По полученному Обществом Сертификату соответствия системы менеджмента качества, применительно к деятельности по строительству, проектированию и инженерным изысканиям, срок окончания действия октябрь 2013 года. Ежемесячно производится пропорциональное списание на затраты в бухгалтерском учете согласно сроку действия сертификата*(1).
В августе 2012 года в рамках данного Сертификата проведены работы по инспекционному контролю сертифицированной системы экономического менеджмента Общества.
1. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты по контролю, единовременно или пропорционально?
2. Как возместить НДС с данных работ, единовременно или пропорционально?
В соответствии с представленным Договором N 240/11 от 06.09.2011 Общество поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение работ (услуг) по инспекционному контролю сертифицированной системы экологического менеджмента ОАО "ХХ".
При этом исходя из содержания договора проведение инспекционного контроля за сертифицированной системой экологического менеджмента осуществляется исполнителем в 2 этапа (июль-август 2012 года, июль-август 2013 года). Для каждого этапа договором установлена цена; при завершении работ (услуг) по каждому этапу составляется акт сдачи-приемки работ (услуг); итоговыми документами каждого этапа являются акт инспекционного контроля, перечень несоответствий и уведомлений (при наличии), решение о подтверждении сертификата соответствия (при положительном результате проверки).
На основании Приложения N 1 к договору исполнитель осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой экологического менеджмента Общества в целях осуществления мониторинга процессов жизненного цикла продукции (работ, услуг), охватываемых системой менеджмента. Деятельность по инспекционному контролю включает в себя проведение инспекционных аудитов на месте с целью оценки соответствия сертифицированной системы менеджмента Общества требованиям стандарта, на соответствие которому выдан сертификат. Плановый инспекционный контроль должен проводиться, по крайней мере, один раз в год. Периодичность проведения планового инспекционного контроля устанавливается в договоре на инспекционный контроль.
Согласно п. 1.2 договора требования к выполняемой работе отражены в ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению", ГОСТ Р ИСО 19001-2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента", ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента".
На основании п. 9.3.2.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 надзорные аудиты (инспекционный контроль) - это аудиты, проводимые на местах, но они необязательно подразумевают полный аудит системы и должны планироваться вместе с другими мероприятиями по надзору таким образом, чтобы позволить органу по сертификации сохранять уверенность в том, что сертифицированная система менеджмента продолжает соответствовать требованиям в периоды между ресертификационными аудитами. Согласно п. 9.3.2.2 названного стандарта надзорные аудиты (инспекционный контроль) должны проводиться, по крайней мере, один раз в год. Проведение первого надзорного аудита (инспекционного контроля) с момента первоначальной сертификации должно быть не позже, чем через 12 мес. после последнего дня второго этапа аудита.
В соответствии с нормами национального а стандарт РФ ГОСТ Р 14.11-2005 "Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66)" сертификация системы экологического менеджмента организации является средством подтверждения того, что организация внедрила систему управления воздействиями на окружающую среду в деятельность по производству продукции или оказанию услуг в соответствии с экологической политикой организации.
Согласно п. 5.6.1 ГОСТ Р 14.11-2005 орган по сертификации должен осуществлять периодический инспекционный контроль и повторные оценки системы экологического менеджмента организации через достаточно небольшие промежутки времени, чтобы подтвердить соответствие систем экологического менеджмента организаций, прошедших у него сертификацию, требованиям сертификации. В большинстве случаев периодический инспекционный контроль проводят один раз в год, а повторную оценку - один раз в три года.
На основании п. 5.6.2 ГОСТ Р 14.11-2005 процедуры инспекционного контроля и повторной оценки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, относящимся к оценке систем экологического менеджмента организаций.
Общие условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ, согласно положениям которой для признания расходов с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим условиям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами (затратами) понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные принципами делового оборота. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обращаем Ваше внимание, что Конституционный Суд в Определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П разъяснил, что расходы являются обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не её результат. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса.
Представленный Вами договор имеет целью подтвердить соответствие сертифицированной системы экологического менеджмента нормам действующих стандартов, что обусловлено наличием в Обществе системы управления воздействиями на окружающую среду в своей деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с экологической политикой организации. При этом, как пояснено Вами устно, затраты на получение самого сертификата соответствия системы экологического менеджмента, Обществом признаются обоснованными, необходимыми и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода. Т.о., на наш взгляд, расходы на проведение планового инспекционного аудита в данном случае также связаны с работой Общества и в конечном итоге нацелены на получение дохода, что отвечает требованиям ст. 252 НК РФ.
На основании изложенного, считаем, что Общество вправе учесть в расходах по налогу прибыль сумму затрат, произведенных по представленному договору*(2), в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом окончание первого этапа, т.е. завершение "первого" планового инспекционного контроля (аудита), подтверждено Актом сдачи-приемки работ и услуг от 30.08.2012. Соответственно, считаем, что признание расходов в данном случае производится на дату подписания акта о выполнении работ (оказании услуг) по инспекционному контролю (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В бухгалтерском учете расходы по рассматриваемому договору, на наш взгляд, на основании п. 5, 7 ПБУ 10/99*(3) могут быть отнесены к расходам по обычным видам деятельности. При этом, поскольку проведение планового инспекционного контроля лишь подтверждает текущее действие сертификата экологического менеджмента, то указанные расходы Общество вправе признать полностью в том отчетном периоде, в котором они были фактически произведены, то есть расходы могут быть признаны единовременно по мере подписания предусмотренных договором актов сдачи-приемки*(4).
Отвечая на вопрос о порядке принятия к вычету НДС, полагаем, что Общество имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную ей по выполненным работам (оказанным услугам) по проведению инспекционного контроля (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Данная сумма в рассматриваемом случае принимается к вычету в полном размере при принятии к учету выполненных работ (оказанных услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Вывод:
По нашему мнению, расходы на проведение первого этапа инспекционного контроля могут быть учтены при исчислении налога на прибыль по факту подписания Акта сдачи-приемки работ и услуг.
В бухгалтерском учете рассматриваемые расходы также могут быть признаны единовременно в составе расходов по обычным видам деятельности.
1. Сумма предъявленного НДС в рассматриваемом случае в полном размере принимается к вычету при принятии к учету выполненных работ (оказанных услуг).
15 сентября 2012 г.
ООО "Аудит-новые технологии", сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полагаем, что предметом настоящей консультации не является вопрос о порядке признания данных расходов.
*(2) Вывод о возможности отнесения затрат на проведение инспекционного контроля системы менеджмента качества подтвержден в письме УФНС России по г. Москве от 06.04.2010 N 16-15/035564@.
*(3) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.