Изменения валютного контроля с 1 октября 2012 года
За нарушение установленного порядка валютного контроля организации и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ на весьма существенные суммы (до 1 млн. руб.). В связи с этим автором представлен обзор основных нововведений и изменений, касающихся обязанностей организаций и ИП, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с иностранными субъектами (нерезидентами), представлять с 1 октября 2012 года соответствующие документы в уполномоченный для осуществления валютного контроля банк (банк, в котором у организации открыт валютный счет).
1 октября 2012 года вступила в силу новая инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". В связи с этим с 1 октября 2012 г. утратили силу:
- Положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций";
- инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Кто применяет и не применяет требования инструкции N 138-И
Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"), физических лиц - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - резиденты) (п. 1.6 инструкции N 138-И).
Требования настоящей инструкции не распространяются на нерезидентов - физических лиц.
Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 1.7 инструкции N 138-И).
Не применяется инструкция в отношении тех контрактов или кредитных договоров, сумма которых не превышает 50 000 долл. США (по курсу на дату заключения контракта или внесения в него последних изменений).
Раньше по кредитным договорам нужно было оформлять паспорт сделки, если сумма превышала 5000 долл. США.
Сейчас старый паспорт сделки можно закрыть по кредитному договору на сумму менее 50 000 долл. США.
Сейчас, например, гражданин России может перечислить (как со своего валютного счета в банке, так и с банковской карты) иностранному гражданину (или наоборот, получить от нерезидента) денежные средства (в валюте или в рублях) в виде займа (в т.ч. процентного) в любой сумме и не обязан предоставлять документы в банк и оформлять паспорт сделки.
Физические лица вправе закрыть ранее открытые паспорта сделок по кредитным договорам (договорам займа) вне зависимости от суммы обязательств.
Основные изменения
Инструкция N 138-И изменила форму:
- паспорта сделки (ПС) - один лист по контракту (ранее - два листа);
- справки о валютных операциях (СВО);
- справки о подтверждающих документах (СПД).
Эти документы нужно представлять, как и раньше, но по новой форме (иначе штраф до 50 тыс. руб.).
Инструкция N 138-И отменила обязанность по составлению:
- справки о поступлении валюты РФ (рублей);
- справки о расчетах через счета за рубежом.
Вместо них сейчас составляется справка о валютных операциях (СВО).
Инструкция N 138-И значительно изменила перечень кодов валютных операций (КВО).
КВО нужно знать, т.к. они указываются и в платежках, и в паспортах сделок (ПС), и в справках о валютных операциях (СВО), при неверном составлении которых может последовать либо отказ банка в совершении валютной операции (перечислении денег), либо штраф по ст. 15.25 КоАП РФ (до 50 тыс. руб.).
Например, следует обратить внимание на изменение КВО в группах:
- 10 (экспорт товаров);
- 11 (импорт товаров);
- 20 (выполнение работ, оказание услуг для нерезидентов);
- 21 (выполнение работ, оказание услуг нерезидентами).
Введены новые группы КВО:
- 22 и 23 (для контрактов смешанного типа, по условиям которых одновременно осуществляется и ввоз (вывоз) товаров, и выполнение работ (услуг);
- 32 (для операций по договорам уступки требования или перевода долга);
- дополнительные коды по возврату денег, излишне перечисленных/полученных.
Наиболее часто используемые КВО:
- 10100 - аванс от нерезидента при экспорте товаров;
- 10200 - фактическая оплата от нерезидента при экспорте товаров;
- 11100 - аванс нерезиденту при импорте товаров;
- 11200 - фактическая оплата нерезиденту при импорте товаров;
- 12060 - оплата за товар без ввоза на территорию РФ;
- 13020 - оплата за товар, находящийся на территории РФ;
- 20100 - предоплата резиденту за работы/услуги;
- 20200 - фактическая оплата резиденту за работы/услуги;
- 21100 - предоплата нерезиденту за работы/услуги;
- 21200 - фактическая оплата нерезиденту за работы/услуги;
- 22300 - оплата резиденту лизинговых платежей;
- 23300 - оплата резидентом лизинговых платежей;
- 35040 - прочие платежи в пользу нерезидента по контракту;
- 35030 - прочие платежи в пользу резидента по контракту;
- 40030 - предоставление займа резидентом нерезиденту;
- 41030 - предоставление займа нерезидентом резиденту;
- 42015 - возврат займа резидентом нерезиденту;
- 42035 - оплата процентов по займу резидентом нерезиденту;
- 43015 - возврат займа нерезидентом резиденту;
- 43035 - оплата процентов по займу нерезидентом резиденту;
- 70060 - выплата зарплаты резидентом нерезиденту.
Оформление расчетного документа (платежки)
В платежке при перечислении или поступлении рублей не нужно указывать номер паспорта сделки (ПС). Раньше в поле "Назначение платежа" в фигурных скобках нужно было указывать код валютной операции (КВО) и номер паспорта сделки (ПС).
Сейчас - только код валютной операции (КВО), например {V011100}.
Не нужно оформлять платежки (ни в рублях, ни в валюте), если:
- расчеты по банковской карте (но нужна СВО);
- расчеты по аккредитиву (но нужна СВО);
- банк имеет право на акцепт платежного требования или инкассового поручения;
- принудительное взыскание денег по закону или по исполнительным документам.
Оформление паспорта сделки (ПС)
Паспорт сделки оформляется при одновременном выполнении условий:
1) между российской и иностранной организацией (между резидентом и нерезидентом) имеется согласованный (или-или):
- контракт (на ввоз или вывоз товаров, на оказание услуг, выполнение работ, на передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав, на аренду недвижимости, лизинг, кредит, заем);
- предварительный договор;
- предложение о заключении договора (оферта);
- проект договора;
2) предусмотрены расчеты с российской организацией в рублях или в валюте:
- через счета в банках РФ;
- через счета в иностранных банках.
3) сумма обязательств превышает в эквиваленте 50 000 долл. США (или-или):
- на дату заключения контракта (кредитного договора);
- на дату изменения суммы обязательств по контракту (допсоглашения);
- на дату "накопления" предельной суммы по контрактам без указания суммы.
Ранее были такие же требования (кроме суммы по кредитному договору - не менее 5000 долл. США).
Сейчас для посредников, участвующих в расчетах (договоры агентские, комиссии, поручения), сумму обязательств для определения обязанности в оформлении ПС (50 000 долл. США) нужно считать по всем денежным расчетам. Ранее предусматривалось только по сумме посреднического вознаграждения.
Таким образом, большинство посредников после 1 октября 2012 года вынуждены будут оформить паспорт сделки (ПС) и выполнять иные обязательства (предоставлять СВО и СПД).
Сейчас нужно оформлять ПС и предоставлять СВО и СПД при проведении таких специфических операций, связанных с техническим и эксплуатационным обслуживанием транспортных средств:
- продажа на территории РФ ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;
- приобретение на территории РФ ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;
- продажа за рубежом ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;
- приобретение за рубежом ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров.
Ранее это было не нужно.
Согласно изменениям ПС предоставляется в банк в одном (бумажном) экземпляре (после оформления отдается клиенту, а банк учитывает ПС только в электронном виде).
Ранее нужно было два экземпляра (один в банк, другой клиенту).
Можно также поручить оформление ПС своему банку (по отдельно оформляемому заявлению, если это предусмотрено договором с банком) или своему филиалу (если через его счет идут расчеты по контракту).
Сроки предоставления в банк паспорта сделки (ПС) и пакета документов (что наступит раньше):
- при зачислении рублей и валюты - до даты предоставления СВО, т.е. не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег;
- при списании рублей и валюты - до даты предоставления СВО, т.е. не позднее оформления платежки или при использовании банковской карты - не позднее 15 рабочих дней после месяца списания денег по карте;
- при ввозе или вывозе товаров за пределы Таможенного союза - до даты подачи таможенной декларации;
- при ввозе или вывозе товаров в рамках Таможенного союза (в/из Беларуси и в/из Казахстана) - до даты предоставления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;
- при выполнении работ или услуг - до даты предоставления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;
- при исполнении обязательств иным способом - до даты предоставления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов.
Ранее паспорт сделки следовало оформить не позднее осуществления первой валютной операции или первого исполнения обязательств по контракту.
Обратите внимание! Вышеуказанные сроки передачи в банк паспорта сделки и пакета документов в действительности сокращаются на три рабочих дня.
Дело в том, что сейчас документы считаются представленными российской организацией в срок, если в указанные выше сроки организация предоставила их в банк, и банк успел обработать и зарегистрировать ПС (на это банку и дается три рабочих дня).
Ранее документы считались представленными на дату их поступления в банк от российской организации.
Как известно, штраф за несвоевременное предоставление таких документов составляет от 5000 руб. до 50 000 руб. (пп. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ). Переоформление ПС (внесение в ПС изменений) производится только на основании заявления российской организации, переданного в банк, в сроки:
- при обычном переоформлении - 15 рабочих дней после даты оформления изменяющих документов;
- при изменении сведений о российской организации - 30 рабочих дней с даты внесении изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- если в контракте есть условие о его продлении без подписания допсоглашений - 15 рабочих дней после даты, ранее указанной как дата завершения исполнения всех обязательств по контракту (в банк предоставляется только заявление о переоформлении ПС с новой датой завершения контракта).
Ранее два экземпляра переоформленного ПС (с пакетом документов) следовало предоставить банку не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк документов валютного контроля.
Порядок и основания закрытия ПС не претерпели существенных изменений.
Российская организация обязана предоставить в банк заявление о закрытии ПС:
- при переводе ПС в другой банк;
- при исполнении сторонами всех обязательств по контракту;
- при исполнении обязательства по контракту третьим лицом;
- при уступке требования (переводе долга) на другое лицо (резидента, нерезидента);
- при прекращении обязательств по другим основаниям;
- при прекращении оснований, требующих оформления ПС (например, допсоглашение о снижении суммы по контракту);
- если ПС был оформлен ошибочно.
Банк вправе самостоятельно закрыть ПС без заявления российской организации по истечении 180 календарных дней после даты завершения исполнения обязательств, указанной при оформлении ПС (гр. 6 разд. 3 бланка ПС):
- если по имеющейся у банка информации обязательства по контракту исполнены, но заявление о закрытии ПС организацией не предоставлено;
- если по имеющейся у банка информации обязательства по контракту не исполнены и организация не предоставила какие-либо документы или заявления. Конечно же, об этом будет проинформирован орган валютного контроля.
Однако сейчас можно возобновить валютный контроль по закрытому паспорту сделки (ПС), если организацией в контракт будут внесены изменения, предусматривающие продолжение исполнения обязательств по нему (на основании заявления организации и внесения изменений в ПС). Ранее не было такой возможности.
Порядок перевода ПС в другой банк:
- первый банк на основании заявления закрывает ПС;
- первый банк выдает российской организации паспорт сделки и ведомость банковского контроля (ВБК) на бумажном носителе и в электронном виде;
- российская организация несет в новый банк контракт (пакет документов), ПС и ВБК (в бумажном и электронном виде) в течение 30 рабочих дней после закрытия ПС (или не позднее срока предоставления СВО по зачислению или списанию денег через новый банк);
- новый банк принимает на учет ПС (в котором все, включая номер, остается прежним, но банком заполняется раздел 4) и продолжает вести ВБК по контракту.
Оформление справки о валютных операциях (СВО)
При перечислении или получении валюты или рублей по контракту оформляется справка о валютных операциях.
Как и прежде, банку можно поручить заполнять СВО на основании документов, предоставляемых российской организацией.
Как и раньше, СВО не нужно представлять, если по контракту с расчетами в рублях не оформляется паспорт сделки (ПС). СВО оформляет только резидент (российская организация) и представляет одновременно с обосновывающими документами.
Как и прежде, СВО с расчетами по контракту в валюте нужна вне зависимости от оформления ПС.
По новым правилам при оплате в валюте без оформления ПС в СВО нужно указывать номер и дату документа, явившегося основанием для платежа. Ранее этого не требовалось.
При получении рублей по контракту без паспорта сделки можно (а с паспортом сделки - нужно) оформлять СВО, если в платежке иностранный партнер:
- не указал код валютной операции (КВО):
- в платежке иностранный партнер указал КВО, но вы с ним не согласны.
В обоих случаях нужно соблюдать срок представления СВО - 15 рабочих дней с даты зачисления рублей (иначе грозит штраф по ст. 15.25 КоАП даже при добровольной подаче СВО).
Сейчас российской организации при перечислении рублей иностранной организацией нужно представлять справку о валютных операциях (СВО), если по контракту должен быть оформлен паспорт сделки. Раньше при перечислении рублей этого не требовалось.
Раньше при поступлении рублей от иностранной организации нужно было составлять справку о поступлении валюты РФ. Сейчас вместо нее - СВО.
СВО также нужно предоставлять при перечислении или поступлении иностранной валюты. Сроки остались прежними.
Нужно оформлять СВО при расчетах в рублях и в валюте в случае расчетов:
- по банковской карте (если оформлен ПС, иначе - не нужно);
- по аккредитиву;
- через счет за границей (в иностранном банке);
- третьим лицом - российской организацией;
- при уступке требования нерезиденту.
Не нужно оформлять СВО при перечислениях в рублях и в валюте в случаях:
- банк имеет право на акцепт платежного требования или инкассового поручения;
- принудительное взыскание денег по закону или по исполнительным документам;
- при расчетах со своим банком;
- перечисления валюты на счет другой организации в своем же банке;
- перечисления валюты на свои же счета в любых банках.
Сроки предоставления СВО в банк:
- при зачислении рублей и валюты - 15 рабочих дней после даты зачисления;
- при списании рублей и валюты - одновременно с платежкой;
- при списании по банковской карте рублей и валюты - 15 рабочих дней после месяца списания денег по карте (только по оформленным ПС);
- при расчетах в валюте или рублях через иностранный банк - 30 рабочих дней после месяца расчетов (передается вместе с копиями выписок по зарубежному счету).
Корректирующую справку о валютных операциях (СВО) нужно составлять в случае изменения сведений из прежней СВО. Корректирующая СВО - это "новая старая" СВО с измененными данными и звездочкой (*) в поле корректировки.
Раньше корректирующих СВО не было.
Срок предоставления корректирующей СВО - 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.
При этом датой оформления изменяющего документа является наиболее поздняя по сроку:
- или дата его подписания;
- или дата вступления его в силу;
- или дата его составления.
В ряде случаев в интересах российской организации как можно скорее предоставить в банк корректирующую СВО.
Справка дополнена графой 11 "Ожидаемый срок", в которой нужно указывать максимальный срок поставки товаров (работ, услуг) в счет выплаченной иностранному поставщику предоплаты. Этот срок определяется организацией самостоятельно, расчет банком не контролируется.
Однако если в указанный срок поставки не произойдет, то банковская программа будет автоматически фиксировать нарушение валютного законодательства, что может повлечь взыскание штрафа по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (от 3/4 до 1 размера суммы аванса).
Иными словами, российской организации нужно вовремя внести коррективы в такую СВО.
По новым правилам в графе 8 СВО нужно указывать номер и дату контракта по операциям в валюте без оформления паспорта сделки (ПС).
Кроме того, сейчас в отдельной ячейке нужно указывать код страны иностранного банка, через который проводятся расчеты в валюте и в рублях.
Оформление справки о подтверждающих документах (СПД)
При исполнении обязательств по контракту (поставка, выполнение работ и т.п.) оформляется справка о подтверждающих документах.
Сейчас СПД предоставляется в банк в одном экземпляре (ранее - в двух), как прежде, вместе с пакетом документов.
Согласно изменениям нужно представлять СПД и документы по кредитному договору (договору займа). Раньше этого не требовалось.
Не нужно представлять СПД и документы по контракту, предусматривающему периодические платежи (арендные, лизинговые, за услуги связи, страховые взносы и т.п.). Раньше было нужно.
Инструкцией N 138-И полностью изменен (расширен) перечень кодов подтверждающих документов (КПД).
В СПД нужно указывать признак поставки в графе 9:
- 1 - исполнение резидентом обязательств в счет ранее полученного аванса;
- 2 - предоставление резидентом отсрочки платежа нерезиденту;
- 3 - исполнение нерезидентом обязательств в счет ранее полученного аванса;
- 4 - предоставление нерезидентом отсрочки платежа резиденту;
- в рамках Таможенного союза в графе 11 СПД нужно проставлять код страны грузоотправителя (грузополучателя) при поставках, т.е. Казахстан (398) или Беларусь (112).
В СПД нужно указывать в графе 10 информацию об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денег за поставленные товары (работы, услуги).
Этот срок устанавливается российской организацией самостоятельно исходя из условий контракта или исходя из обычаев делового оборота.
Банк только контролирует поступление денег в течение этого срока и при просрочке автоматически отражает нарушение валютного законодательства (что повлечет начисление штрафа по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в сумме 1/150 ставки ЦБР от незачисленных денег за каждый день просрочки и/или от 3/4 до 1 размера незачисленной суммы).
В связи с этим российской организации целесообразно своевременно вносить корректировки в СПД, если по каким-то причинам ранее указанный срок получения от нерезидента денег переносится. Корректирующая СПД предоставляется в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления изменяющих документов.
Сроки предоставления СПД и пакета документов:
- импорт или экспорт товаров за пределы Таможенного союза - 15 рабочих дней после даты выпуска по таможенной декларации;
- импорт или экспорт товаров в рамках Таможенного союза - 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;
- выполнение работ, оказание услуг, результаты интеллектуальной деятельности - 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;
- исполнение (прекращение) обязательств иным способом (например, уступка, новация и т.п.) - 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов.
Подтверждающие документы:
1) при вывозе (ввозе) товара за пределы Таможенного союза - таможенная декларация;
2) при вывозе (ввозе) товара в пределах Таможенного союза (или-или):
- транспортные (перевозочные, товаросопроводительные) документы;
- коммерческие документы;
- статистическая форма учета перемещения товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40);
- иные документы, содержащие сведения о вывозе или ввозе товара, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
3) при выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав:
- акты приема-передачи;
- счета;
- иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в т.ч. документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
4) при ином исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) - любые подтверждающие документы, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Переходные положения
До 19 октября 2012 года нужно переоформить и вновь представить в банк находящиеся на 1 октября 2012 года на проверке и оформленные по старым правилам документы:
- справку о валютных операциях (переоформить по новой форме);
- расчетный документ по валютной операции (переоформить, указав только КВО);
- справку о поступлении валюты Российской Федерации (заменить на СВО);
- справку о расчетах через счета за рубежом (заменить на СВО);
- справку о подтверждающих документах (переоформить по новой форме).
Паспорта сделок, ранее оформленные, действуют до их закрытия.
При внесении любого изменения в паспорт сделки такой ПС нужно переоформить по новым правилам.
При переводе паспорта сделки в другой банк такой ПС нужно переоформить по новым правилам еще в старом банке (до закрытия ПС).
Если по новым правилам паспорт сделки не обязателен, то ранее оформленный ПС можно закрыть (только по заявлению).
Следует обратить внимание, что инструкцией N 138-И установлен специальный порядок представления документов валютного контроля в особых случаях:
- при расчетах через третьих лиц;
- при уступке требования;
- при расчетах по многостороннему договору;
- при расчетах по посредническому договору (агентскому, комиссии, поручения);
- при расчетах по аккредитиву.
О. Слобцова,
заместитель директора по проектам ООО
АКФ "Экспертный центр "Партнеры"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1