Разъясните, надо ли присваивать инвентарные номера оружию, военной технике? Где размещать инвентарные номера? Какой должна быть структура инвентарного номера?
Бухгалтерский учет в учреждениях силовых министерств и ведомств осуществляется в соответствии с инструкциями N 157н *(1), 162н *(2).
В силу п. 46 Инструкции N 157н каждому объекту недвижимого и движимого имущества (за исключением объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда без учета их стоимости) присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.
Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.
В случае, если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).
При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.
Необходимо отметить, что, устанавливая необходимость наличия инвентарного номера на объектах основных средств, в том числе на единицах военной техники, Инструкция N 157н не приводит разъяснений, какова должна быть структура инвентарного номера, а также не дает рекомендаций по их размещению на самих объектах учета. Таким образом, учреждение самостоятельно устанавливает структуру инвентарного номера и указывает места его размещения на объектах основных средств в учетной политике учреждения. Заметим, что в целях единообразия структура инвентарного номера может быть разработана главным распорядителем учреждения.
В качестве справки можно рассмотреть структуру инвентарного номера, используемую в 2000-2004 годах, когда государственные (муниципальные) учреждения вели бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией N 107н. Действовавшая в то время инструкция регламентировала порядок построения инвентарного номера следующим образом: первые три знака обозначают субсчет объекта основных средств, четвертый знак - группу объекта учета основных средств, последние четыре знака - порядковый номер предмета в группе учета.
По тем субсчетам, по которым не были выделены группы, четвертый знак обозначается нулем. Например, инвентарный номер 01010001 обозначал: субсчет 010 "Здания", группа 1 - здания производственного назначения, порядковый номер объекта - 0001.
Если взять за основу аналогичное формирование структуры объекта учета основных средств, автомобилю "УРАЛ", имеющему порядковый номер в учетной группе транспортных средств 25, можно присвоить следующие структурные номера:
- 101 - счет учета объекта основных средств;
- 35 - аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции N 157н (10, 20, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета (в данном случае 5 - транспортное средство);
- 025 - порядковый номер объекта основных средств.
Из сложения цифр получается восьмизначный порядковый номер 10135025.
Также за основу, используемую при разработке структуры инвентарного номера, можно взять классификатор вооружения, военной техники и других материальных средств Минобороны.
С. Валова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2012 г.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"