Вопросы остаются, проблемы нарастают
Прогнозирование экономической ситуации как на уровне отдельного предприятия, так и в целом на региональном и национальном уровне является важнейшей задачей в системе управления. Прогноз развития национальной экономики, ежегодно публикуемый Минэкономразвития России, является не только базовым документом, отражающим перспективы развития российской экономики, но и документом, позволяющим внешним пользователям определить основные тренды в социально-экономической политике государства.
В середине сентября Минэкономразвития РФ опубликовало очередной прогноз социально-экономического развития страны на 2013 год и планируемый период 2014-2015 годов. Наиболее интересной частью данного объемного документа являются планируемые мероприятия по развитию российской экономики. Особое внимание в документе уделено развитию малого и среднего российского предпринимательства, а именно определены основные направления программы по поддержке предпринимательской деятельности в 2013-2015 годах:
- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);
- увеличение объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);
- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет - лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);
- увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет - безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);
- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;
- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет - создание центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);
- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.
В целом все перечисленные механизмы поддержки малых и средних предприятий давно известны и повторяются из года в год. При этом Минэкономразвития планирует в 2012-2015 годах реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:
- обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. за счет региональных перечней целевого имущества в субъектах РФ, а также перечней имущества во всех муниципальных образованиях;
- увеличение числа помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа;
- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
- формирование системы статистического учета, адекватной задачам государственного управления и снижению издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на статистический учет;
- упрощение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;
- снижение финансовых расходов субъектов малого предпринимательства на ведение бухгалтерского учета;
- снижение финансовых расходов субъектов предпринимательства за счет увеличения ответственности предпринимателей за безопасность использования продукции;
- снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства от избыточных административных барьеров;
- повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Наиболее интересным моментом является позиция Минэкономразвития по упрощению бухгалтерского учета у малых и средних предприятий. Однако как на практике данное пожелание экономического ведомства будет реализовано, не понятно, особенно в свете принятия нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Налоговые мероприятия в области налоговой политики
Безусловно, следует отметить планируемые мероприятия в области налоговой политики государства. Так, в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора предполагается развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров. Также планируется установить возможность кассационного обжалования в Федеральной налоговой службе решений, вступивших в силу.
Кроме того, предусматривается дальнейшее развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение интерактивных сервисов, включая новый интернет-сервис "Создай свой бизнес", являющийся пошаговой инструкцией по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения, а также сервис "Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица".
В прогнозе Минэкономразвития уделено внимание и специальным режимам налогообложения, так, с 1 января 2013 года будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, выделенная в самостоятельный специальный налоговый режим.
Напомним, что в 2012 году патентная система является составной частью Упрощенной системы налогообложения - главы 26.2 НК РФ. При этом субъекты РФ обязаны будут принять до конца 2012 года законы о введении с 1 января 2013 года на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в новой главе 26.5 НК РФ.
Также с 1 января 2013 года в Налоговом кодексе будут установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты РФ будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.
По новым правилам индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, будет разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. По существующим нормам индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек.
Важно отметить, что 100% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований.
Еще одной новацией в области налогообложения является то, что переход на ЕНВД с 2013 года станет добровольным и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 года.
Минэкономразвитие прогнозирует, что на период 2013-2014 годов ставки акцизов сохранятся в размерах, предусмотренных действующим законодательством, за исключением прямогонного бензина. Размер ставок акцизов на прямогонный бензин на 2013 и 2014 годы планируется увеличить на 6% по сравнению с размером ставок, предусмотренных действующим законодательством, с целью исключения заинтересованности в производстве низкокачественного автомобильного бензина из прямогонного бензина.
Подчеркнем, что в 2015 году ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров планируется увеличить по сравнению с 2014 годом в среднем на 20 процентов. Одновременно на 25% к уровню 2014 года предусматривается индексация ставок акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый на территорию России. При этом индексация акцизов на вина и пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно предусматривается на 10% по сравнению с 2014 годом. Также на 10% по сравнению с 2014 годом планируется увеличить ставки акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (90 л.с.), автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим характеристикам требованиям 4-го и 5-го классов, моторные масла и прямогонный бензин.
На протяжении нескольких лет идут разговоры о необходимости введения налога на роскошь, но пока реального воплощения в жизнь в виде законопроекта они не получили. При этом Минэкономразвития в своем прогнозе отмечает, что в рамках увеличения фискальной нагрузки на сверхпотребление планируется введение повышенной минимальной ставки транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 рублей с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ. В действующей редакции НК РФ установлена налоговая ставка в размере 15 рублей с 1 л.с. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с., данная налоговая ставка может быть увеличена (уменьшена) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Также Минэкономразвития предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.). Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года.
Основными ориентирами государственной налоговой политики на ближайшие три года должно стать решение ряда вопросов, связанных с налогообложением финансовых инструментов, а также деятельностью инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в рамках создания в России Международного финансового центра. Также в целях развития промышленного потенциала страны и повышения инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики требуется проработка различных вариантов изменения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли.
Продолжается проработка вопроса о постепенном переходе к полной отмене налога на имущество организаций в отношении активной части (движимой) основных средств для всех налогоплательщиков в целях стимулирования их к инвестированию в обновление и модернизацию производственных фондов.
Следующим важным моментом, отраженным в прогнозе Минэкономразвития, являются вопросы развития пенсионной системы на 2013-2015 годы. Так, пенсионная система в среднесрочной перспективе будет характеризоваться следующими дисбалансами:
- удельное число наемных работников на одного получателя трудовой пенсии сократится с 1,23 до 1,18 (0,98 в 2030 году);
- средневзвешенный тариф страховых взносов, отчисляемый на страховую часть трудовой пенсии, сократится с 18,7% до 18,0% (16% в 2030 году) в связи с повышением доли лиц 1967 года рождения и младше (отчисляющих 6% тарифа на накопительную часть пенсии) в структуре наемных работников;
- соотношение среднего размера трудовой пенсии к средней заработной плате снизится с 36,1% до 33,7%, а среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера возрастет с 1,68 до 1,83 раза (индексация пенсии выше роста прожиточного минимума пенсионера, но ниже роста средней заработной платы в стране);
- дефицит бюджета пенсионного фонда (с учетом валоризации) увеличится в номинальном выражении, однако в процентах ВВП в рамках действующего законодательства будет удерживаться на уровне 2,6% ВВП.
Как отмечает экономическое ведомство, уже сейчас возникает острая необходимость в разработке и проведении реформы в сфере пенсионного обеспечения, которая позволит утвердить комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности пенсионной системы. Однако эффекты от вышеуказанных мер требуют тщательного анализа и оценки не только краткосрочной сбалансированности пенсионной системы, но и ее долгосрочной устойчивости и перспектив изменения жизненного уровня пенсионеров.
Проект стратегии развития пенсионной системы
В настоящее время правительством ведется работа по подготовке предложений по проекту Стратегии развития пенсионной системы, в том числе по следующим направлениям:
- корректировка периода выплаты трудовой пенсии;
- повышение фиксированного платежа самозанятого населения на финансирование трудовых пенсий;
- установление обязанности работодателя по финансированию досрочных пенсий;
- изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц.
Таким образом, дефицит бюджета пенсионного фонда в ближайшие годы будет только расти из-за увеличения доли пенсионеров к величине трудоспособного населения. Чтобы локализовать "дыры" в бюджете ПФР, планируется повышать пенсионный возраст, увеличивать суммы обязательных платежей на финансирование пенсий индивидуальным предпринимателям. В 2012 году годовой платеж индивидуального предпринимателя, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, в пенсионный фонд составляет 14 386,32 рубля, плюс платеж в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2 821,93 рубля.
Анализ макроэкономических показателей
Негативные тенденции в отечественной экономике подтверждаются Минэкономразвития и при анализе макроэкономических показателей. Так, рост экономики в 2012 году замедлится до 3,5% (против 4,3% в 2011 году). По оценке министерства, в 2012 году рост внутреннего спроса резко замедлится до 4,9% с 8,4-9,1% в 2010-2011 годах. Это замедление связано как с исчерпанием посткризисного восстановления запасов, которое обеспечивало 70-90% роста ВВП в 2010-2011 годах, так и с замедлением инвестиционного спроса и розничного товарооборота. Частично ослабление динамики внутреннего спроса компенсируется резким замедлением негативного влияния чистого экспорта. Если в 2010-2011 гг. импорт рос на 20-30% в год, то в 2012 году импортные поставки вырастут всего на 6,9 процента. Наряду с замедлением роста импорта динамика товарного экспорта также возобновит положительный тренд. После падения физического объема экспорта товаров на 1,8% в 2011 году ожидается, что в 2012 году экспорт вырастет на 1,7 процента. Около трети роста ВВП будет обеспечено ростом инвестиций на 5,5% в 2012 году, при этом доля валового накопления основного капитала в структуре ВВП вырастет до 21,2 процента.
Главным из вышеприведенных показателей является замедление роста экономики страны и падение внутреннего спроса, а как следствие, и снижение импорта. Все это подтверждает реальную сложность ситуации в российской экономике.
Экономическое ведомство отмечает, что российский рынок труда полностью восстановился после кризиса. Растет численность занятых в экономике и сокращается общая численность безработных. По оценке, в среднем за 2012 год уровень общей безработицы не превысит 5,9% экономически активного населения. Наиболее быстро растет занятость в торговле и обрабатывающей промышленности. Однако в ближайшие три года, как прогнозирует Минэкономразвития, будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения.
Эта тенденция будет определять динамику занятости в прогнозный период. Даже при условии роста экономической активности молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и пенсионеров ожидается сокращение численности экономически активного населения на 1 млн. человек за три года, с 72,6 млн. человек в 2012 году до 71,7 млн. человек в 2015 году.
Численность занятых в экономике также будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году. При этом общая безработица в 2012-2015 годах будет оставаться стабильной на уровне 5,9% экономически активного населения.
Минэкономразвитие подтверждает самые пессимистические ожидания, связанные с сокращением трудоспособного населения страны. В условиях дефицита трудовых ресурсов важное значение имеет проведение активной политики занятости, которая включает мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, и реализацию дополнительных мероприятий в российских регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
Снижение доступности трудовых ресурсов и рост производительности труда, по прогнозам Минэкономразвития, будут стимулировать рост заработной платы, так, в 2014-2015 годах существенный вклад в ее динамику внесет увеличение заработной платы в бюджетном секторе. Рост заработной платы бюджетников в реальном выражении в этот период ускорится до 7-8% в год и в целом за 2013-2015 годы реальная заработная плата бюджетников может вырасти на 18,2 процента.
Важно подчеркнуть, что все варианты прогноза социально-экономического развития страны, рассмотренные Министерством экономического развития, предполагают снижение положительных значений внешнеторгового сальдо и полное исчерпание профицита счета текущих операций к концу прогнозного периода.
При этом образование существенного дефицита счета текущих операций до 2015 года не предусматривается ни одним из рассмотренных сценариев. Сбалансированность внешнеэкономической позиции в вариантах достигается при относительно свободном режиме курсообразования и сравнительно небольших интервенциях Банка России на валютном рынке.
Данные выводы экономического ведомства еще раз подтверждают, что российская экономика в ближайшие три года будет находиться в ситуации кризиса или острого его ожидания, с большой зависимостью от мировых цен на углеводородное сырье, а правительству будет необходимо решать экономические, социальные и демографические проблемы при дефиците финансовых и человеческих ресурсов.
Негативные выводы экономического ведомства продолжаются и при рассмотрении вопросов инфляции.
Так, во втором полугодии 2012 года инфляция вновь ускоряется в связи с усилением роста цен на продовольственные товары под влиянием как общемировой тенденции, так и засухи и снижения урожая зерна 2012 года в России. В результате по итогам 2012 года инфляция может достигнуть 7% против прогнозируемых ранее 5-6 процентов. По прогнозам Минэкономразвития, рост цен на продовольственные товары может продолжиться и в I-II кварталах 2013 года.
Также прогнозируется рост тарифов на электроэнергию. Для населения в среднем по России за 2013 год к предыдущему году рост цен составит 9,1-10,6%, в 2014-2015 годах - 1215% при индексации в июле по 12-15% ежегодно. Согласно объяснению Минэкономики, повышение темпов роста относительно прогноза на 2012 год обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период 2010-2012 годов вследствие отставания роста тарифов для населения в 1,8 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей, а также необходимостью учета в тарифах на электрическую энергию роста цен на топливо в 2012 году, не учтенного в параметрах роста тарифов на 2012 год и до 2014 года.
В свою очередь индексация тарифов на тепловую энергию будет осуществлена 1 июля 2013 года в размере 10% в среднем по России. В 2014 году индексация тарифов на тепло энергию сохраняется на уровне 12% (в среднем за год рост тарифов в 2014 году составит 10,9-11%). А в 2015 году по прогнозу Минэкономики рост тарифов на тепловую энергию составит 10,8-11% к предыдущему году при индексации в июле на 10 процентов.
В итоге можно сделать вывод, что прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие три года, разработанный Минэкономразвития, подтверждает наличие крупных проблем в российской экономике, в первую очередь в пенсионной системе страны. Кроме того, в ближайшие годы сохранится большая зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов, а также прогнозируется ускорение темпов инфляции, постоянный рост тарифов на тепло и электроэнергию, возможное повышение пенсионного возраста и ставок взносов в пенсионный фонд для отдельных категорий плательщиков.
М. Беспалов,
заместитель главного бухгалтера ФГБОУ ВПО
"Тамбовский государственный университет имени
Г.Р. Державина", к.э.н., доцент
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1