Правовые режимы и соотношение служебной и профессиональной тайны
Согласно указу Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. N 188*(1), в качестве одного из видов конфиденциальной информации выступают служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) и федеральными законами (служебная тайна). Нужно заметить, что на сегодняшний день единое легальное понятие служебной тайны отсутствует.
Ранее такое понятие содержал ГК РФ (ст. 139), который фактически сближал служебную тайну с коммерческой. Данная норма неоднократно подвергалась серьезной критике на страницах специальной литературы. Так, Л.А. Трахтенгерц справедливо отмечал, что коммерческая и служебная тайна являются разноплановыми понятиями*(2). По его мнению, информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и обладатель ее принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу ее ценности, сколько в силу служебной обязанности.
Г. Отнюкова отмечает, что одним из основных признаков служебной тайны является отсутствие гражданской оборотоспособности соответствующей информации - она не может быть предметом гражданско-правовых договоров*(3).
Подобное мнение высказывается и другими авторами. "Критерием служебной информации служит основание необщедоступности - трудовое законодательство и заключенный на его основе трудовой договор, служебные отношения, когда работодатель устанавливает обязанность работника соблюдать конфиденциальность. А основанием для конфиденциальности коммерческой информации является ее содержание - действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу ее неизвестности третьим лицам"*(4).
С принятием и вступлением в силу части четвертой ГК РФ данная норма утратила юридическую силу. Следует заметить, что в законодательстве об отдельных видах государственной службы используются различные и далеко не всегда адекватные термины для обозначения служебной информации с ограниченным доступом. Так, например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(5) возлагает на органы валютного контроля и их должностные лица обязанность сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (ст. 23). Понятие "служебная тайна" упоминается в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(6), Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"*(7) и т.п.
С другой стороны, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(8) содержит понятие служебной информации. Служебной информацией в данном случае признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст. 31). Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам (ст. 33). Сохраняет свою силу и постановление Правительства от 3 ноября 1994 N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти"*(9).
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(10) в качестве запретов, связанных с прохождением гражданской службы, устанавливает запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Аналогичная формулировка предусмотрена и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(11).
В литературе отмечается непоследовательность законодателя при конструировании данной нормы, поскольку служебная информация здесь называется наряду с иными сведениями конфиденциального характера, а, следовательно, не относится к категории конфиденциальной информации*(12).
Следует отметить, что если понимать данную норму буквально, то указанный запрет относится к любой информации, ставшей известной гражданскому или муниципальному служащему в связи с прохождением службы. Утрируя, можно сказать, что к подобной информации относится, например, цвет обоев в кабинете гражданского служащего. Между тем названными законами в качестве санкции за разглашение соответствующей информации предусматривается увольнение гражданского служащего.
Следует согласиться с теми авторами, которые полагают необходимым переформулировать данную норму. Так, О.С. Соколова предлагает ввести запрет на разглашение или незаконное использование "информации ограниченного доступа, в том числе служебной информации ограниченного распространения"*(13).
Как нам представляется, подобное положение дел диктует необходимость унификации законодательного подхода к понятию "служебная тайна".
Несовершенство действующего законодательства в области служебной тайны порождает многочисленные дискуссии в доктрине права. Так, некоторые авторы определяют служебную тайну как "несекретные сведения служебного характера"*(14). С этим сложно согласиться уже исходя из определения данной информации как "тайны".
В.Н. Лопатин определяет служебную тайну как "защищаемую по закону конфиденциальную информацию, ставшую известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебную информацию о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости"*(15).
В качестве признаков служебной тайны автор называет:
- функционирование в режиме "собственной служебной" тайны, "чужой" тайны;
- использование в служебной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- нераспространение на данный режим статуса государственной тайны; нераспространение на данный режим требований обязательного открытого доступа для определенных категорий информации.
В.Н. Лопатин выделяет в структуре служебной тайны: сведения, ставшие известными государственному или муниципальному служащему на законном основании и в силу исполнения им своих служебных обязанностей и служебную информацию о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральными законами или в силу служебной необходимости.
О.С. Соколова отмечает следующие конститутивные признаки служебной тайны*(16):
- функционирует в органах исполнительной власти;
- действительная или потенциальная ценность ее определяется не коммерческой значимостью, а возможностью использовать ее для принятия эффективных управленческих решений;
- имеет сложную структуру, поскольку включает сведения, функционирующие в режиме "внешних" тайн, а также служебную информацию ограниченного распространения;
- ограничение доступа к ней преследует и публичные, и частные интересы;
- ограничение доступа определяется самими властными структурами;
- оборотоспособность ограничивается рамками внутриведомственного и межведомственного информационного обмена и возможностью заключения административно-правовых договоров о международном информационном обмене служебными сведениями.
Нужно заметить, что на сегодняшний день разработан и внесен в Государственную думу проект Федерального закона N 124871-4 "О служебной тайне". В данном проекте служебная тайна определяется как конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.
В пояснительной записке к данному законопроекту отдельно выделены следующие его концептуальные положения.
1. Служебная тайна понимается как сведения, создаваемые или накапливаемые в органах государственной власти, органах местного самоуправления и создаваемых ими организациях и включающие как собственно сведения о деятельности конкретных органа или организации, так и полученные от иных субъектов сведения конфиденциального характера.
2. В режиме служебной тайны должны охраняться переданные в указанные органы и организации сведения, составляющие коммерческую, банковскую, профессиональную тайны, информация о гражданах (персональные данные), секреты производства. Этот принцип позволяет защитить права различных субъектов, передающих важную для них информацию в органы власти и подведомственные им организации.
3. Исходя из общественных и государственных интересов, законопроект устанавливает ограничения на отнесение сведений к служебной тайне (ч. 3 ст. 5).
4. Установлены права, обязанности и ответственность руководителей органов государственной власти при отнесении сведений к служебной тайне.
5. Согласно законопроекту органы местного самоуправления не наделяются правомочиями по отнесению сведений к служебной тайне. Вместе с тем эти органы получают из органов и организаций сведения, составляющие служебную тайну, поэтому они обязаны обеспечить соответствующий режим хранения и использования указанных сведений (ч. 1 ст. 10).
6. Обязанности по соблюдению режима служебной тайны должны включаться в трудовой договор, заключаемый с работником органа власти или органа местного самоуправления. Эти обязанности могут сохраняться после окончания трудового договора, если соответствующие обязательства были включены в него или оформлены специальным соглашением (ст. 11 законопроекта). В случае разглашения служебной тайны трудовой договор может быть расторгнут согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 57 и 81).
7. Согласно законопроекту, действие режима служебной тайны должно быть ограничено во времени: законопроектом установлен максимальный срок - 10 лет, по истечении которого ограничения на распространение сведений снимаются. Заинтересованные лица вправе поставить вопрос о досрочном снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну (ч. 3 ст. 9).
8. Законопроект учитывает необходимость установления переходного периода при формировании института служебной тайны.
Законодательный подход к регламентации служебной информации, представляющей собой сведения конфиденциального характера, как мы показали выше, исходит из того, что такая информация формируется и функционирует в системе государственной и муниципальной службы. В науке права по этому вопросу нет единого мнения. Так, например, В.Н. Лопатин и О.С. Соколова ограничивают сферу действия служебной тайны рамками государственной и муниципальной службы. По мнению О.А. Городова, сведения служебного характера могут формироваться и циркулировать ее только в органах государственной власти, но и в иных учреждениях и организациях, в которых имеют место служебные отношения*(17).
Э.П. Гаврилов в отношении служебной тайны указывает, что это та же коммерческая тайна, но ставшая доступной третьим лицам, например работникам или договорным партнерам обладателя коммерческой тайны, либо организациям - органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления (и их работникам), которым коммерческая тайна была предоставлена ее обладателем*(18).
Дело в том, что понятие "служба" чрезвычайно многозначно. В современном словаре русского языка содержатся шесть его определений*(19). В специальной литературе можно встретить понимание "службы" в узком и широком смысле данного слова. В узком смысле принято говорить о публичной службе, которая включает в себя государственную и муниципальную службу. В широком смысле это понятие рассматривается как один из видов социальной общеполезной деятельности.
C.И. Ожегов определяет службу как работу, занятия служащего, а также место его работы. Соответственно служащий, "это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить - значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу"*(20).
По мнению Д.Н. Бахраха, служба в таком понимании заключается в управлении, обслуживании его (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей*(21).
Другие авторы характеризуют службу как "профессиональную деятельность определенного контингента - служащих - по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и других социальных структур"*(22). Служба, в обобщенном понимании, рассматривается как один из видов оплачиваемой профессиональной деятельности людей, в которой заинтересовано общество*(23).
Исходя из подобного понимания службы некоторые авторы отмечают, что попытки ограничить понятие "служебная тайна" взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не только не имеют опоры в законе, но и неверны по своей сути*(24) В.Л. Дозорцев рассматривает служебную тайну как отношение между организацией и ее работником по поводу сведений, полученных в служебном порядке и относящихся к внутренней деятельности организации, ее результатам и ее внешним связям, когда работник не вправе сообщать соответствующие сведения третьим лицам*(25). Служебную тайну, по его мнению, составляют сведения, которые не должны разглашаться работником в силу служебных отношений, в том числе в силу обязанностей, имеющих трудовой или административно-правовой характер.
Как отмечают некоторые исследователи, правовые способы защиты служебной или коммерческой тайны должны быть "встроены" в существующий механизм правового регулирования трудовых отношений*(26).
Признавая право на существование широкого понимания службы и служебной информации, отметим, что в трудовом законодательстве термины "служба" и "служащий" не тождественны понятиям "работа" и "работник". Так, трудовая функция рабочего определяется его профессией, специальностью и квалификацией, а руководителя, специалиста, иного служащего - должностью, рассчитанной на выполнение работы (круга обязанностей по должности) лицом, имеющим соответствующую специальность и квалификацию*(27). Профессия обычно рассматривается как вид трудовой деятельности, который определяется целью и характером трудовых функций (например, металлург, учитель, строитель). Специальность - более узкое понятие в пределах профессии, зависит от характера навыков и знаний по данной профессии (например, учитель истории, врач-окулист и др.). Квалификация - степень и вид профессиональной обученности, т.е. уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности, определяемый для рабочих разрядом работ, а для служащих - специальным образованием, опытом, знанием, должностью*(28).
Соответственно рабочие специальности предусмотрены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, который состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих закрепляются Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащим должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Таким образом (по крайней мере в контексте трудового права) было бы некорректно отождествление понятий "работа" и "служба". Последнее, безусловно, входит в объем понятия "работа", но не исчерпывает его, являясь более узким по содержанию.
В этой связи интересное предложение высказано И.Ю. Мирских, которая предлагает в целях устранения споров вокруг термина "служебная тайна" заменить его на другой, более ясный термин - "трудовая тайна"*(29). В данной интерпретации "трудовая тайна" включает в себя секретные сведения, которые стали доступны работнику в связи с выполнением им трудовых функций (обязанностей). Объектом отношений по трудовой тайне по мысли автора является охраноспособная информация разных субъектов, включаемая в сферу действия норм о коммерческой тайне и т.п. К такой информации применяются все общие для правового режима тайн в России требования: она не должна быть общедоступной, подпадать под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен и т.п. Субъектом - хранителем трудовой тайны предполагается считать работника или иное трудящееся лицо, которое именно в связи со своей трудовой деятельностью (трудовой функции, служебной функции, обязанностями по гражданско-правовому договору и т.д.) получает доступ к секретной информации и обязано сохранять ее конфиденциальность. Под другими трудящимися лицами автором подразумеваются частные предприниматели, самозанятые лица, лица, которые трудятся по гражданско-правовым договорам, и др.
По мнению И.Ю. Мирских, трудовая тайна должна стать родовой категорией, объединяющей в себе отдельные разновидности подобного рода конфиденциальной информации: профессиональную, должностную и рабочую тайны*(30).
К профессиональной тайне относятся конфиденциальные сведения, составляющие чаще всего тайну других лиц, ставшие доступными работнику в связи с исполнением им своих профессиональных трудовых функций.
К должностной тайне автор предлагает относить конфиденциальные сведения, составляющие, как правило, коммерческую, персональную и иную тайну других лиц. Эти сведения становятся доступными государственному или муниципальному служащему (включая работников правоохранительных органов, прокуратуры, суда) в связи с занимаемой должностью и исполнением им своих должностных трудовых функций (обязанностей).
К рабочей тайне по идее автора относятся конфиденциальные сведения (не составляющие профессиональную или должностную тайну), которые стали доступными работнику в связи с исполнением им своих трудовых функций.
Таким образом, автор предлагает не просто "переименовать" понятие служебной тайны, как это было заявлено, а распространить его фактически на любые сведения, которые становятся доступными работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей. Вряд ли подобный подход согласуется с конституционным правом на информацию. Заметим, что статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(31) (далее - Закон об информации) в числе основополагающих принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации называет:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В связи со всем сказанным выше мы полагаем целесообразным узкое понимание служебной тайны, т.е. в связи с государственной и муниципальной службой. Вместе с тем невозможно отрицать, что в рамках иных организаций также существует необходимость охраны конфиденциальной информации. Если данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, то подобная охрана будет осуществляться в рамках института коммерческой тайны. Если же информация не представляет коммерческой ценности для ее обладателя, но ее распространение может негативно повлиять на интересы организации или третьих лиц, то на такую информацию могут распространяться положения о защите профессиональной тайны.
А.А. Рожнов дает следующее определение: "Профессиональная тайна представляет собой подлежащую сохранению в тайне в соответствии с требованиями законодательства информацию (не являющуюся государственной тайной), доверенную или ставшую известной лицу в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, неправомерное распространение которой может причинить вред правам и интересам собственника информации или его правопреемников"*(32).
Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" в качестве одного из видов конфиденциальной информации называет сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
Нужно сказать, что отдельными законами понятие профессиональной тайны вводилось в отношении отдельных сфер профессиональной деятельности.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"*(33), информация о кооперативе, союзе кооперативов, полученная ревизионным союзом и (или) его работниками при осуществлении ревизии кооператива, союза кооперативов или оказании сопутствующих ей услуг, составляет профессиональную тайну.
Статья 11 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"*(34) относит к профессиональной тайне сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 ст. 82 части первой Налогового кодекса РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, Налогового кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую тайну.
В ст. 14 Основ законодательства о нотариате, устанавливающей текст присяги нотариуса, также употребляется термин "профессиональная тайна".
Вместе с тем обобщенное понятие профессиональной тайны впервые появилось в ч. 5 ст. 9 Закона об информации. Согласно указанной норме, к профессиональной тайне относится информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности.
В этой связи некоторыми авторами отмечается, что в законодательстве на тот момент уже было и до сих пор существует понятие служебной тайны, которое имеет тот же самый смысл*(35). В частности Е. Хохлов относит к служебной тайне адвокатскую, аудиторскую, банковскую, нотариальную, врачебную тайну. Вводимое законом об информации понятие профессиональной тайны он рассматривает как "переименование" служебной тайны как вида конфиденциальной информации.
С подобным выводом нельзя согласиться в рамках высказанного нами выше понимания института служебной тайны. Как нам представляется, служебная тайна является одним из видов профессиональной тайны, однако не исчерпывает ее содержания.
Правовой режим профессиональной тайны характеризуется частноправовой природой и составляет обязанность не разглашать сведения, ставшие известными адвокатам, нотариусам, врачам, представителям иных профессий в процессе их деятельности. Основное отличие данной группы сведений конфиденциального характера от сведений, функционирующих в административно-правовых режимах служебной тайны и персональных данных, в том, что представители этих профессий не являются государственными или муниципальными служащими*(36).
Существует множество видов профессиональной тайны, в частности: адвокатская, врачебная, аудиторская, журналистская и т.п. Рассмотрим некоторые из них с тем, чтобы выделить общие признаки информации, составляющей профессиональную тайну.
Первый признак, который можно выделить в содержании профессиональной тайны, касается ее комплексного характера. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"*(37) (ст. 13) закрепляет, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. К сведениям, составляющим врачебную тайну, в Российской Федерации относят как собственно медицинские данные, так и информацию, не являющуюся по характеру медицинской, но относящуюся к личной жизни пациента и его семьи.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(38) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Кодекс профессиональной этики адвоката от 31 января 2003 г. к таким сведениям относит:
- факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
- все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
- сведения, полученные адвокатом от доверителей;
- информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
- содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
- все адвокатское производство по делу;
- условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
- любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.
Таким образом, в содержание адвокатской тайны входит в том числе и та информация о клиенте, которая составляет персональные данные лица, обратившегося за юридической помощью.
Нотариальная тайна распространяется на любые сведения, ставшие известными нотариусу, например о личной жизни обратившегося гражданина и членах его семьи, о составе его имущества, предполагаемых действиях и т.д., представленные нотариусу в устной или письменной форме*(39). Как мы видим, в содержание нотариальной тайны могут входить как персональные данные лица, так и информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью. То же самое можно сказать и о банковской, аудиторской, налоговой тайнах.
Такое тесное переплетение разноплановых сведений конфиденциального характера заставляет поставить вопрос о разграничении отдельных режимов их охраны. В литературе по данному поводу высказываются различные точки зрения. Например, Э. Гаврилов полагает, что по своему содержанию служебная информация может представлять собою либо коммерческую, либо личную тайну, например техническую, банковскую, медицинскую, адвокатскую тайну*(40). На этом основании он делает вывод, что специально выделять служебную тайну как особый объект гражданского права нет оснований. Учитывая, что Э. Гаврилов придерживается широкого подхода к понятию служебной информации (об этом мы говорили выше), все сказанное им следует относить и к профессиональной тайне. Фактически речь здесь идет о том, что вся информация, связанная с профессиональной деятельностью подпадает либо под режим коммерческой тайны, либо персональных данных.
На множественность правоотношений по поводу информации, функционирующей в режиме служебной тайны, обращает внимание О.С. Соколова*(41), рассматривая вопрос о том, в каком объеме конструкция правовых режимов "чужих" тайн сохраняется в системе исполнительной власти. Как отмечает автор, "внешняя" составляющая служебной тайны исключительно многообразна. В процессе государственного управления различными сферами общественной жизни субъекты этого управления становятся осведомленными в отношении сведений, функционирующих в режиме врачебной, адвокатской тайны, тайны связи, нотариальной, аудиторской, тайны страхования, коммерческой, банковской и т.д.
В этой связи некоторые ученые высказывают мысль о трансформации одного режима конфиденциальной информации в другой. В.Н. Лопатин, предлагая упорядочить работу с конфиденциальной информацией в сфере государственного управления посредством принятия специального закона, считает необходимым урегулировать в нем вопрос о способах изменения режимов ограниченного доступа (в том числе замены одного режима другим)*(42). М.Ю. Костенко, анализируя природу налоговой тайны, полагает, что в момент получения налоговым органом информации, составляющей коммерческую тайну, последняя в силу ст. 102 Налогового кодекса РФ становится налоговой тайной*(43).
Возражая против подобной точки зрения, О.С. Соколова отмечает, что речь идет не о трансформации режимов, а о возникновении множественности отношений по поводу одного и того же вида информации, ведь в органы исполнительной власти предоставляется не режим, а сама информация*(44).
Как отмечает автор, в процессе получения субъектами государственного управления сведений, функционирующих в режиме профессиональной тайны, например нотариальной, врачебной, аудиторской, правоотношения по поводу данной информации между субъектами, ее предоставившими, и субъектами госуправления, укладываются в рамки правоотношений по поводу служебной тайны. При этом субъекты госуправления обязаны обеспечивать конфиденциальность данной информации не только перед предоставившими ее лицами, но и перед клиентами нотариуса, пациентами врача и т.д. Прежние правоотношения между носителями профессиональной тайны и их клиентами не меняются, режим профессиональной тайны сохраняется и ни во что не трансформируется.
Высказанная О.С. Соколовой точка зрения в полной мере может быть отнесена и к сведениям, составляющим профессиональную тайну. Действительно, информация, представляющая коммерческую ценность и составляющая коммерческую тайну, предоставленная банку, аудитору и т.п., становится для соответствующих организаций и должностных лиц профессиональной тайной и остается коммерческой тайной для ее обладателя, его работников, контрагентов и т.п. Исключением в этом смысле являются персональные данные. Другим, характеризующим профессиональную тайну признаком является отсутствие у соответствующей информации коммерческой ценности для субъекта, т.е. представителя соответствующей профессии. Безусловно, сами сведения, входящие в объем профессиональной тайны, могут иметь действительную или потенциальную ценность для правообладателя. Однако лицо, которое в силу своих профессиональных обязанностей получает доступ к такой информации, может использовать ее только с целью возможно эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.
С.Н. Братановский,
Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина,
доктор юридических наук, профессор
"Гражданин и право", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 10. Ст. 1127.
*(2). См.: Комментарий к части первой Гражданского кодекса / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1998. С. 154.
*(3) См.: Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. 1998. N 2. С. 56.
*(4) См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сб. статей. М., 2005. С. 132.
*(5) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 г. N 19. Ст. 2716.
*(7) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3806.
*(8) См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
*(9) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.
*(10) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.
*(11) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 10. Ст. 1152.
*(12) См.: Соколова О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: Дисс. ... к.ю.н. СПб, 2005. С. 133.
*(13) См.: Там же. С. 134.
*(14) См.: Ярочкин В., Шевцова Т. Словарь терминов и определений по безопасности и защите информации. М., 1996. С. 40.
*(15) См.: Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны // Государство и право. 2000. N 6. С. 89.
*(16) См.: Соколова О.С. Указ. соч. С. 142.
*(17) См.: Городов О.А. Основы информационного права России. СПб, 2003. С. 93.
*(18) См.: Гаврилов Э. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 29.
*(19) См.: Современный словарь русского языка. В 4-х т. М., 1988. Т. IV. С. 143-144.
*(20) См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е. М., 1997. С. 732.
*(21) См.: Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М., 1993. С. 97.
*(22) См.: Манохин B.M. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 9.
*(23) См.: Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. М., 1999. С. 18.
*(24) См.: Гаврилов Э. Указ. изд. С. 29.
*(25) См.: Дозорцев В.А. Опубликование материалов не охраняемых авторским правом / Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2003.
*(26) См.: Глазырин В. Служебная и коммерческая тайна в трудовых отношениях // Справочник кадровика. 2001. N 8. С. 9.
*(27) См.: Трудовое право России / Под ред. А.М. Куренного. М., 2004.
*(28) См.: Российское трудовое право. Учебник / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 161.
*(29) См.: Мирских И.Ю. Коммерческая тайна как вид конфиденциальной информации: Трудоправовой и цивилистический аспекты: Дисс. ... к.ю.н. Пермь, 2005. С. 51.
*(30) См.: Мирских И.Ю. Указ. соч. С. 52.
*(31) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
*(32) См.: Рожнов А.А. Уголовно-правовая охрана профессиональной тайны: Дисс. ... к.ю.н. Ульяновск, 2002. С. 31.
*(33) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4870.
*(34) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3198.
*(35) См.: Хохлов Е. Комментарий к новому Закону об информации // Корпоративный юрист. 2007. N 1.
*(36) См.: Огородов Д.В. Соотношение служебной и профессиональной тайн // Проблемы информатизации. 2001. N 2. С. 104.
*(37) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724.
*(38) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.
*(39) См.: Сычев О.М. Институт нотариальной тайны не отменен // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7.
*(40) См.: Гаврилов Э. Указ. изд. С. 29.
*(41) См.: Соколова О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в системе специальных административно-правовых режимов // Современное право. 2005. N 8. С. 40.
*(42) См.: Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны // Государство и право. 2000. N 6. С. 85.
*(43) См.: Костенко М.Ю. Правовые проблемы налоговой тайны: Дисс. ... к.ю.н. М., 2002.
*(44) См.: Соколова О.С. Указ. изд. С. 40.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые режимы и соотношение служебной и профессиональной тайны
Автор
С.Н. Братановский - Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина,
доктор юридических наук, профессор
"Гражданин и право", 2013, N 1