Новогодние огни, или Соблюдаем требования пожарной безопасности
В период новогодних каникул резко возрастает количество возгораний, поэтому органы пожарного надзора в преддверии данного периода усиливают внимание к местам проведения массовых мероприятий. За нарушения правил пожарной безопасности налагаются штрафы как на руководителей, так и на учреждения. Чтобы избежать финансовых неприятностей и обеспечить безопасность при проведении культурно-массовых мероприятий, своевременно подготовьтесь к визиту пожарного инспектора.
Цена ответственности
Статья 20.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Так, за первичные нарушения проверяющий может наложить административный штраф на должностных лиц - от 6 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. руб. Несоблюдение требований пожарной безопасности, в частности, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам грозит должностным лицам административным штрафом в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; юридическим лицам - от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
За повторное нарушение правил пожарной безопасности на должностных лиц налагается административный штраф - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека должностным лицам грозит штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; юридическим лицам - от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
Если нарушение требований пожарной безопасности повлекло причинение серьезного вреда здоровью человека или стало причиной его смерти, за это наряду со штрафами предусмотрена уголовная ответственность. Так, согласно ст. 219 УК РФ за тяжкий вред, причиненный здоровью человека, лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере его заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В ноябре 2012 года Государственная Дума во II чтении приняла проект Федерального закона N 24001-6, вносящий изменения в ст. 20.4 КоАП РФ. Нововведение повышает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного человека либо смерть двух лиц и более. При утверждении проекта юридическим лицам грозит наложение административного штрафа в размере от 400 тыс. до 1 млн. руб.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что если пожар унес человеческие жизни, то лицо, ответственное за пожарную безопасность, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Кто отвечает за пожарную безопасность?
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения возложена на руководителя. Это вытекает из следующих документов.
1. Статьи 37-39 Закона о пожарной безопасности*(1). Положениями этих статей на руководителя учреждения возложена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнения предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработки и осуществления мер по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, на них возложено непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, а также персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В свою очередь, руководитель учреждения вправе назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое должно обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности на отдельном объекте (п. 4 Правил противопожарного режима*(2) (далее - ППР)). Обратите внимание, что если положениями п. 8 ППБ 01-03*(3), действовавших до принятия ППР, руководитель учреждения был наделен правом назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте, то согласно новым требованиям теперь он обязан это делать. На объектах с массовым пребыванием людей, на которых может одновременно находиться 50 человек и более, руководитель учреждения имеет право создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 ППР).
2. ППБ-0-148-87*(4). Правилами пожарной безопасности, разработанными применительно к крытым и открытым спортивным сооружениям независимо от их ведомственной принадлежности, также предусматривается, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов возлагается на их руководителей. Кроме того, они осуществляют контроль за соблюдением противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях (если это особо не оговорено в договоре на аренду) (п. 1.3 ППБ-0-148-87).
Пункт 1.4.3 ППБ-0-148-87 тоже вменяет в обязанность руководителю спортивного объекта производить назначение приказом лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, за эксплуатацию и исправное техническое состояние систем противодымной защиты, противопожарного водоснабжения, установок пожарной автоматики и систем оповещения о пожаре.
При проведении массовых мероприятий появляются дополнительные требования к лицам, ответственным за пожарную безопасность:
- перед проведением массовых мероприятий руководитель учреждения должен организовать дежурство ответственных лиц (п. 31 ППР). Это новое требование, ранее действовавшие ППБ 01-03 не содержали указания на необходимость дежурства;
- на период проведения новогодних елок в спортивных сооружениях администрацией объекта должны быть назначены ответственные за это мероприятие лица (п. 1 ч. 6 ППБ-0-148-87). В их обязанности входят проверка эвакуационных путей и выходов перед началом массового мероприятия, осмотр всех помещений с целью лично убедиться в их полной готовности к проведению мероприятия;
- ответственные за пожарную безопасность при устройстве новогодних елок обязаны сообщить в местную пожарную охрану о времени проведения новогодних представлений (п. 2 ч. 6 ППБ-0-148-87).
На всех без исключения утренних, дневных и вечерних представлениях новогодней елки должны присутствовать представители администрации спортивного объекта (п. 15 ч. 6 ППБ-0-148-87).
Во время проведения новогодних елок с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели (п. 5.4 ППБ-101-89*(5)). Педагогические работники обязательно должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия. Аналогичное требование содержится в п. 3 ч. 6 ППБ-0-148-87.
К тому же согласно п. 9 ч. 6 ППБ-0-148-87 все артисты, принимающие участие в праздничном новогоднем выступлении, должны быть проинструктированы о действиях в случае возникновения пожара и мерах по предотвращению паники.
Согласно п. 1.3.1 ППБ-0-148-87 в случае сдачи части площадей объекта в аренду ответственность за соблюдение установленного противопожарного режима на арендуемых площадях и осуществление противопожарных мероприятий, указанных в договоре аренды, несут руководители арендующих организаций.
При проведении на спортивном объекте массовых мероприятий ответственность за соблюдение противопожарного режима также возлагается на организации, проводящие эти мероприятия.
Требования к путям эвакуации и площадкам для проведения мероприятий
Содержание эвакуационных путей всегда интересовало пожарных инспекторов, а в период проведения массовых мероприятий интерес обычно усиливался. Чтобы избежать штрафов, ответственный за пожарную безопасность должен тщательно проверить эвакуационные пути на соответствие требованиям пожарной безопасности.
Требования к эксплуатации эвакуационных путей содержатся в п. 33 ППР, согласно которому руководитель учреждения должен обеспечивать соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В частности, среди основных требований, предъявляемых ППР к эвакуационным путям, можно назвать следующие:
- нельзя загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, блокировать двери эвакуационных выходов, устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы (п. 36);
- в помещении, в котором проводятся мероприятия, предназначенном для нахождения в нем более 50 человек, должно быть два эвакуационных выхода (п. 25); этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия для детей, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов независимо от количества человек, занятых в мероприятии (п. 5.6 ППБ-101-89);
- двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению к выходу из здания (п. 34);
- запоры на дверях эвакуационных выходов должны свободно открываться изнутри без ключа (п. 35);
- ковры и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39);
- запрещается уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные места для сидения (п. 32).
Ранее действовавшие нормы пожарной безопасности запрещали проведение массовых мероприятий в помещениях, на окнах которых установлены распашные решетки, если эти решетки заперты (п. 50 ППБ 01-03). Пункт 40 ППБ 01-03 запрещал устанавливать глухие решетки на окнах в зданиях и сооружениях организаций. Эти же нормы запрещали использовать ставни на окнах для затемнения помещений. ППР данные запреты не оговаривает. Однако п. 2.1.27 ППБ-0-148-87, п. 5.14 ППБ-101-89 предусмотрен запрет на установку решеток на окнах помещений зданий и сооружений.
В помещении, где проводятся мероприятия, должно быть не менее двух огнетушителей*(6), а также аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой доврачебной помощи.
Лицам, ответственным за пожарную безопасность, необходимо проконтролировать соблюдение норм заполнения помещения людьми (п. 32 ППР). Согласно п. 6 ч. 6 ППБ-0-148-87 количество присутствующих в помещениях, используемых для проведения новогодних елок, устанавливается из расчета 0,75 кв. м площади пола на одного человека. Заполнение помещений людьми сверх установленной нормы не допускается. Если в помещении находятся дети, то при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий количество присутствующих устанавливается из расчета 1,5 кв. м на одного человека без учета площади сцены (п. 5.7 ППБ-101-89).
Необходимо соблюдать требования пожарной безопасности при оборудовании мест выдачи новогодних подарков. Согласно п. 7 ч. 6 ППБ-0-148-87 эти места должны быть расположены в стороне от основных выходов из зала, где проходят массовые мероприятия. Упаковочные материалы после раздачи подарков необходимо немедленно убирать в обособленные помещения, расположенные вне основных путей эвакуации из сооружений (п. 8 ч. 6 ППБ-0-148-87).
Перед проведением мероприятий руководитель учреждения должен обеспечить осмотр помещений, в которых будет проходить массовое мероприятие, чтобы определить их готовность в части соблюдения мер пожарной безопасности (п. 30 ППР).
Соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к украшениям, костюмам
Празднично украшенные помещения, в которых будут проходить новогодние праздники, являются предметом пристального внимания инспектора пожарной охраны. Требования пожарной безопасности регламентируют и эти вопросы вплоть до установления новогодней елки, например:
- елку нужно размещать на устойчивом основании, чтобы она не загораживала выход из помещения (п. 31 ППР);
- ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 м от стен и потолков (п. 31 ППР);
- запрещено украшать елку марлей и ватой, целлулоидными игрушками, не пропитанными огнезащитными составами (п. 32 ППР);
- запрещено применять елочные украшения, изготовленные из легкогорючих и синтетических материалов, выделяющих при горении высокотоксичные вещества, использовать для иллюминации свечи, а также устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, бенгальских огней и хлопушек, могущих вызвать загорание (п. 16 ч. 6 ППБ-0-148-87);
- при оформлении помещений нельзя применять предметы, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.) (п. 5.14 ППБ-101-89);
- запрещено применять костюмы, сделанные из ваты, бумаги, марли и других подобных легкогорючих материалов, не пропитанных огнезащитными составами (п. 14 ч. 6 ППБ-0-148-87).
Электричество должно быть безопасным
При организации массовых мероприятий всегда применяются электрические приборы. Поскольку они являются источником повышенной пожароопасности, при их использовании нужно учитывать следующее:
- электрические гирлянды и иллюминация должны быть сертифицированы (п. 31 ППР). При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) осветительные приборы должны быть немедленно обесточены;
- оформление елки для детского праздника иллюминацией вправе производить только опытный электрик (п. 5.19 ППБ-101-89). При этом лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт, а электропровода - гибкими, с медными жилами, иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений (п. 5.20 ППБ-101-89). Иллюминация елки должна быть смонтирована с соблюдением правил устройства электроустановок, а подключение гирлянды к электросети должно производиться только с помощью штепсельных соединений. Иллюминацию следует производить через понижающий трансформатор (п. 10-12 ч. 6 ППБ-0-148-87);
- запрещено обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (п. 42 ППР).
Согласно п. 32 ППР запрещено полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений. А при отсутствии электрического освещения проведение мероприятия с массовым участием людей возможно только светлое время суток (п. 31 ППР).
Что нужно учитывать при организации фейерверков
Какой Новый год без петард, хлопушек и фейерверков? Какой Новый год без травм и пожаров, вызванных пиротехникой? Нарушение правил пользования пиротехническими изделиями влечет не только высокие штрафы, но и - при серьезных последствиях - уголовную ответственность.
Организуя праздничные огневые шоу, нужно помнить, что использование пиротехнических изделий в помещениях не допускается (п. 32 ППР). Статья 13 Требований пожарной безопасности при использовании пиротехнических изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 N 1052 (далее - Требования N 1052), расширяет данный запрет, распространяя его, в частности, на использование пиротехнических изделий на крышах, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий (сооружений); на сценических площадках, стадионах и иных спортивных сооружениях.
Согласно п. 4 Требований N 1052 пиротехнические изделия подлежат обязательному подтверждению их соответствия установленным требованиям в форме декларирования соответствия или сертификации. Поэтому самодельные хлопушки и фейерверки при проведении массовых мероприятий использовать нельзя.
Исходя из п. 14 Требований N 1052 организаторам огненных шоу нужно учитывать следующие законодательные требования по размещению зрителей и выбору территории:
- проведение фейерверка возможно только при разработке соответствующих технических решений (условий). Даже если шоу проводит приглашенная организация, необходимо поинтересоваться наличием данной документации. Разработки должны включать схему местности с нанесением пунктов размещения фейерверочных изделий, предусматривать безопасные расстояния до сооружений с указанием границ безопасной зоны, а также места хранения. Площадку для проведения фейерверков обязательно нужно отгородить и оснастить первичными средствами пожаротушения;
- места для зрителей должны быть расположены с наветренной стороны. Безопасное расстояние от мест проведения фейерверка до зрителей и зданий определяется с учетом требований инструкции к применяемым пиротехническим изделиям;
- на площадках, с которых запускаются петарды, нельзя курить, разводить огонь, а также оставлять пиротехнические средства без присмотра.
И хотя охрана мест для зрителей и безопасность людей возлагается на организацию, проводящую фейерверк, советуем лицу, ответственному за пожарную безопасность на спортивном сооружении, лично убедиться в исполнении всех перечисленных пунктов Требований N 1052.
И пусть новогодние праздники преподносят вам только приятные сюрпризы!
Т. Антропова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(2) Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
*(3) Правила пожарной безопасности в РФ, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
*(4) Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений, утв. МВД СССР 25.12.1987, Госкомспортом СССР 11.01.1988.
*(5) Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений. ППБ-101-89, утв. Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541.
*(6) Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями прописаны в приложении 1 ППР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"