Год выборов и перестановок
Развитие саморегулирования в строительном сообществе по-прежнему остается мерилом успеха всей системы СРО в нашей стране. Итоги минувшего года наглядно демонстрируют, что все меньше остается скептиков и противников системы СРО, а дискуссии о дальнейших путях ее развития все больше смещаются в плоскость практических проблем и решения конкретных вопросов.
Одним из главных событий минувшего года в сфере саморегулирования бесспорно стали перевыборы глав Национальных Объединений строительной отрасли. Исходя из итогов голосования, перевыборами все три съезда - НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ назвать сложно, поскольку во всех трех НО голоса были поданы за действующих президентов. Таким образом, свои места на этом посту сохранили Ефим Басин, Михаил Посохин и Леонид Кушнир. Однако номинальными эти выборы тоже не назовешь, особенно с учетом того, что в ряде случаев пыл предвыборной борьбы породил целую "борьбу компроматов". Однако и к громким разоблачениям она не привела, поскольку была основана не столько на доказательной базе, сколько на стремлении причинить репутационные издержки тем или иным кандидатам.
По крайней мере, хотя бы один этот факт говорит о том, что понятие "репутация" в системе СРО далеко не пустой звук, а система саморегулирования не только состоялась, но и стала формироваться на более тонких и цивилизованных механизмах, нежели в самом своем истоке, когда все решал административный ресурс.
Однако, как предупреждает все строительное сообщество президент НОИЗ Леонид Кушнир, ныне существует другая опасность - рейдерского захвата Национальных объединений мелкими коммерческими СРО, которые могут консолидированно проводить или блокировать любое решение. Не случайно в течение всего года велась активная полемика, например, о том, имеет ли вообще право на жизнь сам термин "коммерческая СРО", который, в строгом смысле этого слова, и термином не является, поскольку выражает сугубо оценочное мнение, а не букву закона. Такая дискуссия слишком похожа на "прощупывание почвы".
Отсутствие твердой позиции на этот счет уже наводит определенную часть строительного сообщества на мысль о том, не пора ли вернуть в отрасль государственное лицензирование, на этот раз добровольное (но с жесткими требованиями)? Разумеется, оставив при этом весь отлаженный функционал СРО, - хотя известно, что дублирование управленческих инструментов ни к чему хорошему не приводит.
Настрой на Госстрой
Ответом на подобные предложения пока что служит попытка сконцентрировать усилия регуляторных органов в лице воссозданного Госстроя России, в обязанность которого переходят функции ведения реестра и надзора. Решение о том, что Минрегион больше не будет заниматься строительством и ЖКХ, а курировать эти отрасли станет реинкарнированное ведомство, можно назвать своевременным, особенно в свете достаточно быстрой смены глав Минрегиона, случившейся вскоре после президентских выборов.
Тем не менее, факт остается фактом: отдав строительную сферу в ведение СРО, нынешним летом государство позволило взять себе определенный тайм-аут, когда "новое старое" агентство только приступило к формированию своих функциональных полномочий, а Минрегион их уже как бы снял. Впрочем, оптимизма добавляет определенная преемственность кадровой политики между двумя ведомствами в лице нынешнего заместителя главы Госстроя РФ Ильи Пономарева. Его программное видение дальнейших перспектив саморегулирования в строительной отрасли было озвучен в ходе Третьей всероссийской научно-практической конференции "Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство": "Нам бы хотелось, чтобы саморегулируемые организации, которые нормально организовывают свою работу, превратились в своего рода клуб, дающий вход в иную жизнь, когда у строителя дешевые кредиты, когда у него меньше проверок, когда к нему не имеют права сунуться какие-то надзорные организации по собственной инициативе. В конечном итоге мы получим пакет бонусов, который будет настолько привлекателен, что человек будет готов терпеть любой контроль качества". С этим трудно не согласиться.
О практике и прецедентах
Но какие бы перестановки и "передачи дел" ни происходили бы во властных кругах, участники строительного рынка, бесспорно, и сами по себе интересны друг другу. Уровень квалификации рабочей силы и развитие технологий в строительной отрасли России, строительные дефекты и ответственность поставщиков услуг при их обнаружении, финансирование отрасли и правила проведения тендеров, применение санкций и механизм разрешения конфликтов в строительстве - все эти проблемы волнуют участников рынка и требуют ответов. И в первую очередь - в совершенно практической плоскости. Как, например, это случилось в середине июня, когда в Приморье строительное сообщество встало на защиту репутации Тихоокеанской мостостроительной компании. Специалисты СРО провели независимую экспертизу проекта обрушившейся дороги, построенной ТМК к саммиту АТЭС. В итоге мостостроительная компания отсудила более 1 500 000 рублей у компании-подрядчика, которая не полностью выполнила оплаченный фронт работ.
Не меньшей интенсивностью отличался законотворческий процесс. В течение всего года широко обсуждалась целесообразность принятия законопроекта "О внесении изменений в ФЗ "О саморегулируемых организациях". В итоге консолидированное мнение участников СРО утвердилось в том, что в настоящее время нет смысла кардинально менять нормы действующего закона и вводить избыточные требования в ущерб отраслевым принципам работы саморегулируемых организаций.
Первостепенное внимание участников саморегулирования в строительной сфере было уделено вопросам, связанным с подготовкой к рассмотрению в Госдуме проекта федерального закона о Федеральной контрактной системе. При этом был сделан упор на необходимости учета в проекте данного ФЗ отраслевых особенностей, в частности, размера максимально допустимого процента снижения начальной (максимальной) цены контракта для разных видов градостроительной деятельности. Так, например, НОСТРОЙ предлагает уровень в 25%, НОП - 15%. Проведенный опрос предприятий изыскательской отрасли показал, что большинство выступает за установление нормы демпинга на уровне 10%. Наряду с этим, в НОИЗ выражают отдельное мнение против объединения в один лот изыскательских и проектных работ в ходе конкурсов на размещение государственных и муниципальных заказов, поскольку данная практика создает неоправданные препятствия для субъектов малого предпринимательства и может рассматриваться как ограничение конкуренции. Также, по мнению участников строительного рынка, необходимо доработать положения Градостроительного кодекса, которые регулируют предварительную квалификацию участников строительства.
Очевидно, что единожды дав старт системе СРО в нашей стране, государство заинтересовано не столько в ее жестком регулировании, сколько в саморазвитии. Одним из механизмов такого развития должно стать повышение информационной открытости СРО в ряде сфер и отраслей экономической деятельности (строительной, оценочной и др.). Такой законопроект в начале осени уже был внесен в Госдуму - и, видимо, воплощение заложенных в нем принципов станет одной из системообразующих задач на ближайшую перспективу. Что ж, в век информационных технологий и стремления к открытому обществу доступ в широком информационном пространстве к сведениям о качестве работы СРО - не самый плохой контролирующий принцип из всех возможных.
М. Рыженков
"Саморегулирование & Бизнес", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.