Надзор за исполнением законов в экологическом сфере
Как указывается в Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, территория Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. километров, численность населения - 785,8 тыс. человек (из них 35,6 процента сельское), административный центр - г. Орёл с населением 320 тыс. человек.
Орловщина - область аграрная, здесь большая площадь земель сельскохозяйственного назначения (2111,9 тыс. гектаров).
Земельные и водные ресурсы имеют большие резервы для развития Орловской области, лесные ресурсы минимальны.
С учётом специфики региона, а также задач, возложенных на органы прокуратуры, к числу важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Орловской области по праву можно отнести надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, соблюдением экологических прав граждан.
В Орловской области создана и действует Орловская природоохранная межрайонная прокуратура, которая обеспечивает реализацию принципа неотвратимости наказания за незаконные рубки леса, взыскание в гражданско-правовом порядке ущерба, уголовное преследование за совершение экологических преступлений.
Органы прокуратуры на постоянной основе осуществляют надзор за целевым использованием земель, за законностью перевода земель из одной категории в другую (это и земли населённых пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых природных территорий, таких как национальный парк "Орловское полесье").
Также в число приоритетных направлений органов прокуратуры входит надзор за соблюдением законодательства в сфере лесного хозяйства. Несмотря на то, что леса занимают порядка 8% территории области, тем важнее сберечь их от незаконных порубок, пожаров.
На регулярной основе проводятся проверки в указанной сфере, прокуроры разъясняют населению законодательство. Итог работы - на протяжении последних трёх лет отмечается стойкая тенденция к снижению преступных посягательств на леса как природный объект. Лесных пожаров в 2011 г. на территории области не зарегистрировано.
В число приоритетных направлений деятельности Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры входит надзор за исполнением законов об охране атмосферного воздуха. В настоящее время в области 1080 промышленных объектов, негативно воздействующих на атмосферу. Общими усилиями удалось снизить объёмы выбросов загрязняющих веществ - в первую очередь, за счёт оснащения производств установками, улавливающими пыль и газ, а также постоянного и жёсткого контроля за качеством выбросов. В результате проделанной работы фактов высокого загрязнения атмосферного воздуха на территории области не отмечалось, чрезвычайные ситуации в этой сфере не регистрировались.
Надзор за исполнением законодательства о недрах при использовании подземных вод осуществляется прокуратурой по таким направлениям, как соблюдение законодательства юридическими лицами, которым право пользования недрами предоставлено на основании лицензий; соблюдение законодательства органами местного самоуправления при реализации полномочий по организации питьевого водоснабжения населения; выявление и пресечение самовольного пользования недрами.
В частности, в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения, связанные с самовольной эксплуатацией скважин для водоснабжения населения. Орловская природоохранная межрайонная прокуратура в 2011 г. направила в суд 18 исковых заявлений о понуждении муниципалитетов к организации водоснабжения в соответствии с законодательством, внесла 18 представлений, по которым 28 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Мерами прокурорского реагирования обеспечивается соблюдение недропользователями, осуществляющими легитимную добычу подземных вод на территории области, требований законодательства и лицензионных условий. Так, по итогам проверки ЗАО "АПК Юность" и ООО "Юнмарт" по результатам рассмотрения постановлений Орловского природоохранного межрайонного прокурора были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. за нарушение лицензионных условий пользования недрами и неисполнение обязанностей по охране недр при добыче подземных вод для своих нужд. По иску прокурора на эти организации в судебном порядке возложены обязанности по устранению выявленных нарушений.
Большое внимание уделяется соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами. Загрязнение окружающей среды отходами - одна из самых серьёзных экологических проблем.
Так, при проверке на основании поступившей информации Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что на территории ЗАО "Мценский завод вторцветмет" располагался особо опасный объект - пункт временного хранения источников сильного излучения (радиоактивных отходов, поступающих в составе металлолома). Ранее на нём требования безопасности соблюдались, но в связи с банкротством и остановкой производственной деятельности пункт временного хранения остался фактически без охраны и обслуживания. Существовала угроза хищения и, следовательно, возникновения чрезвычайной ситуации регионального масштаба. На вывоз и утилизацию отходов требовалось около миллиона рублей, однако у завода, находящегося в стадии банкротства, не было таких денежных средств. Для скорейшего решения вопроса прокуратура установила контакт с руководителями предприятий, которые прежде поставляли лом, а также контакт с бывшим директором закрытого акционерного общества. Благодаря принятым мерам удалось исполнить взаимные обязательства предприятий по оплате утилизации радиоактивных отходов. В результате ежедневного, постоянного надзора сотрудников прокуратуры в короткий срок была полностью произведена оплата услуг фирмы "Радий" по вывозу и изоляции радиоактивных отходов.
К числу полномочий Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры отнесено обеспечение надзора за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе за законностью осуществления природоохранными органами государственного контроля, в число которых на территории Орловской области входят региональные управления Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, управление ветеринарии, управление лесами, управление Орёлоблэкоконтроля. Организован мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и информационное взаимодействие с контролирующими органами. В рамках осуществления прокурорского надзора Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в 2010-2011 гг. проведено 32 проверки, по результатам которых выявлялись нарушения установленного порядка и сроков проведения проверок, факты проведения внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры, организации проверок при отсутствии законных для этого оснований, факты несоблюдения гарантированных прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2012 г. Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Практически во всех охотничьих хозяйствах выявлены нарушения, связанные с неправильным оформлением и выдачей разрешений на охоту, введением неправомерных ограничений по срокам охоты, невыполнением обязанностей по охране объектов животного мира и среды их обитания.
Так, при проверке "ОО "Корсаковское районное общество охотников и рыболовов" установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства в разрешениях на добычу охотничьих ресурсов не указывались сведения о добываемых животных, их количестве и сроках охоты. Кроме того, в нарушение требований Федерального закона от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" приказами общества неправомерно вводились дополнительные ограничения по срокам охоты в охотничьих угодьях. Однако введение ограничений на охоту на определённых территориях или акваториях, а также ограничения сроков охоты относится к исключительной компетенции правительства Орловской области и не может предусматриваться внутренними решениями охотничьего хозяйства.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности охотничьих хозяйств ООО "База отдыха Строитель", ООО "Евроспецстрой", ООО "Заимка", "ОО Краснозоренское районное общество охотников и рыболовов", ООО "Мегком", ООО "Охотрыбхозяйство "МТС-Змиёвка", МП "Охотник" ООО "Ремессройпроект в Дмитровске", местной общественной организации охотников и рыболовов Покровского района Орловской области "Столбецкое", ООО "Стройтрансгаз", ЗАО "ЭльФ-А", ООО "Володино", ООО "Золотой Орел".
По фактам нарушений Орловский природоохранный межрайонный прокурор в отношении руководителей этих охотничьих хозяйств возбудил 14 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил пользования объектами животного мира). В результате все они привлечены к ответственности в виде штрафа.
Необходимо также отметить, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в отношении предприятий, расположенных на водосборных площадях реки Оки в городе Орле.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Орел - Легмаш" осуществляло свою производственную деятельность на промышленной площадке, которая располагалась на водосборе реки Оки в границах водоохраной зоны водного объекта.
Несмотря на наличие угрозы разлива реки Оки в паводковый период и вопреки требованиям Федеральных законов от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" и от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления", ОАО "Орел - Легмаш" не произвело очистку территории промплощадки, расположенной на водосборе реки Оки, от отходов производства и потребления и не обеспечило своевременный вывоз таких отходов на объекты утилизации.
Отмеченные нарушения в период разлива реки Оки могли повлечь загрязнение и засорение водного объекта отходами с территории промышленной площадки ОАО "Орел - Легмаш", причинить экологический вред поверхностным водам, животному и растительному миру.
Аналогичные нарушения закона выявлены при проведение проверки ОАО "Автосельмаш".
В целях устранения нарушений закона Орловская природоохранная межрайонная прокуратура в адрес руководителей ОАО "Орел - Легмаш" и ОАО "Автосельмаш" внесла представления, по результатам рассмотрения которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что мерами прокурорского реагирования сотрудники прокуратуры добивались реального устранения выявленных нарушений закона, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, привлечения виновных лиц к ответственности.
Е. Курилова,
старший помощник прокурора Заводского района
г. Орла Орловской области
"Законность", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.