Ветер банковских перемен
Со стороны кажется, будто специалисты в банковской сфере не так сильно подвержены кадровым ротациям, как работники в других областях. На самом деле у финансистов все совсем не так стабильно, как им хотелось бы: на перемещения их с одной позиции на другую влияет множество факторов - не только политические и экономические события в стране, но и, например, политика Центробанка. Регулятор, постоянно ужесточая нормативы для банков, заставляет кредитные учреждения искать безопасные и одновременно прибыльные ниши для работы. Вместе с банковскими стратегиями так же быстро происходят и перемещения персонала.
Покой только снится
Несмотря на то что сейчас на финансовых рынках сложилась относительно спокойная обстановка, в бизнес-среде довольно активно обсуждается тема текучки кадров в кредитных организациях. Одни банки взяли курс на повышение эффективности, в связи с чем руководство подбирает более результативных менеджеров, а сотрудники, недовольные новыми системами оценки качества работы персонала, озабочены поиском нового рабочего места. В других банках меняют приоритеты развития: соответственно, сокращают одних специалистов и набирают других, в срочном порядке переучивают уже имеющихся и т.д. В общем, жизнь финансистов скучной назвать нельзя.
По ком звонит кризис
Ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Юлия Павлова выделяет две основные причины происходящих ротаций среди финансистов: внутренние изменения в банке и внешние, вызванные текущей политико-экономической ситуацией.
Классическим примером, которым можно проиллюстрировать влияние внешних факторов, будет ситуация, возникшая в банковском секторе из-за кризиса конца 2008 года - начала 2009-го. Тогда кредитные учреждения вдруг словно очнулись после долгой кредитной лихорадки и срочно начали закрывать дыры с ликвидностью. "Кризис очень серьезно повлиял на банковский сектор, много банков не пережили его. Основная часть вынуждена была свернуть планы по активному росту и начать усиленно сокращать расходы, оптимизировать штат", - комментирует начальник управления кадров банка "Интеркоммерц" Ирина Сафарова.
Многим тогда пришлось сокращать банковских сотрудников чуть ли не целыми отделами (особенно тех, кто специализировался на кредитовании) или срочно переориентировать их на прием депозитов. Аналитик "Инвесткафе" Екатерина Кондашова затрудняется оценить в количественных показателях эту тенденцию, однако отмечает, что, поскольку сотрудники банка, выдающие кредиты, вполне могут консультировать клиентов и принимать деньги во вклады, то многие специалисты смогли переквалифицироваться и вести два направления. Именно поэтому у некоторых работников в банках заметно прибавилось функционала.
Кстати, такая структура отдела впоследствии очень понравилась кадровым службам, поскольку позволяла сократить издержки, и до сих пор многие работники в банках вынуждены отчитываться перед руководством за оба этих направления, то есть и за выдачу кредитов, и за прием депозитов. При этом сейчас, когда банкиры стали массово вводить систему оценки эффективности работы персонала, привязывая ее к количественным показателям, специалистам в таких отделах работать стало сложнее. Чтобы получать хорошую зарплату, им приходится выполнять в два раза больше работы, причем делать это качественно.
Впрочем, не все банкиры считают, что специалист может быть равно эффективен сразу в двух направлениях. "В период кризиса и сокращений многие готовы были сменить профиль деятельности, лишь бы не сидеть без работы, но хочу отметить, что вряд ли все, кому это удалось, были эффективны, так как выдача кредитов и привлечение депозитов - это очень разные сферы. До кризиса банки с готовностью выдавали кредиты, и сотрудникам не приходилось особо работать над привлечением клиентов, они сами шли, в то время как привлечение депозитов, особенно в кризисный период, - сложная работа, требующая большого умения и терпения", - отмечает Ирина Сафарова.
До сих пор последствия того кризиса в какой-то мере ощущают на себе также специалисты инвестиционно-банковских подразделений. В связи с существенным уменьшением российского фондового рынка многие частные инвесторы понесли большие потери, что вызвало значительное снижение их интереса к таким банковским услугам, как доверительное управление, брокерское обслуживание, коллективное инвестирование (ОФБУ, ПИФы). Это вынудило банки сокращать свои инвестиционно-брокерские подразделения, сворачивать проекты по развитию этой деятельности. Полного восстановления предкризисной активности банков не произошло до сих пор, отмечают эксперты.
Впрочем, специалистам этой сферы сильно повезло, что в кризис Сбербанк и ВТБ, воспользовавшись сумятицей на рынке, начали активно развивать свои инвестиционные направления. Так что часть уволенных сотрудников смогла перебраться на работу в государственные банки, причем еще и добившись повышения зарплаты. Однако судя по отчетности Сбербанка и ВТБ за последние 12 месяцев, наименьшие доходы (а в отдельные кварталы даже убытки) принесли банкам как раз инвестиционно-банковские и трейдинговые подразделения, отмечает директор аналитического департамента ИК "Вектор секьюритиз" Александра Лозовая. И к каким дальнейшим кадровым ротациям в банках для них это может привести, остается только гадать.
Кстати, повезло в кризис и некоторым другим банковским специалистам. Например, рисковикам. В некоторых банках в кризис им даже начали поднимать зарплаты, чтобы удержать ценные кадры, так нужные в нестабильные времена.
Банки не любят "болеть"
Как уже упоминалось, не только внешние факторы влияют на кадровые ротации в банках. Не стоит недооценивать и так называемые "внутренние причины". Например, банк может перейти к новому собственнику, который решит делать акцент на иных направлениях деятельности, или в результате того, что банк сольется с другим кредитным учреждением, головная организация откажется от определенной ниши. "После перехода Банка Москвы под контроль ВТБ новый собственник не стал развивать инвестиционное направление бизнеса банка, переориентировав его на розницу", - отмечает Александра Лозовая.
Такой шаг кредитного учреждения был вызван и тем, что у ВТБ было свое инвестиционное подразделение - "ВТБ Капитал", укомплектованное трейдерами, брокерами и аналитиками. "Как только информация о подобных решениях руководства банка просачивается на рынок к сотрудникам, сразу же начинают поступать предложения от конкурентов", - замечает эксперт кадрового центра "ЮНИТИ". Так, в данном примере аналитическая команда Банка Москвы, пользовавшаяся авторитетом и популярностью среди российского инвестиционного сообщества, быстро получила приглашение от НОМОС-Банка (которое и приняла).
Впрочем, смена собственника или слияния - не такие уж частые явления среди крупных банков на российском рынке. Чаще всего на смену парадигмы развития, по признанию финансистов, влияет либо падение доходов компании, либо рост рисков для ее существования, либо оба фактора одновременно. "Здесь можно провести аналогию с человеком: если вы заболели и для выздоровления требуется поменять образ жизни или привычки, то вы, как правило, идете на это, чтобы выздороветь и не допустить повторного заболевания", - приводит пример ведущий специалист банка "Интеркоммерц".
При этом такого рода "болезни" с российскими банками приключаются постоянно, даже во времена кажущейся стабильности на финансовых рынках. Вот один из последних примеров на рынке. Хотя вроде бы сейчас нет никакого кризиса, МДМ Банк сократил, согласно отчетности кредитной организации, за первое полугодие 2012 года около 12% работников. Связано это с желанием оптимизировать работу персонала, научив сотрудников работать эффективнее за меньшие деньги, объясняют эксперты. При этом, если присмотреться к отчетности кредитной организации, то подобная реакция кредитного учреждения кажется вполне своевременной. Так, неслучайно еще летом международное рейтинговое агентство Moody's изменило прогноз по рейтингам МДМ Банка со "стабильного" на "негативный". Пересмотр отражал обеспокоенность экспертов слабыми финансовыми результатами кредитной организации: чистый совокупный убыток в 2011 году составил 6,9 миллиарда рублей.
Крестовый поход банкиров в розницу
По мнению Юлии Павловой, в последнее время можно выделить такие влияющие на ротацию персонала основные тенденции изменения политики кредитной организации, как усиление IT-подразделений банков и активное развитие розницы в финансовых учреждениях, до этого ориентированных на корпоративный бизнес. "Многие кредитные учреждения стремятся инвестировать средства в техническое совершенствование бизнес-процессов, понимая, какие выгоды это сулит им в будущем. Соответственно растут и зарплаты в IT-области. Их уровень уже в 1,5-2 раза выше, чем было в 2008 году. Если раньше предложения для технических специалистов без опыта работы начинались с 50-60 тысяч рублей, то сейчас соискатели начинают рассматривать вакансии от 80-100 тысяч", - говорит эксперт кадрового центра "ЮНИТИ".
Другая важная тенденция - массовое увлечение банков розничным бизнесом. Неслучайно даже Сбербанк в последнее время занялся выдачей экспресс-кредитов. По словам Юлии Павловой, от развития корпоративного кредитования в пользу розничного переориентировался банк "Траст". Этот сегмент бизнеса сейчас дает хорошие доходы в отличие от остальных, объясняют эксперты.
Банк "Траст" - совсем не единичный пример на российском рынке. Если обратиться к отчетности, то мы увидим почти двукратное замедление темпов роста корпоративного портфеля в банках - с 26% в 2011 году до 10% за девять месяцев 2012 года. "То есть основной источник доходов российских банков - корпоративные кредиты - сокращается, при этом еще и ставки по ним относительно низкие - 8-9% (по данным ЦБ). Для сравнения: ставки по розничным кредитам в 2-4 раза выше, а спрос населения на кредиты сделал розничный сегмент практически "золотой жилой" для банков", - говорит Александра Лозовая.
Впрочем, как долго продлится розничная кредитная лихорадка наших банков, сказать сложно. Этот сегмент считается высокорисковым - в случае экономических спадов и роста безработицы быстро растут просрочка и невозвраты. Именно поэтому Банк России постоянно мониторит системные риски сектора и ограничивает "перегрев" рынка с помощью имеющихся инструментов монетарной политики. В частности, последние шаги ЦБ в этом плане - повышение ставки рефинансирования и ужесточение требований к резервированию по беззалоговым кредитам - в том числе преследуют цель "охлаждения" сектора розничного кредитования. Так что в этой ситуации эксперты не исключают, что совсем скоро банкирам придется вновь сокращать специалистов, занимающихся выдачей розничных кредитов.
Как отмечает Юлия Павлова, в пору перемен банк теряет большое количество ценных работников, и здесь важно вовремя информировать сотрудников о грядущих изменениях и обозначить позицию каждого служащего в обновленной структуре банка. "При изменении парадигмы развития кредитного учреждения можно пойти по двум путям. Первый - обратиться к профильным службам, которые могут оказаться в состоянии компенсировать потерю работы увольняемым сотрудникам. Второй - планировать карьеру специалистов внутри кредитного учреждения на долгую перспективу, закладывая не только вертикальный рост, но и горизонтальное развитие, предполагающее профессиональную переориентацию", - говорит эксперт "ЮНИТИ". В качестве примера этой тенденции Юлия Павлова рассказывает об опыте Промсвязьбанка, который при наборе специалистов гарантирует претендентам обязательный рост в рамках банка по истечении зафиксированного срока. Подобный подход позволит кредитным организациям сохранять лояльную команду специалистов, готовых развиваться и расти вместе со своим банком.
Ю. Винча,
Руководитель департамента "Финанс"
кадрового центра "ЮНИТИ"
"БДМ. Банки и деловой мир", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"