Может ли ресторан в рамках рекламной акции к Новому году дарить посетителям своего заведения алкоголь при отсутствии лицензии?
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ*(1) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков;
- розничной продажи спиртосодержащей продукции;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
При этом под производством понимается производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, а под оборотом - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ (п. 15, 16 ст. 2 настоящего закона).
Заметим, что в силу п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей предусмотренных лицензий, является основанием для аннулирования лицензии. Сведения о реквизитах лицензии покупателя указываются и в сопроводительных документах на алкогольную продукцию (ст. 10.2 данного закона). Таким образом, ни один поставщик не будет рисковать своей лицензией и продавать алкогольную продукцию организации, которая ее не имеет. Конечно, организация в такой ситуации может приобрести алкоголь и через подотчетное лицо в розничном магазине. Но, по мнению автора, делать это она не вправе, поскольку закупка алкоголя является одной из составляющих определения "оборота алкогольной продукции"*(2) и должна производиться в соответствии с требованиями алкогольного законодательства.
Разберемся еще с одним моментом. Подходит ли проведение рекламной акции, при проведении которой посетителям будут дарить алкоголь, под исключение, установленное п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ, в частности не подлежит лицензированию закупка алкогольной продукции в иных целях, не связанных с производством алкогольной продукции (в рассматриваемом случае - в рекламных целях)? Для ответа на этот вопрос обратимся к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе". Согласно п. 2.1 ст. 21 данного закона реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более % объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
В силу п. 4 ст. 21 этого закона проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Несмотря на то, что в п. 4 нет уточнения "в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции", Федеральная антимонопольная служба в Письме от 02.12.2011 N АК/44977 считает, что данное требование относится и к рекламной акции.
При этом, как известно, розничная продажа алкогольной продукции осуществляется на основании лицензии. Соответственно, эти положения позволяют сделать вывод, что если у ресторана нет лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и он в связи с этим не осуществляет ее продажу, рекламную акцию с участием алкоголя он проводить не вправе, иначе он рискует быть привлеченным к административной ответственности. Напомним, что в силу ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц - в размере от 2000 до 2500 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2012 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) Подробнее об этом читайте в статье В.А. Кузнецовой "Алкоголь в кальяне при отсутствии лицензии", N 10, 2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"