Встречаем во всеоружии инспекторов, осуществляющих контроль в сфере размещения заказов
Не секрет, что любая проверка не страшна, если к ней подготовиться. В этом помогает хорошее знание как самих норм законодательства, соблюдение которого будет проверяться, так и порядка проведения проверки. Полагаем, что бухгалтерам учреждений физической культуры и спорта будет небезынтересен утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 N 30 Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - Порядок). Начнем...
При проведении любой проверки выделяются несколько главных вопросов:
- цели и предмет проверки;
- план проведения проверки;
- действия проверяющих и проверяемых лиц (права и обязанности);
- оформление результатов проведенного контрольного мероприятия;
- обжалование решений, актов и предписаний по результатам проверки.
В Порядке все эти разделы есть, только они имеют специфику, обусловленную соблюдением Федерального закона N 94-ФЗ*(1).
К сведению. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект N 68702-6, который взамен действующего порядка предусматривает введение в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг федеральной контрактной системы.
Кто проводит проверку?
За ответом на этот вопрос обратимся к ст. 17 Федерального закона N 94-ФЗ, посвященной контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов. В ней сказано, что плановые проверки проводятся уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (ФАС), органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа. При этом, как сказано в Порядке, плановая проверка проводится не только названными уполномоченными (контролирующими) органами, но и иными привлекаемыми лицами. Все вместе ревизоры, проверяющие соблюдение законодательства о размещении заказов, именуются инспекцией. Хотя это не налоговая инспекция, общаться с ревизорами бухгалтеру учреждения физической культуры и спорта приходится ничуть не меньше. Потому бухгалтеру нужно знать, чего можно ждать от инспекторов. В состав инспекции, образованной контролирующим размещение заказов органом, должно входить не менее трех человек. При этом уполномоченный орган вправе обратиться в органы прокуратуры, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав инспекции их должностных лиц. В итоге состав инспекции может быть пополнен различными компетентными лицами.
Каковы цели, предмет и план проверки?
Главная цель любой проверки - предупреждение и выявление нарушений законодательства. Предметом же проведения плановой проверки является соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов. Если субъектом проверки является заказчик или уполномоченный орган, проверке подлежит также соблюдение требований законодательства теми лицами, которые размещали проверяемые заказы для указанного заказчика или уполномоченного органа. В числе нарушителей могут оказаться заказчики, конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, органы исполнительной власти, уполномоченные на ведение официального сайта государственных и муниципальных заказов, на ведение реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.
В связи с тем что в статье речь идет о плановых проверках, для их проведения необходим план. По минимуму в него включаются сведения о контролирующем органе, данные о проверяемом лице (наименование, местонахождение, ИНН), цель, основания и дата начала проведения проверки. План утверждается заблаговременно (за шесть месяцев) и размещается (в течение пяти рабочих дней) на сайте контролирующего органа, а также на сайте РФ там, где размещена информация о размещении заказов.
Какие документы нужно собрать проверяющим и проверяемым?
Перед проверкой инспекторам нужно подготовить приказ и уведомление о ее проведении. О том, что должны содержать данные документы, сказано в п. 12, 13 Порядка. В чем разница между приказом и уведомлением? Приказ о проведении проверки утверждается руководителем контролирующего органа и касается инспекторов, которые выходят на проверку. При этом оригинал приказа является тем документом, который подтверждает полномочия инспекторов для проверяемых лиц. Именно для них больше предназначено уведомление, которое отправляется по почте либо любым иным способом, позволяющим его доставить в срок не позднее чем за семь рабочих дней до начала проверки.
О чем же уведомляется проверяемое лицо? В первую очередь о предмете, целях и об основаниях проведения проверки. В качестве справочной информации должны быть указаны даты начала и окончания проведения "мероприятия", проверяемый период. Порядком предусмотрена возможность продления срока проверки в исключительных случаях, связанных с проведением сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований. При этом срок проведения проверки продлевается не более одного раза и общий срок не может составлять более двух месяцев. Если сотрудники проверяемого учреждения не оказывают содействия и создают препятствия инспекторам, то последние могут остаться "в гостях" на полгода, хотя это исключение из правил.
Дополнять уведомление может информация о необходимости обеспечения условий для работы инспекции, в том числе предоставления помещения для работы, оргтехники, средств связи (за исключением мобильной связи) и иных необходимых средств и оборудования для проведения проверки. Если учреждение физической культуры и спорта кого-либо привлекало для размещения своих заказов в проверяемый период, оно должно также уведомить данное лицо о проведении плановой проверки.
По мнению автора, наиболее важным для сотрудников проверяемого лица является перечень документов и сведений, которые могут быть затребованы инспекторами для осуществления проверки, с указанием срока их представления субъектами проверки. В Порядке не сказано, какие документы все же вправе затребовать инспекторы, проверяющие размещение заказов учреждением. Но можно предположить, что будут затребованы документация о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, размещении заказа у единственного поставщика, заключенные контракты, а также подтверждающие их исполнение документы. По требованию инспекторов передача запрашиваемых документов и сведений осуществляется на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить инспекции истребуемые документы (их копии) или сведения в установленный срок, по письменному заявлению срок представления указанных документов и сведений продлевается на основании письменного решения инспекции, но не более чем на пять рабочих дней. В этом случае проверяемое лицо обязано представить инспекции письменное объяснение с обоснованием причин.
О правах и об обязанностях
Как правило, если есть проверяющие и проверяемые, они имеют свои права и обязанности. Однако нормы Порядка на этот счет избирательны: в нем выделены права инспекторов и обязанности сотрудников проверяемого учреждения. Об обязанностях последних фактически было сказано выше: это представление истребуемых документов, обеспечение условий для работы и непрепятствование проведению проверки. Проверяющие, в частности, имеют право на беспрепятственный доступ на относящиеся к предмету проверки территории, в здания и помещения, их осмотр, истребование необходимых для проведения проверки документов и сведений, получение необходимых для проведения проверки объяснений, запрос мнений специалистов и (или) экспертов.
Этапы проверки
Согласно п. 21 Порядка проверка соблюдения законодательства о размещении заказов осуществляется в два этапа, которые могут проходить одновременно. На первом инспекторами рассматриваются заказы, находящиеся в стадии размещения, на втором - анализируются завершенные (размещенные) заказы, контракты по которым заключены. Порядок действий инспекторов на обоих этапах различается (см. таблицу).
Первый этап проверки | Второй этап проверки |
Заказы на стадии размещения | Заказы на стадии завершения |
- после проверки проводится заседание; - результат оформляется решением инспекции; - если нарушения влияют на размещение заказов, выдается предписание об их устранении | - результаты проверки оформляются актом; - принимаются возражения проверяемого лица; - решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении |
Далее рассмотрим действия проверяющих и проверяемых на обоих этапах проверки.
Как проводится заседание по размещаемым заказам?
Данное мероприятие проводится по окончании первого этапа проверки в случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов. Заметьте, здесь речь идет именно о признаках, выявление которых помогает предотвратить нарушение. По сути заседание напоминает рассмотрение акта налоговой проверки. На заседании инспекторы также получают в письменной форме, форме электронного документа или устной форме объяснения лиц по предмету проверки, в отношении которых проводится заседание, испрашивают необходимые документы для ознакомления, совершают иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение предмета проверки. Лица, в отношении которых проводится проверка, вправе давать пояснения по предмету проверки, а также заявлять ходатайства и делать заявления. В то же время в отличие от рассмотрения материалов налоговой проверки результаты заседания оформляются решением инспекции о наличии (об отсутствии) в действиях (бездействии) проверяемых лиц нарушений законодательства о размещении заказов. Решение состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей. Для работников проверяемого учреждения наибольший интерес представляют последние две части, а именно чем инспекторы мотивируют и какое решение примут. По окончании заседания решение инспекции подлежит немедленному оглашению, при этом до сведения присутствующих доводится только его резолютивная часть. Она включает выводы о наличии (об отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, обосновывающие выводы. Но конечным результатом являются все же не выводы, а принятые меры по устранению нарушений.
К сведению. На заседании инспекции ведется аудиозапись, которая передается в контролирующий орган и хранится в нем не менее трех лет (п. 27 Порядка).
В случаях, если инспекцией выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, инспекция выдает предписание об их устранении, за исключением случаев, когда она пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа. В предписании, помимо "официальной части", должны содержаться требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений, сроки исполнения предписания и период, в течение которого контролирующий орган должен получить подтверждение исполнения предписания. Важны действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов.
Действия по устранению нарушений | Дополнительные пояснения |
Внесение изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, запросов котировок | Срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен, чтобы с момента размещения таких изменений он соответствовал установленным срокам |
Отмена решений комиссий по размещению заказов, принятых в ходе проведения торгов | Предписание об отмене решений комиссий по размещению заказов выдается так же, как предписание о внесении изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок или в документацию о торгах |
Правильное проведение процедур размещения заказов согласно нормам законодательства* | Должны быть указаны конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого выдано предписание |
* Перед последним действием сначала проводится аннулирование процедур размещения заказов, после чего уже государственный (муниципальный) заказ размещается правильно, как того требует Федеральный закон N 94-ФЗ. |
Предписание изготавливается одновременно с решением и подписывается на заседании членами инспекции, то есть, по сути, предписание - приложение к решению. Получившее предписание лицо может направить инспекции мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания, установленного таким предписанием. По результатам рассмотрения указанного ходатайства инспекция либо принимает мотивированное решение о продлении срока исполнения предписания с одновременным установлением нового срока, либо отказывает в этом, также мотивируя свой ответ. Нужно знать, что не допускается выдача проверяемому лицу предписаний о недопущении нарушений законодательства о размещении заказов в будущем (п. 50 Порядка).
Как проверяются завершенные (размещенные) заказы?
В принципе, сама проверка этих заказов проводится так же, как мониторинг заказов на стадии размещения. У проверяемого лица истребуются документы, на основании их делаются выводы о соблюдении или несоблюдении законодательства о размещении заказов. Разница состоит в оформлении результатов: на втором этапе составляется акт. Кстати, его неотъемлемой частью являются решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проведения проверки (оформленные на заседании). Как и решение, акт проверки второго этапа состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей. В последней части к выводам инспекции о наличии (об отсутствии) нарушений законодательства о размещении заказов "приобщаются" предложения о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также других мерах по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, о передаче материалов в правоохранительные органы и т.д.
К акту проверки также может прилагаться предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов. Правда, в отношении уже размещенных и завершенных госзаказов целесообразность выдачи предписания под вопросом. Ведь нарушение допущено, а заказ уже завершен (размещен), можно только аннулировать размещение заказа и провести торги заново. Но такое решение инспекторов, скорее всего, будет обжаловано в судебном порядке. Сделать это может не только заказчик, но и исполнитель, не заинтересованный в потере заказа. Напомним, что размещение заказа может быть признано недействительным по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (внимание!) только судом (п. 3 ст. 57 Федерального закона N 94-ФЗ).
Как обжаловать результат проверки?
Несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений Порядка влечет недействительность принятых инспекцией решений, выданных предписаний. Нормами п. 53 Порядка предусмотрено досудебное и судебное обжалование решений, акта и (или) предписания инспекции. Первым шагом в досудебном урегулировании разногласий является представление возражений по акту проверки. В частности, проверяемые лица в течение 10 рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить руководителю инспекции письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки. Контролирующий орган рассматривает возражения, которые приобщаются к материалам проверки. Если инспекторы не приняли возражения или не учли их в полном объеме, то проверяемое лицо обжалует принятое в окончательной редакции решение, акт или предписание инспекции.
К сожалению, в Порядке не дано рекомендаций о том, как составить жалобу. В такой ситуации, по мнению автора, можно взять в качестве подсказки ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, где сказано, что должна содержать жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Если исходить из того, что жалоба составляется проверяемым лицом на действия (бездействия) инспекторов, проверявших соблюдение законодательство о размещении заказа, в нее следует включить следующие сведения:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона уполномоченного (контролирующего) органа, фамилии, имена, отчества "бюджетных" инспекторов, действия (бездействие) которых обжалуются;
- наименование, сведения о месте нахождения участника размещения заказа (заказчика - учреждения физической культуры и спорта), подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
- указание на обжалуемые действия (бездействие) контролирующего органа или на несогласие с нарушением по конкретному размещаемому заказу, доводы жалобы.
Проверенное лицо, не согласное с результатами проверки, обязано приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов (п. 2 ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ). Если после всех принятых действий и собранных документов в досудебном порядке обжаловать неправомерные действия инспекторов не удалось, то учреждение физической культуры и спорта вправе обратиться в суд. Правила обжалования решений и действий (бездействия) контролирующих органов в суде урегулированы Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 125, 129, 199 АПК РФ).
* * *
В целом рассмотренный в статье Порядок нужен больше ревизорам, действия которых он регламентирует. Что касается сотрудников проверяемого учреждения, для них лучший способ закрепить знания по прокомментированному Порядку - это пройти проверку соблюдения законодательства по размещению заказов. Автор надеется, что данный материал поможет сотрудникам учреждения физической культуры и спорта сделать это с наименьшими потерями сил, нервов и времени.
С. Булаев,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"