба, рассматриваемая как производительный, общественно полезный труд в сфере государственного управления, признается составной частью общей системы общественной организации труда.
Общественная организация труда - конкретно-историческая категория, ее структура, состав, характер и содержание как внутренних, так и внешних социальных связей между компонентами определяются существующими экономическими, социальными, политическими условиями.
В социально-экономической модели социализма, опиравшейся на монопольное господство государственной собственности, общественная организация труда представляла собой единую, монолитную систему. Всеобщим для отношений общественной организации труда, возникающих между работниками и хозяйственным органом государства (госпредприятием), было обобществление труда в общегосударственном масштабе, централизованное государственно-нормативное управление трудом и распределение материальных и финансовых ресурсов. В экономической теории социализма и науке советского трудового права различные виды труда и особенности его организации рассматривались лишь как проявления профессионального, отраслевого, территориального и иного разделения труда в единой всеобщей системе его кооперации*(2).
В советский период в системе общественной организации труда традиционно выделялись государственная и колхозно-кооперативная, производственная и непроизводственная (в том числе бюджетная) сферы, индивидуальный, коллективный (бригадный), отраслевой, территориальный, общегосударственный уровни организации труда. Исходя из данной классификации в системе социалистической организации труда служба в государственных органах и учреждениях являлась не более чем обычным трудом работников государственного непроизводственного сектора.
Вместе с тем в условиях тотального огосударствления всех сфер общественной жизнедеятельности система государственного управления занимала господствующее положение, не имела четко очерченных границ, охватывая не только государственный аппарат, но и хозяйственно-экономический механизм, а также все основные сферы приложения труда. Институтов гражданского общества, свободных от прямого государственного управления, не существовало. Системы правового регулирования экономики, труда и социальной защиты были преимущественно государственными.
Механизм тотального государственного регулирования труда, охватывавший управление движением трудовых ресурсов, организацию трудовой деятельности непосредственно на предприятиях, централизованную регламентацию практически всех существенных условий труда, функционировал в советский период не только в системе государственных органов, но и во всем обществе. Служащими государства тогда фактически были все работники государственных и общественных учреждений и предприятий, поскольку все общество представляло собой "один всенародный государственный синдикат"*(3), управляемый административно-командной системой. Недаром в советской юридической литературе государственным управлением признавались и производственно-хозяйственное управление, и деятельность администрации по управлению трудом и социальной защитой работников на предприятии*(4).
Именно поэтому и не возникало потребности в создании в системе общественной организации труда особой сферы государственной службы и ее обособленном правовом регулировании. Советское право вообще не знало законодательства о государственной службе: военная и военизированная служба (представленная службой в органах МВД) регулировалась административно-правовыми актами, работа в государственных органах - общим трудовым законодательством. В целом же регулирование деятельности служащих, как и всех работников, осуществлялось в рамках всеобщей системы государственного управления, составными частями которой фактически были и системы общественной организации труда и социальной защиты населения.
Возрождение российской государственной службы было обусловлено изменениями, происшедшими в социально-экономическом, общественно-политическом и государственном устройстве страны. Эти реформы коренным образом изменили характер, способы и формы взаимодействия государственной власти, государственных органов и служащих государства с формирующимися институтами гражданского общества, что неизбежно повлекло кардинальные изменения в сферах экономики и общественной организации труда.
Общественная организация труда воспринимает те тенденции, которые присущи организации экономики, регулированию хозяйственно-экономического механизма. В условиях рыночной экономики, освобождения хозяйственно-экономической сферы от прямого государственного управления отношения между субъектами хозяйственно-экономической деятельности строятся на основе экономической и юридической самостоятельности, саморегулирования. В системе общественной организации труда происходит расширение сферы индивидуально-договорного и локального регулирования, развивается социальное партнерство. Общеправовой режим регулирования труда в целом характеризуется как дозволительный. Главной заботой государства становится не прямое управление производством и трудом, а создание и поддержание условий, обеспечение равновесия в социально-трудовых отношениях*(5).
Ориентация на экономику, освобождение от прямого влияния системы государственного управления - самая общая тенденция развития российской системы общественной организации труда и ее правового регулирования. Вместе с тем внутри этой системы остается сегмент, сохраняющий непосредственную связь с государственным управлением. Организация труда на государственной службе сохраняет черты, присущие государственно-регулируемой системе общественной организации труда, в том числе ее правовому регулированию. Управление государственной службой производится административными методами, посредством преимущественно прямых централизованных властных предписаний. Труд на государственной службе остается государственно-нормируемым, сферы индивидуально-договорного регулирования, локального нормотворчества, отношений социального партнерства предельно сужены. Общеправовой режим регулирования труда государственных служащих остается преимущественно разрешительным.
Видимо, в современных условиях система общественной организации труда перестает быть монолитной, происходит ее стратификация с выделением различных сегментов. В экономике труда такая сегментация проводится в зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм предприятий (выделяются сегменты общественной организации труда в бюджетных, частных, акционерных, кооперативных, индивидуальных организациях), от способов управления трудом (организация труда, основанная на полном или частичном самоуправлении, на сочетании централизованного и договорного управления) и т.п.*(6)
В правовом регулировании труда это проявляется в расширении внутриотраслевой дифференциации норм трудового права (в частности, устанавливаются особенности правового регулирования труда работающих акционеров, сособственников, членов производственных кооперативов, лиц, работающих у работодателей - физических лиц, в религиозных организациях, и т.д.).
В свете сказанного можно выдвинуть предположение о формировании в российской системе общественной организации труда и сегмента, который можно назвать государственно-служебной организацией труда.
Как составная часть единой системы общественной организации труда государственно-служебная организация труда представляет собой систему социально-трудовых отношений, складывающихся по поводу организации профессиональной служебной деятельности, управления трудом и использования труда государственных служащих, установления и применения условий их труда и социальной защиты.
Можно выделить ряд признаков, позволяющих определять государственно-служебную организацию труда в качестве относительно обособившегося сегмента российской общественной организации труда:
1) специализация трудовой деятельности на обеспечении исполнения задач и функций государства, полномочий государственных органов;
2) принадлежность к системе организации государственной (публичной) власти, осуществление трудовой деятельности в составе аппарата (в штате) государственного органа;
3) государственно-нормативное регулирование организации и условий труда;
4) применение специфических способов организации, разделения и кооперации труда, подготовки, подбора, распределения, перераспределения кадров, особых форм использования труда;
5) наличие специального законодательства, выделяющего государственную службу в особую категорию профессиональной деятельности, устанавливающего особенности правового статуса служащих, использования их труда и социальной защиты.
В составе общественной организации труда выделяются общности, называемые корпорациями труда или социально-трудовыми организациями: организационно, профессионально и социально обособленные, внутренне структурированные совокупности работников, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов данного объединения цели и создания определенного продукта*(7).
Членство в этих общностях основывается не только на личном труде, но и на причастности к делам корпорации: участии в распределении прибыли, в управлении общей собственностью и т.п.*(8)
Рассматриваемая в этом аспекте государственная гражданская служба как социально-трудовая организация приобретает черты социально, профессионально, организационно и юридически обособленного социально-трудового слоя служащих - своеобразной корпорации труда, состоящей из граждан, реализовавших конституционное право равного доступа к государственной службе и участвующих в управлении делами государства посредством осуществления трудовой деятельности в системе государственных органов для реализации их задач и функций.
Несмотря на свою относительную обособленность, государственно-служебная организация труда остается неотъемлемым компонентом общей системы общественной организации труда. Именно такой характер их взаимосвязи прослеживается при анализе структур общественной организации труда и организации государственной службы.
Общественная организация труда как система отношений по участию в труде охватывает все стадии (фазы) воспроизводства рабочей силы: ее потребление (использование), распределение и производство (воспроизводство). В составе данной системы общественных отношений выделяются блоки (группы) отношений по организации и использованию труда, по распределению (перераспределению) трудовых ресурсов и по их производству (воспроизводству)*(9).
В целом аналогичная структура социально-трудовых отношений складывается и в государственно-служебной организации труда. Здесь также можно выделить стадии (фазы или сферы) "производства", распределения, перераспределения кадров, организации и непосредственно использования труда государственных служащих, их социальной защиты.
Структура общественной организации труда состоит из следующих элементов:
подготовки, переподготовки, повышения квалификации, профессиональной ориентации и профессионального отбора кадров, способов привлечения их к труду;
организации рабочих мест, нормирования труда, его учета, анализа и планирования;
регулирования оплаты и материального стимулирования труда;
охраны труда, системы социального страхования и пенсионного обеспечения работников;
решения проблем занятости, социальной поддержки безработных*(10).
Во всех перечисленных элементах государственно-служебная организация труда непосредственно связана с общей системой общественной организации труда. Так, по линии подготовки и движения кадров государственная служба напрямую зависит от существующей системы общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров. Новые кадры государственная служба "черпает" из внешней среды, вместе с тем рынок труда и общие системы занятости и социального обеспечения пополняются бывшими государственными служащими. Достаточно заметить, что в условиях финансово-экономического кризиса актуализировалась проблема оптимизации численности и удешевления государственного аппарата, что сразу же вызвало и обсуждение на совещании у Президента РФ необходимости корректировки правового регулирования трудоустройства высвобождаемых служащих*(11).
На государственной службе применяются способы и формы организации труда, расстановки, перестановки кадров, их привлечения к труду, оценки результативности служебной трудовой деятельности, обеспечения служебной дисциплины, поощрения и наказания работников (испытание, конкурс, аттестация, трудовой договор (служебный контракт), переводы, перемещения, командирование, поощрения, дисциплинарные взыскания и т.д.), идентичные или принципиально схожие с теми, что используются в "обычных" сферах общественной организации труда. При этом, как отмечает Л.А. Чиканова, в какой-то период своего развития трудовое право использовало специфику государственно-служебного регулирования труда для формирования правовых моделей, рассчитанных на всех работников. Сами понятия "испытание", "аттестация", "несоответствие занимаемой должности", "дисциплина", "увольнение", "оклад" изначально возникли именно в служебном праве*(12). Обратный процесс наблюдается сегодня: трудоправовые понятия и конструкции переносятся (с более или менее существенными и удачными модификациями) на "почву" гражданско-служебного труда.
Основные экономические функции заработной платы (быть стимулятором результативности труда; отражать соответствие сложности, напряженности и социальной значимости профессиональной деятельности; выступать условием обеспечения как простого, так и расширенного воспроизводства рабочей силы*(13)) применимы и к системе денежного вознаграждения государственных служащих. Размеры и условия денежного содержания (вознаграждения) и других социальных гарантий служащих должны устанавливаться и корректироваться с учетом сложившейся в стране системы социально-распределительных отношений, ориентироваться на существующие размеры и формы оплаты труда и социальной защиты работников.
Системы профессионального отбора и подготовки кадров, организации и оплаты труда на государственной службе не могут быть оторваны от существующих условий спроса и предложения рабочей силы. Материальная, технологическая, информационная, организационная "вооруженность" труда служащих должна соответствовать достигнутой в целом степени ресурсной оснащенности труда в обществе.
В системе социально-трудовых отношений, составляющих общественную организацию труда, можно выделить сферы рынка труда и непосредственного использования труда. Если рынок труда охватывает область содействия занятости (т.е. фазы обмена, распределения, перераспределения трудовых ресурсов), то сфера использования труда - процесс его непосредственного применения (включая как саму трудовую деятельность, так и ее организацию). Рынок труда и сфера его использования непосредственно связаны с системой хозяйственно-экономических отношений.
Кроме того, общественная организация труда тесно сопряжена с системами образования и социальной защиты населения (фазы производства и воспроизводства трудовых ресурсов), поскольку речь идет о профессиональной подготовке, переподготовке, социальной защите потенциальных, действительных или прошлых субъектов труда. Взятая в целом, система общественной организации труда является объектом регулирования комплекса отраслей права. Основополагающее значение в системе правового регулирования труда принадлежит нормам конституционного права, так как ими определяются основы правового статуса субъектов труда, социально-трудовые права человека и гражданина, принципы взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Весьма мощное воздействие на функционирование общественной организации труда оказывает гражданское право, закрепляющее основы рыночной экономики, регулирующее порядок создания, организационно-правовые формы и взаимоотношения юридических лиц - участников экономической деятельности. Целый блок отраслей права (гражданское, налоговое, финансовое право, право социального обеспечения) регулируют отношения, возникающие по поводу присвоения, распределения и перераспределения имущественных благ, созданных в результате прошлого труда. Уголовное, административное право устанавливают ответственность за неправомерные действия, совершаемые как в процессе труда, так и при присвоении его результатов. Рынок труда, движение трудовых ресурсов, подготовку кадров для трудовой деятельности регулируют законодательство о занятости, иммиграционное законодательство, законодательство об образовании и т.п.
Различные аспекты государственной службы как сегмента общественной организации труда также регулируются комплексом нормативных правовых актов различной предметно-отраслевой принадлежности. Основы статуса государственных служащих, как и других субъектов государственно-управленческой и трудовой деятельности, устанавливаются Конституцией РФ. Государственные служащие наряду с другими категориями лиц, чья профессиональная деятельность имеет особый характер, признаются специальными субъектами уголовной и административной ответственности. Выделение и распределение бюджетных средств на денежное содержание, пенсионное обеспечение и предоставление иных социальных гарантий государственным служащим регулируются финансовым и бюджетным законодательством. Законодательством о социальном обеспечении регламентируются условия и порядок обеспечения государственных служащих пенсиями и другими видами социального обеспечения*(14). Отдельные нормы, касающиеся государственной службы, содержит гражданское законодательство. Так, в ст. 575 ГК РФ обозначены ограничения в стоимости подарка, который может быть получен государственным служащим.
Комплексный, межотраслевой характер имеет и законодательство о предотвращении и противодействии коррупции в системе государственной службы, включающее как меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной (материальной) ответственности служащих, так и различные процедуры отбора, проверки, приема, расстановки, перемещения (ротации) кадров служащих, их стимулирования и контроля за их поведением*(15).
В свете сказанного очевидно, что реформирование государственной службы и совершенствование ее правового регулирования не может ограничиваться рамками административной реформы, а затрагивает все обозначенные сферы правового регулирования. Поэтому, в частности, отдельные меры, тем более проводимые в виде кампаний (по реорганизации структуры, функций государственных органов, укреплению дисциплины, борьбе с коррупцией, сокращению численности и повышению оплаты труда служащих, внедрению системы административных регламентов и т.п.), способны дать лишь ограниченный, односторонний результат.
Эффективность реформы государственной службы непосредственно определяется общим политическим положением в стране, социально-экономическими условиями, зависит от состояния национальной экономики, рынка труда, систем образования и социальной защиты населения. Система государственной службы должна быть приведена в соответствие с новыми экономическими условиями и сложившимися социально-трудовыми отношениями.
Реформу государственной службы необходимо согласовать с теми преобразованиями, которые происходят в системах общественной организации труда, профессиональной подготовки кадров и социальной защиты населения. Обновление законодательства о государственной службе должно быть тесно увязано с изменениями в законодательстве о труде и социальном обеспечении. Теория государственной службы должна широко использовать достижения наук трудового права, права социального обеспечения.
А.В. Гусев,
доктор юридических наук, профессор УрГЮА
(Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Курс российского трудового права. СПб., 1996. Т. 1: Часть общая / под ред. Е.Б. Хохлова. С. 111.
*(2) Румянцев А.М. О категориях и законах политической экономии коммунистической формации. М., 1966. С. 109-110; Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. С. 52, 55, 62-65.
*(3) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 101.
*(4) Маврин С.П. Правовые средства управления трудом на предприятии. СПб., 1990. С. 25.
*(5) Катульский Е.Д. Регулирование трудовых отношений в переходный период к рыночной экономике: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 1996. С. 9; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учеб. М., 2003. Т. 1: Коллективное трудовое право. С. 260-272.
*(6) Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда. М., 1999. С. 173; Экономика труда и социально-экономические отношения. М., 1996. С. 141.
*(7) Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда. М., 2000. С. 28, 30; Никитинский В.И., Коршунова Т.Ю. Правовое регулирование трудовых отношений работающих собственников // Государство и право. 1992. N 6. С. 49, 52-53.
*(8) Курс российского трудового права. Т. 1. С. 101.
*(9) Молодцов М.В. Система трудового права и система законодательства о труде. М., 1985. С. 38.
*(10) Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Указ. соч. С. 36.
*(11) Рос. юстиция. 2009. N 3.
*(12) Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на гражданской службе. М., 2005. С. 14-15.
*(13) Саликова Н.М. Оплата труда в Российской Федерации. Правовое исследование. Екатеринбург, 2003. С. 51.
*(14) Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2001. С. 32-35, 120.
*(15) О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6228.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная гражданская служба в системе общественной организации труда
Автор
А.В. Гусев - доктор юридических наук, профессор УрГЮА (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2012, N 5