План действий для предпринимателя, решившего свернуть свой бизнес
Если у вас "упрощенка" с объектом доходы. С прекращением предпринимательской деятельности может столкнуться любой бизнесмен. Поэтому данная статья будет полезной всем предпринимателям.
Часто граждане регистрируют ИП "про запас" - только размышляя о том, что они займутся предпринимательством. А потом что-то не складывается, планы меняются, и зарегистрированный предприниматель фактически так и не приступает к коммерческой деятельности. Согласитесь, в таком случае бизнес лучше свернуть, а регистрацию аннулировать. С похожей задачей сталкиваются и те предприниматели, которые бизнес вели, а потом от дел отошли. Ведь предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, которым владеет как физическое лицо (ст. 24 ГК РФ). Соответственно при отсутствии деятельности регистрацию также лучше аннулировать, чтобы лишний раз не подвергать свою собственность рискам. О том, какие действия для этого надо предпринять, читайте в данном материале.
Сразу оговоримся, в статье речь пойдет о том, как действовать предпринимателям, которые привлекали к бизнесу наемный персонал. А информацию о том, как "закрыться" тем, кто работал в одиночку, вы найдете на с. 81.
Шаг N 1. Рассчитайтесь с Пенсионным фондом
Индивидуальный предприниматель перестает существовать после того, как инспекция внесет соответствующие изменения в реестр индивидуальных предпринимателей. Чтобы это произошло, сначала вам нужно принять решение о прекращении деятельности и последующей ликвидации. Лучше оформить его в письменном виде. После того как решение принято, прекратите начислять зарплату наемным работникам и заниматься бизнесом самостоятельно. Теперь ваша задача - подготовить необходимые документы в контролирующие органы и погасить задолженность по налогам и взносам (если таковая имеется).
Первое учреждение, куда вам нужно пойти, - это Пенсионный фонд РФ. Туда вам нужно подать отчет по форме РСВ-1 за период с начала года по день представления данного расчета включительно. А затем в течение 15 календарных дней полностью погасить задолженность по страховым взносам. Такие требования установлены пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Полезные советы. Как долго предпринимателю хранить бухгалтерские и налоговые документы
На предпринимателей распространяются общеустановленные правила оформления и хранения первичных документов. И существует сразу три нормативных документа, которые регулируют данную сферу. Так, например, бумаги, которые необходимы для того, чтобы исчислить и уплатить налоги, нужно хранить не менее четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). В то же время статья 17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" говорит о том, что хранить первичные учетные документы и регистры бухучета нужно не менее пяти лет. Эта норма в полной мере относится и к индивидуальному предпринимателю даже в том случае, если он прекратит заниматься бизнесом (письмо Минфина России от 11.05.2012 N 03-02-08/45).
А есть еще третий документ - приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 "Об архивном деле", где установлены сроки для каждого документа. Например, регистры бухучета следует хранить пять лет, а личные дела работников - 75 лет (подробнее об этом см. в журнале "Упрощенка", 2012, N 6, с. 91).
Таким образом, после ликвидации вам желательно хранить "первичку" не менее пяти лет. И начинать отсчет этих лет нужно с года, следующего за годом закрытия (письмо Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/104).
Кроме того, в ПФР нужно представить и сведения персонифицированного учета по всем наемным работникам. Такая обязанность установлена пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ и пунктом 37 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Следует оговориться, налоговая инспекция может исключить вас из реестра, даже если вы не рассчитались с ПФР. Дело в том, что при ликвидации предпринимателей действует уведомительный порядок. И справку о том, что перед ПФР у вас нет задолженности, налоговики не попросят. Однако даже если инспекторы ИП ликвидируют, задолженность за вами перед ПФР останется.
Шаг N 2. Подайте документы в инспекцию
Действия, которые вам нужно предпринять дальше, это обратиться в налоговую службу и подать такие документы:
- заявление о снятии с налогового учета по форме N 26001. Если заявление вы подаете лично и одновременно предъявляете паспорт, нотариальное заверение вашей подписи в заявлении не потребуется. В остальных случаях оно необходимо (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 18.10.2010 N Д05-3722);
- квитанцию об оплате госпошлины в размере 160 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Эти документы вы можете подать лично или через представителя, отправить по почте ценным письмом с описью вложения либо воспользоваться услугами Интернета. Последний способ подойдет вам, только если у вас есть электронная цифровая печать. Если вы прежде сдавали отчетность через Интернет, значит, такая возможность у вас есть. Если нет, то получать ее только ради того, чтобы ликвидироваться, не стоит.
Тот факт, что документы адресат получил, подтвердит расписка налоговой службы. Если вы подавали бумаги лично, вам сразу же выпишут и расписку. А в ситуации, когда пересылка заявления шла почтой, в том числе и электронной, расписку вышлют по вашему адресу на следующий день после того, как документы будут у инспектора.
Через пять рабочих дней после того, как налоговая инспекция получит указанные документы, вам выдадут два документа. Первый - свидетельство по форме N Р65001 о том, что вы закрыли свой бизнес. Второй - выписка из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей.
Шаг N 3. Проинформируйте о своем закрытии ФСС
После того как вы получили документы из налоговой инспекции, уведомить о ликвидации бизнеса нужно территориальное отделение ФСС РФ. В фонд вы представляете заявление с просьбой, чтобы вас исключили из базы страхователей, а также свидетельство по форме N Р65001 о том, что ваш бизнес закрыт и наемных работников нет (абз. 2 п. 23 приказа Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н).
В течение 14 дней после того, как ФСС получит указанные документы, вас снимут с учета как страхователя. А датой снятия с учета будет день, когда вас исключили из госреестра индивидуальных предпринимателей.
Шаг N 4. Уплатите налоги и сдайте декларацию
Статус индивидуального предпринимателя вы ликвидировали, а вот обязанность выполнить обязательства по налогам за вами сохраняется. А значит, не позднее 30 апреля года, следующего за годом ликвидации, в налоговую инспекцию вам нужно представить декларацию по УСН. В этот же срок уплатить "упрощенный" налог (п. 1 ст. 346.23 и п. 7 ст. 346.21 НК РФ). То есть если ликвидация прошла в 2012 году, то сдать декларацию и уплатить налог нужно не позднее 30 апреля 2013 года.
А вот у тех предпринимателей, которые ликвидируются после 1 января 2013 года, будет меньше времени на то, чтобы сдать "упрощенную" декларацию и уплатить налог. Это нужно будет сделать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором предприниматель подал в инспекцию уведомление о ликвидации. В этот же срок придется уплатить налог (абз. "в" п. 16 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).
Причем законодатель установил срок, в течение которого необходимо подавать заявление о ликвидации, - не позднее 15 дней после того, как предприниматель свернет бизнес (абз. "в" п. 5 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ). Соответственно при подаче уведомления о ликвидации в марте 2013 года заплатить налог и сдать декларацию нужно до 25 апреля 2013 года.
Примечание. Как закрыть бизнес предпринимателю, работавшему в одиночку
Вартан Мелконян, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Если у вас нет наемных работников, вы можете воспользоваться упрощенным порядком ликвидации индивидуального предпринимателя. Он заключается в том, что документы о ликвидации - заявление по форме N 26001 и квитанция об оплате госпошлины - вам сразу можно подавать в налоговую инспекцию. Обращаться предварительно в Пенсионный фонд РФ не нужно, поскольку имеющиеся у "одиночного" предпринимателя долги можно погасить и после ликвидации. Не нужно сдавать в ПФР и расчет за себя по форме РСВ-2 - с 1 января 2012 года такая обязанность отменена (абз. "г" п. 6 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ).
Уплатить страховые взносы вы можете в течение 15 календарных дней с того момента, как сведения о вашей ликвидации будут внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, вам не нужно информировать о закрытии бизнеса территориальное отделение ФСС РФ. Конечно, если только вы сами не являетесь добровольным страхователем себя самого и не вставали для этого на учет.
А вот уплатить "упрощенный" налог и сдать декларацию вам придется в те же сроки, что и предпринимателям, у которых наемные работники были (п. 1 ст. 346.23 и п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Н.Г. Сазонова,
эксперт журнала "Упрощенка"
Нюансы, требующие особого внимания
Для того чтобы физическому лицу закрыть предпринимательскую деятельность, в налоговую инспекцию необходимо подать заявление, к которому приложить квитанцию на оплату госпошлины.
Срок, в течение которого предпринимателю следует хранить бухгалтерские и налоговые документы, зависит от их вида.
После того как бизнес будет закрыт, не забудьте уведомить об этом ФСС, уплатить "упрощенный" налог и сдать по нему декларацию.
"Упрощенка", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.