В соответствии с "Положением о социальном обеспечении работников" работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, выплачивается ежемесячное пособие в размере, зависящем от стажа сотрудника (от 0,75 до 1,5 минимальной тарифной ставки).
Прошу Вас ответить на следующие вопросы:
1. Обязано ли Общество выплачивать наряду с пособием, предусмотренным локальным нормативным актом, еще и ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 рублей на основании Указа Президента РФ N 1110 от 30.05.94 года или ее можно учесть в составе выплаченного пособия?
2. Если обязано, то какими документами следует оформить данную выплату?
3. Облагается ли данное пособие НДФЛ и страховыми взносами?
Как следует из запроса, в соответствии с локальным актом работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, выплачивается ежемесячное пособие в размере, зависящем от стажа сотрудника (от 0,75 до 1,5 минимальной тарифной ставки). Представляется, что в данном акте нет ссылок на компенсационную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Указ N 1110).
Соответственно, у Общества возникает вопрос о необходимости выплачивать наряду с пособием, предусмотренным локальным нормативным актом, еще и ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 рублей на основании Указа N 1110.
В этой связи, укажем на следующее.
Верховный суд РФ в Решении от 10 февраля 2003 года "ГКПИ02-1461 указал буквально следующее: "Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в ст. 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента РФ от 30 мая 1994 N 1110 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста".
В Определении Президиума Верховного суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03 судом отмечено, что "ежемесячная компенсационная выплата входит в число установленных федеральным законодательством гарантий в связи с материнством и выполняет одну из важнейших функций - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящего в отпуске по уходу за ребенком".
Порядок осуществления компенсационной выплаты установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Постановление N 1206).
Пунктом 20 Постановления N 1206 определено, что компенсационная выплата осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм за счет средств, направляемых на оплату труда.
Таким образом, полагаем, что выплачиваемая ежемесячная компенсация представляет собой одну из установленных федеральным законодательством гарантий социальной защиты.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении субъектов РФ и самой РФ. Следовательно, решение вопросов социального обеспечения, в том числе определения размеров различных социальных выплат, находится в компетенции федеральных и региональных органов государственной власти.
Трудовое законодательство не содержит норм, согласно которым работодатель вправе отменить локальным актом выплату социальной помощи, установленной органом государственной власти.
В связи с этим, в силу того, что рассматриваемая компенсационная выплата установлена Указом Президента РФ N 1110, то полагаем, что работодатель не вправе решать вопрос об ее отмене в связи с выплатой дополнительного пособия на основании локального акта. Другими словами, в рассматриваемом случае компенсационная выплата в размере 50 рублей в месяц должна выплачиваться работнику вне зависимости от наличия или отсутствия дополнительных гарантий, предусмотренных локальным актом.
При этом согласно п. 12 Постановления N 1206 для назначения ежемесячных компенсационных выплат работнику следует подать работодателю заявление и приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. На основании данных документов работодатель производит рассматриваемую компенсационную выплату.
Что касается, обложения данной суммы страховыми взносами, то следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона 24 июля 2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)*(1), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций-работодателей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе, в рамках трудовых отношений.
Согласно ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций-работодателей, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Выше было отмечено, что выплачиваемая ежемесячная компенсация представляет собой одну из установленных федеральным законодательством гарантий социальной защиты. Т.е., по нашему мнению, из таких разъяснений, можно заключить, что рассматриваемая компенсационная выплата, установленная Указом N 1110, по своей направленности и содержанию может рассматриваться как один из видов государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, несмотря на то, что напрямую выплата в Указе N 1110 так не поименована.
Соответственно, в данном случае, по нашему мнению, может быть применимо положение пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым подобные суммы не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование.
Аналогичный вывод содержится в Письме Пенсионного фонда РФ от 18.10. 2010 N 30-21/10970, в котором указано, что данного рода компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством, на основании п. 1 части первой ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Актуальной позиции Минздравсоцразвития России*(2) по рассматриваемому вопросу в информационно-правовых системах не содержится*(3).
Таким образом, поскольку не имеется выраженного мнения Минздравсоцразвития России, при занятии Обществом позиции о не обложении страховыми взносами рассматриваемых компенсационных выплат на основании пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться иной точки зрения.
В отношении возможности применения абз. "и" пп. 2) ч. 1 ст. 9 Закона 212-ФЗ в отношении рассматриваемой выплаты укажем следующее.
Данная норма предусматривает освобождение от обложения взносами всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Как установлено абз. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Однако, льготы, установленные ст. 9 Закона N 212-ФЗ, распространяются только на компенсации, которые выплачиваются в возмещение расходов, понесенных в связи с выполнением трудовых (а не иных) обязанностей.
В случае с оплатой работнику рассматриваемой в консультации выплаты работник получает её не в связи с выполнением трудовых обязанностей, а, наоборот, в связи с освобождением его от трудовых обязанностей для решения вопросов личного характера - ухода за ребенком до достижения 3-летнего возраста. Таким образом, указанная выплата не может быть отнесена к компенсациям, которые в соответствии с абз. "и" пп. 2) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ освобождаются от обложения взносами.
В то же время, учитывая отсутствие судебной практики по данному вопросу, в случае принятия решения не облагать спорные выплаты взносами на обязательное социальное страхование именно на основании данной нормы предприятие может мотивировать свою позицию тем, что поскольку законодатель расширил понятие объекта обложения взносами с выплат, производимых по трудовому договору, до любых выплат в рамках трудовых отношений*(4), можно сделать вывод о том, что и в ст. 9 Закона N 212-ФЗ под компенсационными выплатами, освобожденными от обложения взносами, понимаются не только компенсации расходов в связи с выполнением трудовых обязанностей, но и любые другие, выплачиваемые работодателем. Хотя буквально из текущей редакции ст. 9 Закона N 212-ФЗ этого не следует.
В отношении обложения рассматриваемой компенсационной выплаты НДФЛ.
В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иных выплат и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством.
По нашему мнению, по основаниям, приведенным выше, имеется возможность рассматриваемые нами компенсационные выплаты не облагать НДФЛ*(5).
Вывод:
По причинам указанным в консультации, полагаем, что работодатель не вправе решать вопрос об отмене компенсационной выплаты, предусмотренной Указом N 1110, в связи с предоставлением дополнительного пособия на основании локального акта.
Поскольку выплачиваемая ежемесячная компенсация представляет собой одну из установленных федеральным законодательством гарантий социальной защиты, то по своей направленности и содержанию может рассматриваться как один из видов государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, несмотря на то, что напрямую выплата в Указе 1110 так не поименована.
Соответственно, в данном случае, по нашему мнению, может быть применимо положение пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым подобные суммы не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование.
Также, по нашему мнению, рассматриваемые нами компенсационные выплаты Общество вправе не облагать НДФЛ.
15 сентября 2012 г.
ООО "Аудит-новые технологии", сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Письма Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19 (п. 1), от 19.05.2010 N 1239-19.
*(3) Ранее ведомство со ссылкой на старую редакцию ст. 7 Закона N 212-ФЗ делало вывод о том, что данная компенсация не является объектом обложения страховыми взносами. Отметим, что до 01.01.2011 года ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ была изложена в редакции, согласно которой объектом обложения взносами являлись выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, а не в рамках трудовых отношений, как это указано в текущей редакции. Соответственно, признать выплату компенсации работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, выплатой по трудовому договору формально можно было с оговорками, так как по трудовому договору оплата производится за труд, а указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания Указа N 1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении; то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Однако новая редакция данной статьи позволяет включить в объект обложения взносами любые выплаты, производимые в связи с нахождением в трудовых отношениях, в том числе и подобные компенсационные суммы выплат. В настоящее время редакция ст. 7 Закона N 212-ФЗ не дает оснований исключать из базы для начисления страховых взносов суммы, не связанные с оплатой труда, поскольку теперь в эту базу включаются любые выплаты, производимые страхователем в рамках трудовых отношений - то есть во всех случаях, когда он выплачивает их работнику в качестве работодателя. В данном случае взаимосвязь выплаты с существованием трудовых отношений очевидна.
*(4) См. настоящий ответ выше.
*(5) См. также Письмо УФНС России по г. Москве от 13.03.2006 N 21-11/19687.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.